РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




национальный проект медицинский помощь

На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод, что при всех положительных моментах проводимой реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Белгородской области отмечается не самая эффективная модель здравоохранения. Так же выявлена недостаточная доступность медицинской помощи сельскому населению, наличие очереди в поликлиниках ряда ЦРБ и городских больниц, наличие жалоб населения, перевыполнение рядом ЛПУ до 5, а отдельными - до 15% муниципального задания на койках круглосуточного пребывания по отдельным профилям. С 2005 по 2013 гг. было подготовлено 364 ВОП, из которых (по состоянию на 1 января 2013 г.) 103 (28,0%) не работали по специальности (руководители учреждений, заведующие отделениями, участковые терапевты и педиатры, врачи СМП и др.), 10 - находились в декретном отпуске. Отмечено наличие большого количества «узких» специалистов в городских поликлиниках при наличии ВОП (4-я поликлиника г. Белгорода - 16 ВОП и - 31 «узкий» специалист по 15 специальностям; 6-я поликлиника - 25 ВОП и 50, соответственно), недостаточно средств на выплаты врачам первичного звена отдельных надтарифных коэффициентов, в том числе стимулирующих КМП и профилактическую работу. На оплату растущей потребности в высокотехнологичной помощи ограничены средства бюджетов всех уровней и нет их у более 70% населения.

С целью сохранения накопленного позитивного опыта в сфере организации здравоохранения и обеспечения поступательного развития медицины региона, повышения доступности и качества медицинской помощи предлагается использовать следующую модель, представленную на рис. 1.


 

Рис. 1. Модель оказания медико-социальной помощи населению Белгородской области

 

В соответствии со Ст. 33 закона РФ №323-Ф3 предусмотрено 4 уровня оказания медицинской помощи населению: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь. С учётом того, что скорая медицинская помощь (СМП) рассматривается вместе с ПМСП, в своей модели мы предлагаем включить три последовательных уровня, функциональная взаимосвязь которых направлена на решение следующих задач:

1. Поэтапная переориентация до 60% объема оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях (далее - АПУ). Она будет реализовываться путём интенсификации работы стационаров с применением современных технологий с соответствующим оснащением оборудованием и кадрами, что позволит сократить сроки лечения больных и направить их на долечивание в ЛПУ, с одной стороны, что приведет к высвобождению части ресурсов для развития амбулаторно- поликлинического звена. С другой стороны, приоритетное развитие профилактики и создание в амбулаторном звене патронажной службы, отделения восстановительного лечения и реабилитации, отделения диагностики и кратковременного интенсивного лечения (при приёмных отделениях ЦРБ и городских многопрофильных больниц) с соответствующим оснащением и укомплектованием специально подготовленными кадрами уменьшит уровень вызовов СМП и уровень стационарной, включая высокотехнологичную, помощи. Также этому будет способствовать широкое использование стационаро замещающих видов медицинской помощи, в том числе стационарна дому и стационаров одного дня; развитие восстановительного лечения и реабилитации при АПУ и в стационарах; создание отделений (центров) реабилитации во всех ЦРБ, городских больницах и поликлиниках. Преемственность будет обеспечиваться соблюдением единого стандарта (протокола ведения больного), с разбивкой его по видам медицинской помощи (интенсивное лечение - долечивание - восстановительное лечение и реабилитация).

2. Приоритетное развитие ПМСП и её профилактической направленности, в том числе для детей. Создание в текущем году 100 школьных центров здоровья на базе общеобразовательных учреждений с численностью учащихся свыше 800 человек. Развитие центров здоровья и центров медицинской профилактики, включая их оснащенность и подготовку кадров. Основой профилактики должно стать формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), иммунобиопрофилактика, школы здоровья, выявление и коррекция факторов риска, диспансеризация всех групп населения, проведение санитарно-противоэнидемических мероприятий. Мотивация медицинских работников первичного звена должна быть за эффективность профилактики (уровень здоровья прикреплённого населения). Для оценки эффективности использовать утверждённые критерии оценки конечных результатов труда. Умёт объёмов работы медработников первичного звена осуществлять не по количеству посещений, а по показателям, отображающим здоровье прикреплённого населения. В этой связи мы считаем, что приоритетное развитие ПМСП, особенно ее профилактической направленности, повышение значимости ведущей роли в этом участкового врача должно вести к значительному улучшению не только структурной эффективности муниципального здравоохранения, повышению качества, доступности н экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, но самое главное - изменению ориентации населения на здоровый образ жизни, профилактику заболеваний, укрепление здоровья прикреплённого населения.

3. Создание шести межтерриториальных центров, оснащённых в соответствии со стандартами и укомплектованные квалифицированными кадрами, позволит обслуживать все население Белгородской области по основным профилям, определяемых в зависимости от специфики проживаемого населения. Формирование потоков больных по этапам оказания медицинской помощи в соответствии с порядками её оказания и медицинским районированием. Концентрация в межтерриториальных центрах и крупных муниципальных учреждениях здравоохранения первичной специализированной стационарной медицинской помощи, а первичной специализированной амбулаторной - в поликлиниках и дневных стационарах при АПУ. Специализированную, включая высокотехнологичную, помощь оказывать в областных ЛПУ и крупных городских больницах городов Белгорода и Ст. Оскола.

4. Реструктуризировать более 300 коек, выполняющих социально ориентированные задачи, в учреждения социальной защиты муниципального уровня, за счёт дополнительного развёртывания в социальной защите домов сестринского ухода (далее - ДСУ), хосписов, домов-интернатов, центров реабилитации.

5. Развитие санаториев и создание на их базе отделений (центров) реабилитации, в том числе совершенствование санаторно-курортного лечения беременных женщин и женщин, после перенесенных воспалительных заболеваний репродуктивной системы, оперативных вмешательств.

6. Совершенствование работы с кадрами. Эта задача будет реализована по следующим направлениям: совершенствование планирования подготовки и распределения кадровых ресурсов, увеличение доли целевого приема в общем числе абитуриентов, поступающих на обучение за счет бюджетных средств, совершенствование се нормативной базы и порядка взаимодействия заинтересованных сторон при оформлении направлений на целевую подготовку специалиста, а также системы отбора и приема абитуриентов в медицинские образовательные учреждения, в т. ч. с использованием психологического тестирования;

¾ с целью снижения напряжённости кадровых проблем в первичном звене здравоохранения провести нормативное закрепление права специалистов оказывать медицинские услуги по определенной смежной специальности в отдаленных некрупных АПУ и возложение на фельдшера (акушерку) отдельных функций лечащего врача (в рамках приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2012 г. №252-н) при оказании ПМСП;

¾ совершенствование системы непрерывного профессионального образования/развития (НПР) с использованием накопительного модульного принципа, предусматривающего обучение специалистов по различным (содержанию и срокам обучения) программам, состоящих из последовательных обучающих модулей, каждый из которых имеет логическую завершённость и может быть пройден в качестве отдельного самостоятельного компонента с выдачей соответствующего документа. Создание условий для доступности дополнительного профессионального образования не только внутри страны, но и за ее пределами, в том числе с применением дистанционных технологий;

¾ внедрение инновационных форм и методов в системе управления персоналом: применение в медицинских организациях новых кадровых технологий; максимальное использование кадрового резерва как основного источника обновления и пополнения кадрового состава руководителей АПУ; обеспечение открытости и прозрачности организации работы медицинских учреждений, что будет способствовать профилактике коррупции. Решение этих вопросов будет осуществлено в 2012-2014 гг. при реализации проектов «Открытая медицина» и «Разработка и внедрение системы определения рейтинга эффективности управления кадровым ресурсом АПУ».

В качестве экономической основы масштабной реструктуризации сети учреждений здравоохранения, ориентированных на профилактику, реабилитацию, «долечивание» и других услуг в амбулаторных условиях, целесообразно перейти на одноканальное финансирование здравоохранения с подушевым принципом распределения средств между территориями и продолжать совершенствование механизма частичного фондодержання. В результате повышается заинтересованность первичного звена и поликлиники в увеличении объема внебольничной помощи, уменьшении числа необоснованных госпитализаций и вызовов скорой медицинской помощи. Появляется реальная заинтересованность в сохранении здоровья своих пациентов.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) планируется в рамках готовящегося закона Белгородской области «Об участии Белгородской области в проектах государственно-частного партнерства». В настоящее время по ТПГГ работает 9 коммерческих организаций первичной сети. Имеется опыт подготовки инвестиционных договоров на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Для полноценной и эффективной реализации механизмом ГЧП, в том числе привлечения большего числа субъектов рынка платных медицинских услуг, на федеральном уровне необходимо ввести в правовое поле решение следующих вопросов:

¾ расчет тарифа на медицинские услуги для коммерческих организаций первичной сети, работающих в системе ГЧП;

¾ унификация требований для инвестиционных договоров ГЧП;

¾ регулирование процедуры софинансирования лечения пациентов в коммерческих медицинских организациях.

Выводы: 1) Таким образом, ключевым принципом Модели является приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи и еб профилактической направленности, развитие патронажной службы, восстановительного лечения и реабилитации, повышение интенсивности работы стационарных учреждений и их структурных подразделений, приведение к требованиям стандарта материально-технической базы, оснащения и кадровые ресурсы. Обязательным условием является переход на одноканалыюе финансирование здравоохранения с подушевым принципом распределения средств между территориями и продолжение совершенствования механизма частичного фондодержания, развитие частной медицины и ГЧП.

Это позволит к 2020 г. уменьшить длительность лечения на койках круглосуточного пребывания до 5-7 дней (2013 г. - 11,9), уменьшить уровень госпитализации до 16,0 на 100 жителей (2013 г. - 22,4), увеличить оборот койки до 32,0 (2013 г. - 27,9), уменьшить число вызовов СМП до 280 на 1 000 населения (2013 г. - 317); изменить мотивацию врачей первичного звена в повышении уровня здоровья прикреплённого населения, увеличить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, снизить влияние, выявленных факторов риска.

) Для более полной оценки результатов внедрения предложенной Модели в период 2014-2015 гг. целесообразно отработать Модель на отдельных территориях региона, а затем внедрить в работу здравоохранения региона в целом, с учётом результатов пилотной апробации. С целью снижения риска нереализации предложенной модели необходимо совершенствовать законодательную и нормативную базу здравоохранения Российской Федерации и региона в части подзаконных актов, регулирующих деятельность вновь создаваемых отделений и служб.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Приоритетный национальный проект «Здоровье» стартовал 1 января 2006 г. в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию по совершенствованию медицинской помощи в РФ. Необходимость ускоренного решения проблем здравоохранения в России является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

Снижение высокой смертности российского населения, в структуре которой до 60% приходится на основные неинфекционные заболевания, относится к первостепенным задачам национального проекта «Здоровье». Предпринимаемые Правительством меры в этом отношении не смогли существенно улучшить ситуацию.

Но «реализация приоритетного национального проекта предполагает не только выполнение важных мероприятий, направленных на повышение доступности, эффективности и качества оказания медицинской помощи населению, но и изменение системы здравоохранения в целом».

В последние годы большое внимание уделяется развитию здравоохранения и укреплению здоровья населения. Право каждого гражданина на сохранение и укрепление здоровья закреплено Конституцией РФ и федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Президент, вступив в свои права, издал первый Указ от 07.05.2012 г. №598 и он был «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Минздравсоцразвития, во главе с новым министром, в соответствии со статьей 32 выше отмеченного закона, издали приказ от 15.05.2012 г. № 543Н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в котором приоритетное значение придается первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и её профилактической направленности. Рассматривается Правительством РФ проект программы развития здравоохранения до 2020 года с акцентом на повышение доступности и качества медицинской помощи.

В Белгородской области право граждан обеспечивается: реализацией государственных, региональных и муниципальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровлением среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, широкой информированностью населения; воспитанием санитарной культуры населения всеми ведомствами, сопричастными с охраной здоровья. Разрабатывается программа развития здравоохранения региона на 2013-2015 гг.

Ориентация здравоохранения РФ на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию ПМСП, недостаточной обеспеченности участковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. В результате наблюдается рост хронических и запущенных заболеваний, что приводит к высокому уровню госпитализации, вызовов скорой медицинской помощи, увеличению затрат на дорогостоящее лечение с применением высоких технологий. В этой связи растёт потребность в высоко технологичной помощи и ускоренными темпами идет её развитие (хотя при этом решается проблема здоровья только отдельной, малочисленной категории хронических больных). Соответственно растут расходы на здравоохранение. Этому способствует также инфляция, рост расходов на содержание и развитие всех ресурсом, обновление и развитие основных фондов здравоохранения.

Поэтому, в условиях дефицита финансирования необходимо средства использовать по приоритетным проблемам. Об этом Президент РФ еще в сентябре 2005 г. на расширенном заседании правительства отметил, что сегодня необходимо делать практические шаги в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого «человеческого капитала».

Основные показатели по белгородской области в сфере здравоохранения включают в себя: в 2013 году рождаемость в области осталась на уровне 2012 года и показатель составил 11,6 на 1000 населения, РФ - 13,3.

Смертность в 2013 году уменьшилась на 0,7% и составила 13,9 на 1000 населения (2012 г. - 14,0), в РФ - 13,1, и превышает в 1,2 раза рождаемость.

Наибольший удельный вес в структуре смертности населения по-прежнему занимает: смертность от болезней системы кровообращения 62,9%, новообразований - 15,3%, внешних причин - 7,0%. Вместе они составляют 85,2%.

Младенческая смертность уменьшилась на 9,8% и составила 6,4 на 1000 родившихся живыми (2012 г. - 7,0), РФ - 8,6.

Среднегодовая численность населения в 2013 году составила 1542,5 тыс. человек, взрослое население - 1273,1 тыс., дети подросткового возраста (15-17 лет) - 47,8 тыс., дети (0-14 лет) - 221,5 тыс.

Общая заболеваемость взрослых уменьшилась на 2,0% и показатель составил в 2013 году 159448,9 на 100000 взрослого населения (2012 г. - 162 707,0), РФ - 143 853,7.

В результате реорганизации и реструктуризации за 2013 год число учреждений, оказывающих стационарную медицинскую помощь населению, уменьшилось и составило 68 (2012 г. - 69). В их числе 11 специализированных больниц, 8 диспансеров, 7 городских больниц, 21 центральная районная больница, 4 районные и 11 участковых больниц, 6 домов сестринского ухода.

Количество амбулаторно-поликлинических учреждений в 2013 году уменьшилось и составило 195 (2012 г. - 196). В число самостоятельных АПУ входят областной Центр медицинской реабилитации, областной Центр профилактики и борьбы со СПИД, 2 Центра медицинской профилактики (в том числе 1 областной), 7 многопрофильных поликлиник (в том числе 2 детские), 7 стоматологических поликлиник (в том числе 2 детские) и Центр общей врачебной (семейной) практики г. Белгорода. Структура амбулаторно-поликлинических учреждений, входящих в состав юридических лиц, включает 62 поликлиники, 52 врачебные амбулатории и 62 центра (отделения) врача общей (семейной) практики. Кроме того, медицинскую помощь населению оказывают специалисты 546 фельдшерско-акушерских пунктов и 18 фельдшерских здравпунктов. В области действуют 4 станции переливания крови, 3 станции и 37 отделений скорой медицинской помощи.

В системе здравоохранения области работает 34955 сотрудников. Общее число врачей в 2013 году уменьшилось на 0,2% и составило 5417 человек (2012 г. - 5 427). Показатель обеспеченности врачами снизился на 0,6% и составил 35,1 на 10000 населения (2012 г. - 35,3). Укомплектованность врачебными кадрами снизилась на 0,4% и составила 98,2% (2012 г. - 98,6%). Коэффициент совместительства врачей повысился и составил 1,5 (2012 г. - 1,4). В 2013 году 47,0% врачей и 57,1% средних медицинских работников области имели первую и высшую квалификационные категории.

С целью сохранения накопленного позитивного опыта в сфере организации здравоохранения и обеспечения поступательного развития медицины региона, повышения доступности и качества медицинской помощи предлагается использовать модель оказания медико-социальной помощи населению Белгородской области.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: