Темы практических занятии на весь семестр




Темы практических занятии на весь семестр

Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ДИСКУССИИ ВОКРУГ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

План

1. Восточные славяне и их соседи в древности: этногенез славян; возникновение восточной ветви славянства; социально-экономический и общественно-политический строй восточных славян (найти все, что есть в учебниках, интернете и дополнительной литературе).

2. Иностранные авторы о славянах и русах. (Для ответа на вопрос взять Орлов А.С. и др. «Хрестоматия по истории России». Если нет в абонементе, то в читальном зале или электронный вариант и: прочитать и выписать, что писали про славян иностранные авторы (кто такие славяне? как выглядели? как одевались? вооружение, образ жизни, похоронные обряды и т.д.).

3. «Повесть временных лет» о славянах, варягах, становлении государственности у восточных славян, характер древнерусского государства (Далее, в этой же хрестоматии найти Повесть временных лет и из нее выписать все, что касается истории славян до 862 года (откуда, куда пришли, по каким рекам расселились и какие названия племен, легенду о городе Киеве, легенду о призвании варяг).

4. Политика первых киевских князей (Здесь, как дополнительный источник конспект статьи Горского А.А. ОБЯЗАТЕЛЬНО знать про 4 источника: Трактат Константина Багрянородного, Книгу путей и странствий, Договор с Византией и Кембриджский документ).

5. Норманнская теория и ее критика (Когда возникла? Кто автор? В чем суть теории? Антинорманисты).

Источники

Прокопий Кесарийский о славянах и антах / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С.6-7.

Маврикий Стратег о славянах и антах / Там же. - С. 7-8.

О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха) / Там же. - С. 8-12.

Повесть временных лет / Там же. - С. 13-30.

Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов. Русь в первой половине Х века // Вопросы истории. – 1999. - №8.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие. М., 2004. – 1.8; 2.1.

https://www.hronos.km.ru/dokum/povest.html - полный текст ПВЛ.

https://clarino2.narod.ru/rubakov.htm - Б.А. Рыбаков «Откуда есть пошла Русская земля».

Методические рекомендации

При подготовке к семинару особое внимание уделите изучению опубликованных в «Хрестоматии» фрагментов ПВЛ, иностранных известий о славянах и Руси. Именно на их чтении и комментарии будет строиться разбор 2-3 вопросов. При работе с ПВЛ, другими источниками постарайтесь представить себе не только то, о чем они рассказывают, но и то, почему и как они это делают. Подумайте, насколько и в чем именно историк может им доверять. Знание литературы также необходимо, прежде всего, для того, чтобы представлять себе разные версии, концепции ранней истории славянства, Руси и их аргументацию

 

Тема 2. РЕФОРМЫИЗБРАННОЙ РАДЫИ ОПРИЧНИНА – ДВА ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ?

План

1. Положение Руси к середине XVI в. Государство единое и централизованное. (дать характеристику личности Ивана Грозного и положению государства)

2. Основные общественные силы и их политические интересы (бывшие удельные князья, боярство, дворянство, церковь).

3. Реформы Избранной Рады (по Хрестоматии).

4. Опричнина, ее причины и социально-политический смысл.

 

Источники

Восстание 1547 г. в Москве / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С.110-112.

«Пискаревский летописец» о деятельности Адашева и Сильвестра / Там же. – С. 112.

«Избранная тысяча» / Там же. – С. 113.

Ограничение местничества / Там же. – С. 113-114.

Учреждение стрелецкого войска / Там же. – С. 114.

Создание дворянского ополчения / Там же. – С. 115.

Судебник 1550 г. / Там же. – С. 115-118.

Стоглавый Собор / Там же. – С. 118-121.

Отмена кормлений / Там же. – С. 121-122.

Курбский А.М. История о Великом князе Московском / Там же. - С. 122-125.

Учреждение опричнины / Там же. – С. 125-130.

Методические рекомендации

Начните с выяснения определений «единое» и «централизованное» государство, характеристики основных сил политического процесса: короны, церкви, боярства, дворянства, их интересов. Насколько местничество и кормления содействовали (препятствовали) централизации, какие причины вызвали реформы Избранной рады и переход к опричнине. Чьим интересам соответствовала политика Рады, опричнины? Против кого был направлен опричный террор? Каковы основные результаты опричнины? Каковы общие итоги царствования Ивана Грозного?

 

Тема 3. ЛИЧНОСТЬ И РЕФОРМЫПЕТРА I

 

План

1. Причины петровских реформ, личность Петра в трактовке С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

2. Петр I и его реформы. Провозглашение России империей:

а) военная реформа и реформы государственного управления;

б) преобразования в экономической и социальной сферах;

в) преобразования в культуре и быту.

3. Особенности российской модернизации. Роль Петра I в отечественной истории, оценки значения петровских реформ.

 

Ключевский В.О. Сочинения. – Т.IV. - М., 1989. - Курс русской истории. – Лекция XL. – C.27-44; Лекция LXVIII. – С.183-204.

Соловьев С.М. Сочинения. – Кн.VII. – М., 1991. – История России с древнейших времен. – Т.13. – Гл.1. – Нравы и обычаи. – Поворот на новый путь. - С.122-130; Т.14. – Гл.2. – Значение Петра и совершенного им переворота. - С.425-430.

Причины петровских реформ, личность Петра в трактовке С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Сделать таблицу:

Соловьем С.М. о реформах Петра I Ключевский В.О о реформах Петра I
1.   1.

 

Источники

Датский посланник Юст Юль о Петре / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 159-161.

Указ о единонаследии / Там же. – С. 166.

Указ о покупке к заводам деревень / Там же. – С. 168-169.

О сборе подушных и оброчных денег / Там же. – С. 169.

Акт о поднесении Петру I титула императора Всероссийского / Там же. – С. 170.

Учреждение губерний / Там же. – С. 172.

Табель о рангах / Там же. – С. 173-174.

Из воинского Устава сухопутного / Там же. – С. 174-175.

О введении нового календаря / Там же. – С. 175-176.

Основание Академии наук / Там же. – С. 176-180.

Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов / Там же. – С. 180-185.

Методические рекомендации

Первый вопрос носит по существу теоретический характер. Признаем ли мы объективность исторического процесса или допускаем, что история может твориться по произволу. «Внутри» вопроса «спрятана» еще одна важная проблема - проблема причин петровских преобразований. Изучение работ Соловьева и Ключевского позволит представить два принципиально разных подхода к ней. Исключительно на сравнении мнений и оценок Соловьева, Ключевского, Милюкова должно строить ответ на третий вопрос. Если ставить его предельно резко, то звучать он будет так: является ли Петр революционером в русской истории или нет? Подумайте и над вопросом о том, был ли он «европейцем» на русском троне или являлся деятелем глубоко русским по существу.

Тема 4. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

План

1. Причины возникновения идеологии декабризма.

2. Эволюция тайных обществ (Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества).

3. «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева.

4. Восстание 14 декабря 1825 г., восстание Черниговского полка. Причины поражения и историческое значение выступления декабристов.

Найти 5 казненных декабристов и информацию о ссылке декабристов в Сибирь.

Источники

Из проекта Конституции Н.М. Муравьева / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 246-247.

Из Конституционного проекта «Русская Правда» П.И. Пестеля / Там же. – С. 247-248.

Из рассказа Н.А. Бестужева о расстреле восставших 14 декабря 1825 г. в Петербурге / Там же. – С. 249.

Из воспоминаний герцога Е. Виртембергского о причинах поражения декабристов / Там же. – С. 249-250.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: