Лексикология, фразеология.




Происхождение языка, образование и историческое развитие языков.

Задание 1. Заполните таблицу.

 

теория недостаток
     
     
     
     
     
     

 

Задание 2. Назовите основные характеристики звукового комплекса, как основной единицы языка.

 

Задание 3. Сравните праязык с английским языком. Сделайте вывод.

Праязык Часть речи Английский язык
       
       
     
       
       
       
       
       
       

 

Задание 4. Назовите основные закономерности развития языков.

 

 

Задание 5. Перечислите:

- пути появления новых слов в языке, указав причины, приведите примеры;

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- изменения в фонетике и фонетические законы;

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- изменения грамматического строя.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

  1. Сущность языка, его общественная функция и внутренняя структура.

Задание 1. Дайте определения понятиям.

Язык как система систем

Система –

Знак-

Структура –

Уровни языка –

Парадигматические отношения –

Синтагматические отношения –

Языковая система -

Задание 2.

Задачи на свойства языкового знака

1. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

2. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению слов: рус. дом, укр. будинок, англ. house, нем. Haus, фр. maison?

3. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (‘родник’) — ключ (дверной), пол (биологический) — пол (в доме)?

4. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать, анализируя корни слов: бег — бежать — бегу, рука — ручка?

5. Почему сопоставление таких словоформ, как беру и возьму, много и больше, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

6. Почему возможны дублетные формы: галоши — калоши, уплачено — уплочено, шкаф — шкап?

 

  1. Фонетика и фонология.

Задание 1. Заполните таблицу.

Виды фонетики Предмет исследования
1.    
2.    
3.    
4.    

Задание 2. Перечислите частные дисциплины и укажите предмет исследования.

 

 

Задание 3. Укажите те органы, которые не относятся к органам речи.

Губы, зубы, язык, руки, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, десны, бронхи, легкие, нервы, подбородок.

 

Задание 4. Назовите, что входит в речевой аппарат.

 

 

Задание 5. Перечислите активные органы речи.

 

 

Задание 6. Перечислите пассивные органы речи.

 

 

Задание 7. Назовите признаки, которые акустика различает в языке.

 

 

Задание 8. Дайте классификацию звуков речи.

 

Задание 9. Дайте классификацию согласных.

 

Задание 10. Дайте классификацию гласных.

 

Задание 11. Выполните фонетический разбор слов: ель, молоко, солнце, ширина, класс, маяк, пью, тень.

 

Задание 12. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. якорь, земля, уголь, пояс;
  2. семья, проезд, повесть, есть;
  3. юг, объяснил, люк, съемка;

 

Задание 13. Определите, какие звуки речи образуются следующей артикуляцией в русском языке.

  1. голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска опущена; нижняя губа, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи;
  2. голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска не опущена; нижняя губа, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи;
  3. голосовые связки не сближены и расслаблены; небная занавеска не опущена; нижняя губа, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи;
  4. голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска опущена, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи; средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу;

5.голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска не опущена; язык не приподнят и немного продвинут вперед; губы не округлены;

6.голосовые связки не сближены и не напряжены; небная занавеска не опущена; передняя часть языка сближается с зубами, образуя щель на пути воздушной струи.

 

 

Задание 14. Дайте определение понятиям.

Фонема-___________________________________________________

Слог- ______________________________________________________

 

Интонация -_______________________________________________________

Ударение -_________________________________________________________

а) =_______________________________________________________________

б) =______________________________________________________________

Редукция - ________________________________________________________

Аккомодация - _____________________________________________________

Ассимиляция - _____________________________________________________

Ассимиляция различается:

1) По направлению –

2) По полноте:

3) По месту:

Диссимиляция – __________________________________________________

Диереза – ________________________________________________________

Эпентеза – ______________________________________________________

Протез (надставка) - _____________________________________________

Метатеза - ______________________________________________________

Фонетические и исторические чередования звуков - __________________

_________________________________________________________________

Задание 15. Перечислите функции, признаки фонем.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 16. Подтвердите или опровергните следующее:

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи - это слова, фразы, такты, тоны, слоги, звуки. Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 17. Заполните таблицу.

Фонетический процесс Особенность Примеры
         
         
         
       
       
       
       
       

 

Задание 18. Перечислите методы и приемы экспериментальной фонетики.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Перечислите виды слогов, приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лексикология, фразеология.

Задание 1. Объясните связь лексикологии и слова.

 

 

Задание 2. В чем состоит минимальное и максимальное состояние слова, его признаки?

 

Задание 3. Перечислите разделы лексикологии.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Назовите функции и признаки слов в языке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Изобразите графически переход нарицательных имен в собственные и наоборот. Приведите примеры.

 

Задание 6. Продолжите фразу «собственные имена подразделяются на» и приведите примеры.

 

Задание 7. Заполните таблицу.

Типы слов Способность называть Способность выражать понятия Способность быть членом предложения
           
           
           
           
           

 

Задание 8. Изобразите в форме таблицы развитие лексических значений, указав значения, особенности, классификацию (если есть), примеры.

 

 

Задание 9. Дайте определение понятиям.

Лексикология

Разделы лексикологии

Лексикология –

Семасиология –

Этимология –

Ономастика –

Топонимика –

Фразеология –

Лексикография –

Слово –

Основные признаки слова: (7)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции слова:

Полисемия –

Виды переноса значений слова

Метафора (4)–

 

Виды метафор:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Метонимия –

Виды метонимического переноса:

 

Термины и терминология

Термин – ___________________________________________________________________________________

Омонимы-___________________________________________________________________________________

Синонимы –__________________________________________________________________________________

Табу –_______________________________________________________________________________________

Эвфемизмы – _________________________________________________________________________________

Антонимы – __________________________________________________________________________________

Фразеологизмы –

 

Словообразование и его типы

Морфологический способ словообразования –

 

 

Виды морфологического способа словообразования:

 

 

Конверсия или морфолого-синтаксический способ –

 

 

Лексико-синтаксическсий способ, или лексикализация –

 

 

Пути пополнения словаря языка

Переосмысление слов

 

Лексико-семантическое словообразование –

 

Заимствование слов из других языков –

 

Пуризм – стремление изгнать иностранные слова из родного языка.

 

Калькирование иноязычных слов –

Словообразовательная калька

Фразеологическая калька –

Процессы развития лексики

Устаревание и отмирание некоторых слов –

 

Историзмы –

 

Архаизмы

 

Лексические архаизмы по их соотношению с современными синонимами делятся на:

 

 

Лексико-словообразовательные архаизмы –

 

Лексико-фонетические архаизмы

 

Семантический архаизм –

 

Грамматика.

Задание 1. Какие грамматические модели в языке можно различить?

 

Задание 2. Объясните позиции грамматики, лексики, фонетики (периферия).

 

Задание 3. Какие стороны имеет каждое грамматическое явление?

 

Задание 4. Как вы понимаете синтагматическое и парадигматическое отношения?

 

Задание 5. Грамматическое значение и его типы выясняются из сопоставления их с вещественным и лексическим значением. Докажите это на примере.

 

Задание 6. Заполните таблицу.

Грамматические способы языков.

Грамматический способ Его особенности Примеры
         
       
       
       
       
       
         
       
       
       
       

 

Задание 7. Объясните синтетический и аналитический строй языков. Приведите примеры.

 

Задание 8. Назовите синтаксические единицы языка.

 

-…………………….(разновидности, типы отношений),

 

- предложение (типы, члены предложения).

 

Задание 9. Дайте определение понятиям.

 

Грамматика

Понятие грамматики

Грамматика –

 

Грамматический строй языка –

 

Основные единицы грамматического строя языка

Морфема –

 

Слово –

 

Словосочетание –

 

 

Предикативная связь –

 

Сочинительная связь –

 

Аппозитивная связь –

 

Предложение –

 

Предикативность –

 

 

Модальность –

 

 

Лексическое и грамматическое значения

Лексическое значение слова –

 

Грамматическое значение –

 

Словообразовательное значение –

 

Грамматическая форма –

Парадигма –

Грамматический способ –

Деривационное значение –

Реляционное значение –

Грамматическая категория –

Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова

Морфема –

Нулевые морфемы –

Корень –

Аффикс –

Морф –

Алломорфы –

Варианты –

Субморф –

Основа слова –

Производная основа –

Непроизводная основа –

Непроизводное слово –

Производное слово –

Словообразовательная производность –

 

Понятие формы слова

Форма слова –

Грамматическая форма слова –

Словоформа –

Формообразующая основа –

Форматив (или формообразующий аффикс) –

Варианты –

Омоформы –

Парадигма –

Лексемы

 

 

Способы выражения грамматических значений

Агглютинация –

Флективность –

Фузия –

Внутренняя флексия (чередование звуков) –

Супрасегментные морфемы (морфемы-операции) –

Супплетивизм –

Удвоение или редупликация –

Интонация –

 

 

Грамматическая категория

Грамматическая категория –

Соотношение грамматической категории и грамматического значения

Морфологические категории словоизменительного типа –

Морфологические категории классификационного типа –

Синтаксические грамматические категории – категории, принадлежащие прежде всего синтаксическим единицам языка.

Лексико-грамматические категории –

Задание 10. Решите следующие задачи.

1. Как выявляется категория рода в словах знакомому и си­него?

2. Как выявляется единственное число в словах единство, зо­лото, сахар, не имеющих формы множественного числа?

3. Можно ли по лексическому значению слов мертвец, по­койник, труп определить их принадлежность к классу одушев­ленных ~ неодушевленных существительных?

4. Какие значения сказуемого выявляются из противопостав­ления учитель сердится — учитель сердит — учитель сердитый?

5. Многозначность или омонимию представляет слово ме­шать в данных предложениях?

6. В каких случаях можно говорить о многозначности слова узел, а в каких об омонимии?

7. Какими языковыми фактами доказывается омонимичность слов лист1, 2 (ср.: лист железа, дубовый лист, похвальный лист)?

8. Определите разницу между омонимами первой (град, клуб, коса, мина) и второй (бой, завод, кулак, узел, язык) групп.

9. Сгруппировать по типам устойчивые словосочетания: бе­лая бумага, втирать очки, железный век, игра природы, красная строка, мыть посуду, новый фильм, Первое мая, Тихий океан, хо­лодное оружие.

10. Из каких противопоставлений выявляются семы слова стоять: ‘находиться в вертикальном положении’, ‘не переме­щаться’, ‘быть устойчивым’?

11. Какие семы определяют значения слов: стакан, чашка, стопка, рюмка, бокал, кружка?

12. В каком отношении находятся значения слов: берёза, ветка, дерево, дуб, корень, куст, растение?

13. Распределите глаголы на группы — одновалентные, двух­валентные и трехвалентные: бегать, брать, вести, гибнуть, дро­жать, искать, кричать, ловить, мыть, мыться, носить, отды­хать, писать, стучать, толкать, учить, франтить, хватать, хо­хотать.

14. Какой тип переноса наименования представлен в слове воз во втором и третьем предложениях?

15. В какие пары по значению группируются слова: бодрство­вать, вечер, день, новый, ночь, светлый, спать, старый, тёмный, утро?

16. В чем заключается разница между словами первой и вто­рой групп с точки зрения подбора к ним антонимов: 1) засыпать, поздно, светлый, хороший; 2) сладкий, старый, холодно, стоять?

17. Одинаковые ли (с точки зрения словообразования) типы антонимов имеют слова: вкусный, годный, законность, польза, ра­венство, родной, слить?

18. Как соотносятся между собой значения глагола обойти в данных предложениях?

19. Как группируются по значению слова: аэроплан, глаза, лингвистика, невпопад, некстати, опрятный, очи, самолёт, чис­тый, языковедение, языкознание?.

20. В чем сходны и чем различаются слова: рус. полотенце и укр. рушник?

21. Во всех ли словах существует связь между значением слова и его внутренней формой: дворник, зубило, мыло, неза­будка?

22. Значение каких английских слов можно вывести из их внутренней формы: cloudburst (cloud ‘туча’, burst ‘взрыв’), nightly (night ‘ночь’, ‑ly — суффикс прилагательного), teacher (teach ‘учить’, ‑er — суффикс действующего лица)?

23. Чем различаются слова первой и второй групп с точки зрения их внутренней формы: 1) ближний, капля, семя, учение; 2) большой, бремя, петля, рвение?

24. Распределите слова на группы с точки зрения ясности ~ не­ясности их внутренней формы: боровик, весло, видеть, масло, облако, переплётчик, рубаха, сверстник, толокно, устье, чернила, щука.

25. Установите по внутренней форме слов, какой признак обо­значаемых ими предметов положен в основу наименования этих предметов: бегун, гудок, колючка, пильщик, тягач, швея.

26. Сгруппируйте слова по признакам обозначаемых ими пред­метов или явлений, выявляющимся во внутренней форуме этих слов: белок, горняк, древко, ежевика, зелье, курятник, нырок, отвёртка, пскович, равнина, сеновал, склянка, смолокур, точило.

27. Пользуясь аналогией с семейством слов напряжение, на­прягать, запрягать, подпруга и т. п., найти этимологию слова тяжесть.

28. Как доказать наличие этимологической связи между сло­вами оборот и отвёртка?

 

 

Письмо.

 

Задание 1. Назовите этапы и формы развития письма.

Задание 2. Дайте определение понятиям.

Письмо-

 

Предпосылки-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: