ЧАСТЬ IV. МЫСЛИ О МУЗЫКЕ ФИЛОСОФОВ, МУЗЫКАНТОВ, УЧЕНЫХ И ДР.




 

Древний китайский философ Мо-Цзы учил: «Ныне цари, князья и сановники видят в своих башнях и широких павильонах колокола, висящие как большие сосуды. Но если не бить в них, какое удовольствие можно от них получить? Ясно, что кто-то должен бить в колокола. Они не могут поручить это старикам и подросткам, потому что старики и подростки не так хорошо видят и слышат и руки их не так сильны; у них не получится гармоничного звука, и они не сумеют бить в колокола и спереди, и сзади. Они обязательно должны поручить это взрослым людям, которые хорошо видят и слышат и у которых руки достаточно сильны, чтобы получился гармоничный звук и чтобы можно было бить в колокола и впереди, и сзади, пели они возьмут молодых людей, они оторвут их от пахоты, посева и ухода за растениями; если возьмут молодых женщин, их оторвут от пряжи и тканья. И все же ныне цари, князья и сановники хотят слушать музыку, хотя она отнимает у народа так много времени, необходимого для [добывания] еды и одежды». Поэтому учитель Мо-цзы говорит: «Музыку надо упразднить!».

В Античной Греции отношение к музыке было настороженным из-за неясности смысла звуков: «…Такая реакция была обусловлена не тем, что инструментальная музыка без вокального начала считалась плохой музыкой, а тем, что ее замысел оказывался трудным для распознавания. Об этом совершенно искренне говорит Платон, когда пишет, что «… сочинители, с одной стороны, отделяют формы и движения от мелодии, организуя обычные слова метрически, а с другой они отделяют мелодию и форму от слов, используя только игру на кифаре и авлосе, по которым очень трудно без речи определить форму и стиль» (Законы II, 699е).

Другими словами, инструментальная музыка не дает конкретных и надежных ориентиров для выявления смысла произведения. Поэтому, не смотря на то, что в Древней Греции инструментальная музыка была очень развита, она оценивалась как искусство низшего сорта, не идущее ни в какое сравнение, например, с кифародией – жанром, где пение со словами сопровождается игрой на кифаре. Не случайно попойки и разного рода сомнительные сборища «золотой молодежи» в Древней Греции и в Древнем Риме сопровождались, как правило, исключительно инструментальной музыкой” (62. с.60-61).

Об этом же говорит поэт Осип Эмильевич Мандельштам в статье «Скрябин и христианство»: «В древнем мире музыка считалась разрушающей стихией. Эллины боялись флейты и фригийского лада, считая его опасным и сомнительным, и каждую новую струну кифары Териандру приходилось отвоевывать с великим трудом. Недоверчивое отношение к музыке было настолько сильно, что государство взяло музыку под свою опеку, объявив её монополией, а музыкальный лад – средством и образцом для поддержания политического порядка. <…> Но и в таком виде эллины не решались предоставить музыке самостоятельность: слово казалось … необходимым, верным стражем <…> Собственно чистой музыки эллины не знали».

Из «Саксонского зерцала»,IX.

 

Борцы и их дети, музыканты и прочие все, рож­денные нечестно, — все бесправны. Музыканты и фиг­ляры — не люди, как все прочие, ибо они лишь вид людей имеют и почти мертвым подобны.

 

Духовные законы Кенета, короля Шотландии (840—855).

«Беглые, песенники, праздношатающиеся, фигляры и все люди этого рода будут наказаны ударами кнута и ремня». (47, стр. 16).

 

Хорошее средство для вразумления артистов и особенно музыкантш с их обнаженными спинами, так и просящими кнута православного в сильной руке Истинно Русского мужика!

 

В 1648 году Царь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, прозванный в народе Тишайшим, подписал указ о ликвидации скоморошьих инструментов. За несоблюдение этого указа велено было в первый и второй раз бить батогами, при дальнейшем же ослушании ссылать в далекие окраинные города. Тогда не было еще уничтожено благочестие народное, но в 1649 г. правитель снова напоминает об этом верхотурскому воеводе: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе б то все велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь». Тишайший из правителей призывает жечь инструменты! Почему? А потому, что он был православным человеком и понимал, что музыка – дело бесовское, что музыка – прелесть сатанинская! Заметим, что, к сожалению, указ далеко не выполнен, хотя официально нигде не отменен… К счастью для Истинно Православных людей, результат все же был: – Попова Т. в книге: «Основы русской музыки» сетует, что,появившись с Х1У века домра приобрела популярность в XV, XVI веках, но: «В связи с правительственными гонениями на скоромохов в XVIIвеке и выселением их на север домра полностью исчезает из музыкального быта Руси. После публичного сожжения нескольких возовскоромошьих инструментов за Москва-рекой, домра не возродилась; это может быть объяснено тем, что мастера, иготовлявшие домры, не имели больше возможности заниматься своим ремеслом» (65, с.169). Но на этом все закончилось, а вскоре реформы Петра принесли на Русь святую заразу западную, в том числе и музыку…

 

Талантливый немецкий композитор ИОГАНН КУНАУ пишет в работе «Речь против музыки»:

 

«Когда я рассматриваю истоки музыки, то прихожу к заключению, что они коренятся в чувственном наслаждении. Музыка прежде всего имеет целью доставить обманчивое наслаждение нашей чувственной природе и при этом не считается с тем, наносит ли это вред благопристойности и добрым нравам. От исполнения музыки уши получают пустое и обманчивое удовольствие. Я убежден, что в ряде случаев скрипач не взял бы в ­­­­­­­­­­­­руки свой инструмент, если бы вожделение не служило ему вместо канифоли, а певец не стал бы хриплым голосом исполнять непристойные песни, не выпей он изрядного количества вина. Петух, как правило, кукарекает, когда он собирается навестить курицу или после того, как уже нанес ей очередной визит. Развратные воробьи чирикают громче всего во время любовных поединков; олени трубят во время брачных игр.

Итак, если вожделение является матерью музыки, то навряд ли стремящиеся к мудрости и целомудрию люди будут особенно почитать дочь этой безделицы, речи которой представляют собой пустую болтовню. Плутарх приводит слова Демарата, которые тот сказал, слушая искусную игру на струнном инструменте: "Этот парень делает так много нелепых движений, что он мог бы успешно работать в прачечной или в селедочной коптильне"».

 

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ: «Демоническое – это то, чего не могут постичь ни рассудок, ни разум. В моей натуре его нет, но я подчинен ему. Наполеон обладал им в высшей степени. Он был демоничен… В области искусства оно проявляется сильнее всего в музыке (NB – И. К.)…» (12, стр. 366)

 

Профессор МЕДУШЕВСКИЙ так объясняет различие между Православными песнопениями и бесовской музыкой:

 

«…Музыка рассказывает, и замечательно может рассказывать о том, как прекрасно благо, любовь, покой, мир. Но в ней нет молитвенных усилий, и значит, при всей своей возвышенности она носит мечтательно-созерцательный характер. …Это есть образ бытия, но не само бытие. Именно поэтому прекрасная возвышенная благородная светская музыка в биографии людей легко увязывается с подлостью жизни. Классический пример – тончайший художник и ценитель возвышенной музыки Моцарта – палач Гиммлер. В музыке нет действия, которое стало бы осуществлением чаемого в реальности – в труде преображения души. …Здесь уместны слова св. Иоанна Кронштадского, что пока человек созерцает в музыке возвышенные переживания, он может вполне уютно себя чувствовать. Однако,именно в церкви начинается настоящая духовная брань, где человек очень скоро удостоверяется в бытии темных сил. Поэтому и мыслят себя христиане воинами Христовыми. Психологическим содержанием богослужебного пения как молитвы является прежде всего духовное усилие и труд, который должен быть правильно организован. И в этой связи, исполнение песнопений чередуется с чтением тропарей,седальнов и пр., чтобы душа не расслабилась и богослужение не превратилось в концерт….» (63, с. 198-210).

 

Талантливый композитор современности МАРТЫНОВ, экспериментатор, пришедший к православному пониманию предмета, пишет: «Призывание имени Господа требует полной сосредоточенности на Боге и отрешенности от мира, лишенного благодати вследствие совершившегося грехопадения. Подобная сосредоточенность достигается в результате молчания мира, при котором смолкает все мирское и внешнее. Напротив, любое мироустройство, любое строительство просто не может не сопровождаться шумом и различными звуками, как невозможно срубить дерево или обтесать камень, не нарушив тишины. Невозможно организовать слаженные групповые действия без ритмизирующих возгласов, из которых и родились древние трудовые песни. Вот почему началом музыки являются шумы и звуки, сопутствующие мироустройству, ибо в конечном итоге музыка есть не что иное, как определенная организация звуков во времени» ( 64, стр. 94).

 

Он же отмечает: «Если богослужебное пение воспевается на пути, ведущем от мира к Богу, то музыка начинает звучать на пути, ведущем в обратном направлении, - от Бога к миру, ибо именно на такой путь, согласно Священному Писанию, встали потомки Каина каиниты, в среде которых и были созданы первые музыкальные инструменты. Музыка явилась для них средством постижения мира путем приобщения к его красоте, внося тем самым свою лепту в мирообустройство и превращая дикое необжитое пространство в упорядоченную цивилизационную среду. …Можно утверждать, что звучание музыки является одновременно и победоносным сигналом успешного освоения мира и симптомом отдаления от Бога, прогрессирующего по мере завоевания мира и погружения сознания в сферу материальных представлений» (64, стр. 32)

 

«Таким образом, в контексте Священного Писания богослужебное пение и музыка представляют собой не просто различные явления, но явления диаметрально противоположные друг другу, ибо они олицетворяют собою два не соприкасающихся между собой опыта постижения действительности: направленный внутрь опыт Богопознания и направленный во вне опыт миропознания и мироустройства».

«Сигналом или призывом ко всеобщему, всенародному поклонению золотому истукану служил «… звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий» (Дан. 3,5); ввергнутые же в горящую печь еврейские отроки воспели песнь Богу только своими голосами, без употребления каких-либо инструментов»

 

«В отличие от богослужебных мелодических структур, музыкальные звуковые структуры, не будучи обожжены огнем страха Божьего, являются носителями вещественных образов и представлний, естественно присущих человеку благодаря его чувственной природе. Музыкальные звуки есть чувственные сущности вещей, и, общаясь с музыкальными звуками, человеческое сознание так или иначе приобщается к вещественности. Своей чувственной красотой они сообщают вещам мира еще большую прелесть и притягательность, заставляя человека еще больше любить и почитать их. Вот почему в любой музыке, сколь бы духовной она нам ни казалась, всегда содержится более или менее явный призыв к поклонению вещам и вещественному миру. Именно в этом смысле следует понимать то, что звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, служили сигналом и призывом к поклонению золотому истукану, сооруженному Навуходоносором»

(64, с.33-34).

 

Вот так он излагает православную теорию музыкального восприятия:

 

«…Первый этап, называемый прилогом, заключается в том, что сознание фиксирует некий внеположенный ему звук. Эта фиксация не зависит от воли и внимания человека, ибо сознание фиксирует любой звук, воспринятый органом слуха независимо от желания или нежелания воспринимающего сознания. Именно поэтому прилог не вменяется в грех. Если же сознание на какое-то время удерживает звук в себе, и это удерживание осуществляется путем привлечения к звуку силы внимания, то имеет место второй этап – сочетание. Тот факт, что сила внимания расходуется на внеположенный сознанию звук, рассматривается отцами церкви как нарушение чистоты сознания и требует исповеди. В противном случае состояние сочетания перерастет в сложение. На уровне сложения сознание начинает ощущать удовольствие, которое можно получить от удержания звука при помощи внимания, и здесь, помимо внимания к звуку, подключается воля, которая и обеспечивает это удержание. Если это состояние не будет пресечено соответствующим образом на исповеди, то последует состояние пленения, при котором к звуку, помимо внимания и воли, подключается сила памяти. На этом этапе сознание привязывается к звуку-помыслу и попадает к нему в прямую зависимость, неконтролируемое пребывание в которой приводит в конечном итоге к состоянию, называемому отцами восточной Церкви страстью. Звук становится содержанием сознания, самой его субстанцией, вне которой сознание уже не мыслит своего существования» (64, с. 78 - 79)

 

Выпускница Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов Быкодорова М.А.2003 г.СПб, в курсовой работе вспоминает

 

«Лет десять назад, на лекции психолога и психотерапевта Н. С. Говорова, слышала от него очень интересную историю, имевшую место в Психоневрологическом институте им. Бехтерева:

 

На излечении и реабилитации в институте находилось 9 человек, имевших профессию музыканта (Кстати, это одна из профессий, наряду с актерской и профессией врача-психиатра, которая поставляет наибольший процент психических больных (вот к чему ведут занятия музыкой бесовской! – И. К. ). Исследуя причины, вызвавшие заболевание, выяснилось, что одна из причин у восьмерых из этих девяти музыкантов одна и та же – музыка С. Прокофьева. Эти восемь музыкантов с детства не любили музыку Прокофьева, но, к их несчастью, его классические произведения входят в программу музыкальных училищ и консерваторий. Поэтому – хочешь - не хочешь, а приходилось это разучивать и исполнять. Через силу, преодолевая свою нелюбовь и отвращение, эти музыканты играли Прокофьева, и в какой-то момент начинали осознавать: «Да ведь он же – гений!» Можно было бы за них порадоваться, но с этого момента осознания у всех восьмерых проявилась шизофрения. Почему? Неизвестно. Но этот случай – факт!».

 

Итак, музыка приводит к болезням психики, ибо практически все композиторы были ненормальными людьми в той или иной степени. Это очень существенный аргумент для тех, кто почитает свое здоровье превыше всего.

 

На одном из сайтов (78) по здоровью в Интернете сказано: «Каприсы Паганини, некоторые произведения Арнольда Шенберга и Дмитрия Шостаковича представляют собой отличные средства для уничтожения душевного равновесия и формирования параноидальных замашек».

 

Приведу еще один документ насчет органной музыки. Многие (особенно дамы) воспринимают орган едва ли не как голос Бога, слушая его, они чувствуют приближение к Нему. Но корень этого явления в экзальтации, вызванной воздействием на психику человека инфразвука.

 

«§1. Исследования инфразвуков органных труб


….инфразвук не является недавно открытым явлением. В действительности органистам он известен уже более 250 лет. Во многих соборах и церквях есть столь длинные органные трубы, что они издают звук частотой менее 20 Гц, не воспринимаемый человеческим ухом.

<…>
Одно из первых описаний воздействия инфразвуковых колебаний на человека принадлежит В. Сибруку [12], который в своей книге о знаменитом американском физике Роберте Вуде рассказывает о таком эпизоде его жизни: в 1929 году режиссер лондонского театра «Лайрик» Джон Болдерстон репетировал пьесу, где время действия должно было во время одного затемнения сцены переноситься от наших дней к 1783 году. Он задался вопросом: «Как сделать "перескок" психологически и эмоционально эффективным?». На помощь пришел Вуд. Его идея заключалась в том, что очень низкая нота, почти не слышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведет ощущение "таинственности", создаст обстановку ожидания чего-то необычного, пугающего и сообщит зрителям необходимое настроение. Это было выполнено с помощью органной "сверхтрубы", длиннее и толще, чем те, которые применяются в церковных органах. На первой же репетиции при нажатии органистом на клавишу все люди, присутствовавшие в этот момент на сцене и в зрительном зале, почувствовали беспричинный страх. Стекла в канделябрах «Лайрика» звенели, окна дребезжали, даже лошади, стоящие возле крыльца, проявляли «беспричинное» волнение. Люди, живущие по соседству с театром, позднее подтвердили, что и они испытали в те минуты то же самое. Постановщик Джильберт Миллер тут же решил прекратить эксперимент.

Со времен американского физика Р. Вуда стало известно, что инфразвук очень болезненно действует на людей. Однако, эксперименты с органными трубами проводились и далее, показывая сходные результаты и выявляя новые интересные факты об инфразвуке.


Сотрудник Национальной лаборатории физики в Англии (National Physical Laboratory in England), доктор Ричард Лорд (Richard Lord), и профессор психологии Ричард Вайсман (Richard Wiseman) из Хертфордширского университета (University of Hertfordshire) провели эксперимент над аудиторией из 750 человек. С помощью семиметровой трубы им удалось примешать к звучанию обычных акустических инструментов на концерте классической музыки сверхнизкие частоты. После концерта, слушателей попросили описать их впечатления. "Подопытные" сообщили, что почувствовали внезапный упадок настроения, печаль, у некоторых по коже побежали мурашки, у кого-то возникло тяжелое чувство страха. Самовнушением это можно было бы объяснить лишь отчасти. Из четырех сыгранных на концерте произведений, инфразвук присутствовал только в двух, при этом слушателям не сообщали, в каких именно.


26 сентября 2002 года в Ливерпуле посетители концерта органной музыки стали участниками научного эксперимента: британские исследователи хотели проверить, как слушатели будут реагировать на инфразвук, то есть звуковые вибрации, недоступные для восприятия человеческим ухом. Учёные ожидали, что во время 50-минутного концерта российской органистки Евгении Чудинович, который прошел в центральном соборе города (Metropolitan Cathedral), инфразвук вызовет у аудитории сугубо положительные эмоции, к примеру, у людей поднимется настроение. С другой стороны, от "беззвучной музыки" у слушателей могут возникнуть и рвотные позывы.

Результаты свидетельствуют, что странные ощущения возрастали на 22% при прослушивании самых низких нот. По мнению профессора Ричарда Вайсмана, именно наличием таких труб в органе можно объяснить таинственный трепет, охватывающий многих прихожан, который они отождествляют с Богом. "Странные ощущения" включали в себя: "дрожь в суставах", "странное ощущение в животе", "участившееся сердцебиение", "ужасное беспокойство", "внезапное воспоминание об утрате". "Некоторые учёные полагают, что инфразвуковые частоты могут присутствовать в местах, которые, по легендам, посещают призраки, и именно инфразвук вызывает странные впечатления, обычно ассоциирующиеся с привидениями, - наше исследование подтверждает эти идеи", - заявил Вайсман.

Итак, Британские учёные продемонстрировали, что инфразвук может оказывать очень странное, и, как правило, негативное влияние на психику людей.

Стоит вспомнить, кстати, что еще в 1934 году советский психиатр М. Никитин наблюдал у больного припадки эпилепсии, проявлявшейся всякий раз, когда при нем начинали играть на органе: вибрация органных труб, как известно, рождала инфразвуки». ( 67)

 

 

Итак, мы представили любезному вниманию читателя своё маленькое исследование, где попытались изложить православные мысли об искусстве музыки на примерах великих людей с обоснованием приведённых фактов с позиций святоотеческой традиции. Выводы мы сделали уже давно. Они обозначены в начале статьи, подобно теореме, за которой следует доказательство. В данном случае обоснование идёт в форме анализа плодов духовного опыта, как положительного (Божественного, благодатного), так и отрицательного (дьявольского, прелестного)

 

Но возникает законный вопрос:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: