Фрагмент урока по методике преподавания математики.




УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр.64. Зад. 3

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение задач»

Цель: Совершенствовать умение решать задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Задача:

Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?

Тип задачи: нетиповая

1 вид простой задачи: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме.

Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные две недели в доме отдыха. Сколько дней провел папа в доме отдыха?

2 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

Папа провел 10 дней отпуска на даче, а в доме отдыха 14 дней. Сколько дней провел папа в отпуске?

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски
1.Подготовительный этап (отработка умения решать простые задачи) Задачи: · Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующую задачу: В зоомагазине в 6 аквариумах 54 рыбки, поровну в каждом. Сколько аквариумов занимают 27 рыбок?   -Что в задаче примем за единицу? (Количество рыбок в одном аквариуме.) -Решите задачу. -Количество рыб в аквариумах? (одинаковое) -Количество аквариумов? (6 аквариумов) -Общее количество рыб? (54 рыбки) -Сколько аквариумов занимают 27 рыбок? (неизвестно) Решение: 1) 54: 6 = 9 (р.) — в одном аквариуме; 2) 27: 9 = 3 (акв.). Ответ: 27 рыбок занимают 3 аквариума. -Мы ответили с вами на вопрос? (да) -Молодцы, ребята! Теперь можем приступить к решению задач на закрепление. -Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка.
2. Решение задачи: -Чтение и осознание текста задачи. -Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 64 и прочитайте «про себя» задачу под № 3. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О папе, который отдыхал на даче и в доме отдыха). -Что мы знаем про отдых на даче? (Что папа провел там 10 дней отпуска). -Что мы знаем о доме отдыха? (Что папа провел там 2 недели). -Что нам надо узнать? (Сколько дней папа был в отпуске). -Что нам нужно еще узнать помимо главного вопроса? (Что значит «две недели»? Сколько дней в ⁷одной неделе? (7) -Все верно, молодцы! - Для того, лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?   1. 2. 3.   (Подойдет 3 схема)   -Теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?)     -схемы изображены на доске.        
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: -Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключения -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи). Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего дней папа провел в отпуске) -Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество дней папа провел на даче и в доме отдыха) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество дней папа провел на даче. Их 10) А какое число мы пока что не знаем? (Количество дней папа провел в доме отдыха) -Что нам известно о количестве дней проведенных в доме отдыха? (Что в доме отдыха он провел 2 недели) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество дней проведенных в доме отдыха? (Количество дней в 1 недели их 7,и тогда мы узнаем сколько дней в 2 неделях) -Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем, что на даче папа провел 10 дней. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос) -Одновременно строим «Дерево рассуждений»:     Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько дней папа провел в доме отдыха. Что для этого нужно сделать? (Для этого нужно 2 умножить на количество дней в одной недели) -Когда это число будет известно, то найдем общее количество дней. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество дней проведенных на даче и количество дней проведенных в доме отдыха)      
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: - Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? 1) 2*7=14 -14 чего? (дней) 1) 2*7=14.(дн.) - Количество дней, которые папа провел в доме отдыха. -Что мы нашли в первом действии? (Количество дней, которые папа провел в доме отдыха) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 10+14=24(дн.)- Общее количество дней. -Чему равно? (24) -Что мы нашли во втором действии? (Общее количество дней, которые папа был в отпуске) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 10-(2*7) Б) 10+(2*7) В) 10+(2+7) Запишите верное выражение в тетрадь: 10+(2*7) =24 (дн.) - Всего дней папа провел в отпуске. -Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради.
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:   -По схеме составьте текст обратной задачи: “ Папа провел 24 дня в отпуске. Из них 10 дней он провел на даче, а остальные дни в доме отдыха. Сколько недель папа провел в доме отдыха?” -Решим данную задачу . -Что известно из первого предложения задачи? (Что всего папа был в отпуске 24 дня) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что папа провел на даче 10 дней) -Что нам нужно узнать? (Сколько дней папа провел в доме отдыха?) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько дней папа провел в доме отдыха) -Что мы можем найти, зная общее количество дней и сколько папа провел на даче? (Количество дней проведенных в доме отдыха) -Зная сколько дней папа провел в доме отдыха, сможем ответить на вопрос сколько это недель?) (Да)   Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу.
 
 

-Проверьте,так ли вы записали действия:

1) 24-10=14 (гр.)- Количество дней проведенных на даче

2) 14:7=2(н.)-проведенных в доме отдыха

Ответ:2 недели проведенных в доме отдыха.

-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 2 недели проведенных в доме отдыха)

-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче:

Ответ: Всего папа провел в отпуске 24 дня.

Схема на доске


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: