Частушки (1 - Устименко Ирина, 2 - Попов Никита,




Занятие кружка «Этнографическое краеведение»

Тема «Яркая радуга фольклора»

Цель: Познакомить с устным народным творчеством, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:

· Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.

· С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине.

· Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Оборудование: компьютерная техника; аудиозаписи.

 

Ход урока

Организационный момент

Психологический настрой

Учитель: Подарите улыбку друг другу. Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик» (Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем воздушный шарик, губы сложены трубочкой. (Упражнение повторить 5-6 раз.)

Мотивационно - целевой этап.

Учитель: Отгадайте загадку.

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе: продырявит море! (Утюг)

Какие слова помогли вам разгадать загадку? (Назад, вперед водят утюгом, когда гладят, продырявит - значит прожжет, будет дыра.)

Молодцы! Загадки отгадывать вы любите.

Сообщение темы урока.

Учитель: Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?

(произведения передаются из уст в уста, из поколения в поколение)

Каким словом можно заменить словосочетание «Устное народное творчество»? (Фольклор - от англ. народ, мудрость.)

Учитель: Произведения фольклора не имеют конкретного автора, они создавались всем народом. Каждая песня или сказка в основе, своей создавалась каким – нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно сразу запоминалось и передавалось из уст в уста. Но рассказывал сказку или пел песню каждый по- своему, как помнил, как хотел.

Сегодня на уроке мы с вами повторим произведения разных жанров народного творчества.

Колыбельная песня.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисонька, коток,киса - серенькийхвосток.

Приди, киса, ночевать.Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,за работу заплачу -

Дам кусок пирогаи кувшин молока.

Кто из вас знает колыбельные песенки?

(Ученица – Чернега София исполняет колыбельную песню:

А баиньки-баиньки, купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.)

Учитель:ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР – музыкально - поэтическое искусство, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Народ хранит в своей памяти и музыкально - игровых навыках то, что отвечает его жизненным потребностям и настроениям. Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке. Музыкальные традиции - главная составная часть фольклорных традиций каждого народа.

Учитель: Жанры складывались веками в зависимости, прежде всего, от разнообразия социально - бытовых функций народной музыки, связанных в свою очередь с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования общества. Народная музыка всегда была не столько развлечением, сколько насущной необходимостью.

Основные виды народной музыки:

1. Песня.

2. Песенная импровизация.

3. Песня без слов (например: чувашская, еврейская)

4. Эпические сказания (русская былина)

5. Плясовые припевки (частушки)

6. Инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)

7. Танцевальные мелодии.

Наибольшее развитие получила народная музыка в лирических жанрах, где на смену простым коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходили развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (например: русская протяжная песня) и инструментальные.

Учитель: В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен. Он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников).Какие песни относятся в бытововым песням?

Голотайстрова Виолетта: Частушки. К более поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 века: частушки - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным, крепким» словцом.

Учитель: Предлагаю исполнить веселые частушки:

Частушки (1 - Устименко Ирина, 2 - Попов Никита,

3 - Голотайстрова Виолетта)

1. Ходи, хата, ходи, хата, ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог, и сметана, и творог.

2. Кабы, кабы да кабы на носу росли грибы,
Сами бы варилися да и в рот катилися.

3. Чай пила, самоварничала.
Всю посуду перебила - накухарничала.

1. Мы с милёночком гуляли возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали - не пойдем больше туда.

2. Посылала меня мать загонять гусака,
А я вышла за ворота и - давай плясака!

3. Милый, чё, милый, чё? Милый сердится на чё?
То ли люди чё сказали, то ли сам заметил чё?

Учитель: Итак, народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Учитель: А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Пестушки (от «пестовать» - «нянчить, растить, воспитывать») - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они связаны с физическим и эмоциональным развитием ребёнка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.

Давайте вспомним пестушки вашего раннего детства…

Настя Мунтьян:
Пробуждение:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Учитель: Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

Настя Мунтьян:

- Ладушки, ладушки!Где были? - У бабушки.

- Что ели? - Кашку.

- Что пили? - Бражку.

Кашка масленька,бражка сладенька,

Бабулька добренька.Попили, поели,

Домой полетели -на головку сели,

Ладушки запели.

Учитель: А сейчас вместе со мной обыграемпотешку?

Стенка, стенка (пальцами по щечкам)

Потолок (по лбу)

Две ступеньки (подбородок, над губой)

Дзинь – звонок. (по носу)

Учитель: Считалки помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Маша Шевченко:

Петушок, петушок!Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем.Ну-ка, Миша, выйди вон!

Учитель: Ребята, кто знает считалки? (Дети читают свои считалки)

Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела и тебе водить велела.

Учитель: Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

Платоненко Данил:

От топота копытпыль по полю летит.

На дворе трава,на траве дрова.

(желающие дети демонстрируют умения проговаривать скороговорки, не запинаясь)

Учитель: Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от «голосить» - «говорить, орать, петь громко, кричать нараспев») связаны с одноимёнными святочными играми. На святки в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Давайте вместе попробуем:

Ну, давайте-ка, ребята, голосянку тянуть.
Кто не дотянет, того за волосы-ы-ы-ы!

Участники игры должны были тянуть последний звук как можно дольше, стараясь при этом рассмешить и заставить перестать «голосить» друг друга: первый замолчавший и считался проигравшим. Играя в молчанку, наоборот, нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой. А вот примеры современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:

Ехали цыгане, кошку потеряли, кошка сдохла, хвост облез,
Кто слово скажет, тот ее и съест. Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать!

Учитель: В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Дождик, дождик, дождик лей

Нам с тобою веселей

Не боимся сырости,

Только лучше вырастим.

Учитель: У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед во сто шуб одет,кто его раздевает, тот слезы проливает.

Игра - соревнование «Отгадай загадку» (детям загадываю загадки)

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки–царапки, кто же он? (котенок)

Учитель: Хочу отметить, что я вас познакомила не со всеми жанрами фольклора. И, чтобы ответить на вопросы викторины (в ответах к занятию), вам необходимо вспомнить предыдущие занятия или самостоятельно найти ответы.

Итог урока. Рефлексия.

ВИКТОРИНА.

Использована литература:

1. Кладезьнародных знаний – составитель Панасенко Т.М., - Харьков «Фолио»,- 2007.

2. Копилка народноймудрости (сборник). - Харьков, 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: