Тема 3. Сущность диалогической позиции психолога




ВОПРОСЫ

к зачету по дисциплине «Профессиональная культура психолога»

для студентов 3 курса специальности «Психология»

на 2017-2018 учебный год

Тема 1. Философские основания диалогического подхода

1. В чем проявляется особый статус существования человека в отличие от существования вещей, по мнению М.Хайдеггера?

2. Как смертность человека определяет его существование? Что есть смерть и почему человек избегает ее осознавание?

3. В чем подлинность человеческого существования, с точки зрения М.Хайдеггера?

4. Объясните смысл фразы: «Узаконенное людом равнодушное отношение к смерти имеет какое-то положительное "психологическое" значение, но в бытийном плане оно вредно: " люд не позволяет возникнуть смелости к страху перед смертью "».

5. Объясните смысл фразы: «Равнодушие отчуждает человека от истины собственного бытия. "Усредненный" индивид, послушный людскому мнению, избегающий понимания того, что он пребывает к смерти, обречен, по мнению Хайдеггера, вести " неподлинное существование", не способен к осознанному и свободному самоопределению в мире».

6. Какая проблема тесно связана с проблемой самоубийства, по мнению А.Камю?

7. Почему человек принимает решение покончить с собой?

8. Что понимается А.Камю под абсурдностью существования? Какого человека он назвал абсурдным? Что он понимает под бунтом абсурдного человека?

9. Когда человечество готово искать ответ на проблему своего существования, по мнению М.Бубера?

10. Почему Бубер считал, что ни индивидуализм, ни коллективизм не решают проблему одиночества личности?

11. В чем подлинное решение проблемы одиночества?

12. Почему, по мнению Б.Паскаля, человек боится оставаться наедине с собой?

13. Какую роль играют игры и развлечения в жизни людей, по мнению Б.Паскаля?

14. В чем видит Паскаль парадокс человеческого существования?

15. Какую связь Х.Ортега-и-Гассет усматривает между неотчуждаемостью человеческой жизни и одиночеством?

16. Каким образом в рассуждениях Ж.-П.Сартра связаны понятия одиночества, свободы, ответственности и "непростительности" наших поступков?

17. Почему, с точки зрения Ортеги и Сартра, человек не "бывает" (время от времени) одиноким, а одинок изначально и всегда?

18. Как понимаете фразу: «В этом смысле бытие личности изначально является одиноким, обособленным, даже если сам себя человек одиноким не чувствует»?

 

Тема 2. Философия коммуникации

1. Назовите четыре уровня "я" (по К.Ясперсу). Охарактеризуйте способы коммуникации, соответствующие этим уровням.

2. Почему Ясперс утверждал, что экзистенциянедоступна познанию научными методами, но зато "проясняется" благодаря коммуникации?

3. Какое значение имеет "общая ситуация" для "экзистенциальной коммуникации"?

4. В чем состоит двойственность человеческого "я", по М.Буберу?

5. Почему Бубер характеризует Бога как "вечное Ты"?

6. Как вы могли бы объяснить утверждение Бубера, что настоящий диалог может происходить даже молча?

7. Какие три вида диалога различает Бубер?

8. Почему Бубер считал, что "настоящий диалог" и любовь – не одно и то же?

9. Почему М.М.Бахтин утверждал, что "быть – значит общаться диалогически"?

10. Почему Бахтин считал, что целостное понимание личности возможно только с позиции "вненаходимости"?

11. В чем, по мнению Бахтина, заключается несостоятельность "объективного" познания личности методами механистической психологии?

12. Каким образом Бахтин аргументирует утверждение, что познание личности (своей собственной и другого человека) происходит посредством диалога?

13. Какую роль играет диалог с точки зрения Бахтина в появлении и развитии идей в сознании индивидуума?

14. Что такое "скрытая полемика", "большой диалог"?

15. Прокомментируйте замечание С.Л.Франка, что "ты" вторгается в нас, в отличие от "оно", нейтрального по отношению к нам.

16. Как Франк объясняет то, что палачи и профессиональные убийцы предпочитают не смотреть в глаза своим жертвам?

17. Каким образом Франк аргументирует свое утверждение, что "мы" – первичная реальность по отношению ко всякому отдельному "я"?

18. Какие два типа отношений "я – ты" различает Франк?

19. Чем различаются, по мнению Франка, "соборность" и "общественность"?

Тема 3. Сущность диалогической позиции психолога

1. Проблема доминанты на другом (А.А.Ухтомский).

2. Понятия «доминанта на Собеседнике» и «доминанта на себе» А.А.Ухтомского.

3. Феномены «Двойник» и «Заслуженный собеседник»

4. Сравнительный анализ диалогического и монологического взаимодействия

5. Качественные характеристики диалогических отношений в работе психолога: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-подтверждение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: