Основные причины социального сиротства




Причинами социального сиротства очень много. Их можно сгруппировать по наиболее важным направлениям.

1. Снижение роли семьи в воспитании детей. Оно обусловлено следующими причинами:

– недостаточное внимание к семье со стороны государства;

– низкий уровень материального благополучия значительной части семей;

– стремление некоторых родителей перенести тяжесть воспитания на других, прежде всего на детский сад или школу, а "состоятельные" родители на домашних воспитателей (гувернеров);

– деформация отношения молодых людей к семье, семейной жизни;

– жестокое отношение к детям и насилие в семьях.

Деформация отношения молодых людей к семье, семейной жизни является серьезной проблемой. Ее причинами можно назвать:

– активное внедрение в сознание людей идей о том, что в "современном цивилизованном мире" семья утратила свое значение, о необязательности создания семьи, альтернативность семьи;

– пропаганда свободы сексуальных отношений – "свободной любви";

– отрицание необходимости и нравственной ценности официальных семейных отношений. Речь идет о людях, живущих в незарегистрированном официальном союзе. "Следствием пободного брачного поведения, – подчеркивает Г. И. Климантова, – является появление так называемых внебрачных детей. Их доля в России растет и составляет порядка 27–28%"

– значительный интерес подростков к сексуальным отношениям и активизация ранних сексуальных контактов привели к росту "подросткового материнства" и связанным с ним проблемам: мам самих еще надо воспитывать, а они становятся воспитателями; физиологически несформировавшаяся мама не может сформировать здоровое потомство; раннее материнство негативно отражается на здоровье матерей; многие такие мамы по разным причинам оставляют своих детей в медицинских учреждениях;

– рост числа родителей, прямо уклоняющихся от выполнения своего родительского долга. В юридической практике существует в качестве правонарушения "злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей", предусматривающее меры административного воздействия на родителей.

Еще более значимой является проблема жестокого отношения к детям и насилия в семьях. Закрытость института семьи, взаимозависимость ее членов, недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, а также недоверие к правовой системе, боязнь оскорбительного характера процедуры расследования, нежелание делать свою тайну достоянием общества и многое другое не позволяют сделать адекватные выводы о размерах данного явления.

Выделяют четыре главные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими или ответственными за их воспитание;

сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознаваемое им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослым в целях получения последними выгоды, удовлетворения или достижения корыстных целей. Насильниками чаще оказываются хорошо знакомые жертве взрослые, более чем в половине – это близкие родственники, члены одной семьи, проживающие совместно с ребенком;

пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию;

психическое (эмоциональное) насилие – длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или лиц, ответственных за воспитание ребенка, которое проявляется в словесной форме без физического насилия (оскорбления, унижение достоинства, открытое неприятие и постоянная, критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, преднамеренная физическая или эмоциональная изоляция ребенка) и приводит к возникновению у ребенка патологических черт характера или тормозит развитие его личности.

2. Снижение нравственной ответственности молодежи за рождение ребенка: оставление ребенка в родильном доме перестало быть чем-то зазорным.

3. Разрушение нравственных идеалов и ценностей в обществе, которое выражается в форме:

– растерянности многих родителей в нравственном выборе воспитательной деятельности;

– активной пропаганде в обществе легких возможностей добывания денег, авторитетов криминального мира, безнаказанности аморальных и криминальных действий, что формирует у детей и подростков соответствующие ценности и идеалы.

4. Определенная деградация части взрослого населения, особенно молодого, воспитанного в семьях группы риска, под воздействием алкоголизации, "легкой (свободной) жизни" и других десоциализирующих факторов. Для них рождение ребенка – это обуза, не вызывающая никаких обязательств и необходимости проявления заботы. Воспитание ребенка в таких семьях, в лучшем случае сводится к тому, чтобы периодически его накормить, в худшем случае – это дикое или полудикое воспитание: дитя типа "маугли". Нередко у таких родителей дети вообще не выживают. Такие дети особенно нуждаются в защите, их своевременное выявление, как правило, ведет к лишению родительских прав.

5. Негативное влияние средств массовой информации как на членов семьи, так и на детей.

6. Рост числа разводов и количества неполных семей. Данный факт исключительно негативно сказывается на детях и их воспитании.

7. Попытки родителей создать новую семью или сожительство без учета интересов и благополучия ребенка, что ведет к его подавлению, полному игнорированию или отвержению. Нередко подобный шаг родителей ведет к активному противодействию со стороны ребенка. У него формируются агрессивность, чувство ревности, конфликтность, потеря эмоциональной близости.

8. Несовершенство федерального и местного законодательства или механизма их реализации, которое создает условия для сохранения такого явления как социального сиротства. Приведем примеры:

– права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей изложены в ст. 63 Семейного кодекса РФ. Однако механизм личной ответственности родителей за воспитание ребенка функционирует очень слабо;

– встречаются факты использования некоторыми родителями многодетности для получения "экономического благополучия "; особенно страшно, когда "мать" порождает детей с особыми нуждами для получения определенных льгот. Дети не получают элементарной заботы и внимания, они нужны только для личного благополучия "матери". Лишить ее этих льгот невозможно, запретить рожать таких детей – тоже. Механизм защиты таких детей также функционирует крайне слабо;

недостаточно функционирует механизм защиты прав ребенка от произвола семьи;

либерализация законодательства в области ювенального права привела к росту безнаказанности среди несовершеннолетних. Ответственность за совершение преступления наступает с 14 лет. До наступления этого возраста ребенка после правонарушения задерживают на 2–3 часа и затем отпускают, возвращая на улицу. Дети, получившие опыт преступной деятельности, нуждаются обучении и воспитании в закрытых специальных образовательных учреждениях.

9. Недостаточная действенность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждений социальной профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних и использовании в их профилактической деятельности социально-педагогических возможностей. Они не могут справиться с имеющимся объемом работы и в основном выполняют административные функции по наиболее острым проблемам лишения родителей родительских прав, обустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимы конкретизация назначения таких учреждений, корректировка их деятельности и структуры, а также повышение их социальной роли в профилактической деятельности с родителями и детьми.

10. Криминализация российского общества, формирующая аналогичные идеалы для подражания детей и подростков. Наличие в семье судимых родственников негативно сказывается на детях, способствует вовлечению их в противоправную деятельность, причем нередко насильственно.

11. Негативное поведение и деятельность взрослых, как пример для подражания детей. Оно проявляется в:

– алкоголизации и наркомании родителей. Это, особенно в отношении матери, губительно сказывается на физическом и психическом здоровье ребенка. Значительная часть женщин, страдающих алкоголизмом, рождает детей с так называемой алкогольной эмбриопатией. В таких случаях, как следствие, происходит отказ от ребенка сразу же при рождении. Пьянство родителей драматично по своим последствиям и для процессов социализации и воспитания детей;

– вовлечение взрослыми детей и подростков в криминальную деятельность, эксплуатация и использование их в криминальном бизнесе.

12. Разрушение возможностей организованного досуга детей и подростков, которое выражается в:

– коммерциализации центров досуга и спорта;

– ликвидации организованных молодежных объединений, способствующих воспитанию подрастающего поколения;

– росте числа неформальных молодежных объединений негативной и криминальной направленности.

13. Миграционные процессы. Среди мигрантов есть дети. Нередко, ненужные своим родителям, они мигрируют одни.

Изложенное обусловливает формирование социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, рост преступности, алкоголизацию и наркотизацию среди несовершеннолетних и требует специальных усилий по профилактике и преодолению этих явлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: