Натурфилософия эпохи Возрождения




Содержание

1. Введение……………………………………………………………………....3

2. Гуманистическая направленность и социально - философское содержание философии Возрождения…………………………………………………...4

3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………………….…9

4. Идей античной философии, связанные с эпохой Ренессанса……………12

5. Заключение………………………………………………………………..…14

6. Список литературы………………………………………………………...15

 

 

Введение

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, — в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.

Цель контрольной работы: Изучить философию эпохи Возрождения и на основе изученных данных выполнить контрольную работу.

 

Гуманистическая направленность и социально - философское содержание философии Возрождения

Эпоха Возрождения – время рождения титанов мысли, чувства, характера, идеала. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В данную эпоху светские интересы и полнокровная земная жизнь человека нередко были противопоставлены религиозному аскетизму. Это проявлялось в философии, искусстве, литературе. На первый план выдвинулся живой и разносторонне развитый человек с его потребностями, интересами и способностями решать свои проблемы. Гуманизм, т.е. прославление человека, был основной идеей эпохи Возрождения и ее основным символом.

Сам термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). Он употреблялся еще в 1 веке до нашей эры известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.), для которого humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась таким дисциплинам, как грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название гуманитарных дисциплин.

Характерной чертой философской мысли эпохи Возрождения является антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи бытия.

Задачей философии Возрождения стало не обоснование противоположности духовного и телесного начал в человеке, а раскрытие гармонического единства всех присущих ему физических и духовных качеств.

Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка. В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном» он отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость бесполезной для человека его времени.

По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям великих предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

1) отрицание «книжной мудрости» и схоластических споров, обращение к самой природе;

2) использование прежде всего материалистических произведений античности – Демокрита, Эпикура;

3) философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием (астрономией, механикой, анатомией и т.д.);

4)центральным звеном философии становится человек, проблемы связанные с ним.

Основными направлениями философии стали:

1) гуманизм или философия человека;

2) натурфилософия или философия природы.

Петрарка считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке. Во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования Личностного самосознания эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса человек постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Вырабатывается новый подход к пониманию человека, огромную роль в нем играет понятие деятельности. Ценностью человеческой личности являлись личные заслуги и плодотворность деятельности, а не происхождение или социальная принадлежность.

Воплощением этого подхода может служить деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Итальянский архитектор, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик эпохи Возрождения. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В ряде трактатов он обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки.

По мнению Альберти, человек способен одерживать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах теории Николо Макиавелли (1469 – 1527) и Франческо Гвиччардини (1482 – 1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479 – 1555) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639)

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Николо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального

Размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыслителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и её упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому

В эпоху Возрождения ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Характерной чертой эпохи Ренессанса является ценность человеческой личности, определяемая не происхождением, социальной принадлежностью или богатством, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и роскошь, но последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

Томас Мор в своей «утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое». Он считал, что главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозных преследований. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.

Свой идеал общественного устройства выдвинул Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Он считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Кампанелла считал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Таким образом, в эпоху Ренессанса начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Важнейшим долгом гражданина было служение обществу и Отечеству.

 

Натурфилософия эпохи Возрождения

Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе. Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли была натурфилософия. В XVI в. её развитие становилось всё более интенсивным.

Для натурфилософии Ренессанса характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно – космической жизни.

Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость была относительной и носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы подобно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.

Важное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Не менее актуальной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из её пантеистической позиции и во многом порождавшей её, была также идея тождества микро- и макрокосма. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.

Стремление к углублённому и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского,Дж. Бруно. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Одной из особенностей ренессансной науки является то, что она возникает в тесной связи с искусством. Причем, это единство иногда проявляется в деятельности одного человека. Примером служит творчество художника, инженера, ученого-естествоиспытателя, философа—Леонардо да Винчи. Сфера его инженерных интересов необозрима: идеи ткацкого станка, танка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Многие из этих идей обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX- XX вв. Отвергая теологическое противопоставление мира «зем­ного» и «небесного», Леонардо да Винчи провозглашает физическую однородность Вселенной: природа Земли и небесных тел оказывается если и не вполне тождест­венной, то, по крайней мере, «подобной»; Земля — такое же «светило», как и прочие небесные тела, которые в свою очередь состоят из тех же «земных» элементов-стихий. Леонардо впервые вводит в космологию мысленный эксперимент, ставя вопрос, какой представлялась бы наша земля наблюдателям, находящимся на других небесных телах, исходя при этом из физической однородности космического пространства. Николай Коперник польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями и Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних. Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был ученый и философ Джордано Бруно (1548 – 1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце. Он развил гелиоцентрические идеи Н.Коперника, согласно которым планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца. Дж.Бруно утверждал, что во Вселенной существует множество миров. Он признал всеобщую одушевленность материи. Она есть живое и активное начало. Его Бог – это Вселенная, которая одновременно творящая и творимая.

Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия открыла науки путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII – XVIII вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: