Изобразительно-выразительные средства языка(тропы) и их роли в тексте.




Тропы – слова, используемые в переносном значении. Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какие их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передает свое отношение к изображаемому.

Определение тропа Роль в тексте Примеры
  ЭПИТЕТ – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить») Усиливают выразительность, образность, яркость языка. Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определенное эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к изображаемому; раскрывают внутреннее состояние героя. А за рекою робко блестят золотые огни. (И.Бунин) Через полчаса раздались нетерпеливые звонки. Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… (А.Алексин, вар.1) А Тимофей шел рядом и нес мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. Маленький Тимофей долго алел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (Т.Устинова вар.5)
  СРАВНЕНИЕ – сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обычно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительным. Может присоединятся словами подобный, похожий. Сравнения, как и эпитет, играют те же роли в тексте: Усиление его изобразительности и образности, создание более ярких выразительных образов; выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий; выражение авторских оценок и эмоций. Собака вздохнула глубоко и громко, как человек. (Ю.Яковлев вар.7) Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (С.Есенин) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин) Змейкой мчится по земле поземка. (С.Я.Маршак) На глазах осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)
  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов действиями, свойственными человеку. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиление передаваемых мыслей; для выражения авторских характеристик предметов. Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов) Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у нее руки поют. Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек. (В.Астафьев вар.24)
  МЕТАФОРА - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союз, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор тексте усиливает зримость и наглядность изображаемого. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Багровый костер заката. (И.А.Бунин) Всей своею собачьей душоу расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (Л.Андреев вар.23) И теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа. Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания. А.Алексин вар.1)    
  ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) – замена названия предмета каким-либо описательным оборотом. Перифразы позволяют: -выделить и подчеркнуть наиболее существительные признаки изображаемого предмета; -ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; -избежать неоправданного автора. Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавить тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу) продаются мужские костюмы. А цвета какие? Черный, черно-серый, серовато-черный, черновато-серый… (Ильиф и Петров)
  ГИПЕРБОЛА – излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов: -резко усиливать выразительность изображаемого; -придавать мыслям яркую эмоциональную окраску; -передавать авторскую оценку. Звонили, наверное, раз сто. Опять рыжики нашел Витька, недаром у него глазища по чайному блюдечку.( В.Солоухин) Мурлышка – вся ее жизнь.
  ЛИЛОТА – чрезмерное преуменьшен свойств изображаемого предмета. Мужичок с ноготок. Мы – меньше муравьев лесных


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: