— обдумывание общей идеи, замысла данного дела (зачем, что, как), различные варианты проведения КТД (м.б. работа в группах, мозговой штурм);
— все идеи записываются;
— обсуждаем идею, а не человека, который предложил её;
— наметка того, что могут сделать другие организаторы, педагоги, взрослые для подготовки и проведения КТД и работа с ними;
— выбирается то или иное коллективное творческое дело (одна идея);
— проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
2.Коллективное планирование и выборы совета дела («планируем вместе»)
– детальная разработка сценария предстоящего дела (работа в творческих группах с учетом их интересов, особенностей в общении: Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кто станет организатором подготовки? Кому, что поручить? Кто участвует?);
– затем весь коллектив слушает представителей каждой микрогруппы;
– выбор сценария;
– распределение заданий группам: роли, оформление, танцы, песня, кричалка, костюмы, музыкальное оформление (каждый занят);
– ответственные за выполнение в каждой группе (совет дела).
Организатор помогает вести общее обсуждение и ведет его. Его задача состоит в том, чтобы каждый четко представил свою роль и увидел свое место в предстоящей работе.
3.Коллективная подготовка
Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется сначала Советом дела вместе с педагогом, а затем передаётся на обсуждение в микрогруппы, которые планируют своё поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело.
Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие-то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива.
— контроль за выполнением поручений в группах (совет дела, вожатый);
— репетиции, до тех пор пока всё от зубов не будет отскакивать. На репетиции всегда лучше, чем на сцене.
4. Проведение КТД
На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.
Следует помочь ребятам правильно распределить время и силы, пусть каждый действует так, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть каждый воспитанник прочувствует всю меру ответственности и силу организации. Задача педагога на этом этапе - находиться там, где он нужнее: рядом с ведущими, в какой-то микрогруппе, в каждой из них, с гостями, родителями и т. д. Главное - своим участием, отношением, переживаниями подчёркивать, что всё происходящее - это общее дело, и оно педагогу также дорого, как и ребятам.
5.Коллективный анализ дела
Коллективно анализировать проведенное дело нужно всегда. Потому что анализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное - извлечь уроки на будущее. Коллективный анализ собственной работы, как показывает опыт, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим.
Как это сделать? В одном случае годится письменная анкета, которую заполняет каждый из ребят, в другом - обстоятельный разговор, сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе: Что было хорошо, что удалось и почему? Что не получилось и почему? Что надо учесть в будущей работе? Выступить может каждый. Задача взрослого - помочь детям дать адекватную оценку проведённому КТД и самооценку. При этом педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД.
Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет также их последовательность. Часто, если что-то не удалось, люди стремятся говорить о плохом, начинают думать и обсуждать то, что не получилось, искать «виноватых». Понять и объяснить это несложно: неудача «болит», люди страдают, жалуются, ругают себя и других. Нередко такие «разносы» кончаются обидами, расторжением отношений. Методика коллективной рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.
Проведенное дело обсуждается на общем «сборе-огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках.
6.Ближайшее последствие
Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Во время анализа дела каждая группа обязательно вносит свои предложения на будущее. «А давайте…»
Пусть эти девизы станут законами вашей жизни и жизни ваших ребят:
- Каждое дело с пользой, иначе - зачем?
- Каждое дело - людям, иначе - зачем?
- Каждое дело творчески, иначе - зачем?
- Наша цель- счастье людей?