Исследование домашних хозяйств позволило Минстату сделать вывод, что повышение материального благосостояния населения и снижение уровня малообеспеченности отразилось на структуре потребительских расходов. При снижении удельного веса расходов на питание домашние хозяйства увеличили долю расходов на непродовольственные товары.
В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
Исходя из преемственности направлений развития и с учетом изменения воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:
- наращивание экспорта товаров и услуг;
- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности;
- развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;
- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
Главными средствами достижения указанных целей и важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов являются:
- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;
- осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации,
кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;
- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;
- разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;
- развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны;
- совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;
- расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;
- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;
- опережающий рост производства потребительских товаров;
- обеспечение экономической безопасности страны.
Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.
Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.
Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
Инерция расходов белорусских домашних хозяйств достаточно высокая. В ситуации, когда правительство не может внятно сформулировать свою политику на ближайшие два года, семьи не в состоянии адекватно скорректировать свои расходы. Очевидно, что расходы на общественный транспорт, ЖКУ, содержание личного транспорта, услуги здравоохранения, образования с высокой вероятностью будут расти. Сегодня трудно назвать некие абсолютные цифры, потому что мы не знаем, какие будут налоги и параметры конкурентной среды, какова будет торговая политика и качество делового климата. Однако существующая иждивенческо-номенклатурная модель не сможет обеспечить свою стабильность без повышения цен и тарифов на очень чувствительные для населения товары и услуги.
Поскольку власти страны уже привили людям вкус в красивой жизни, часто за чужой счет, то даже незначительное падение уровня жизни может вызвать социальное и политическое недовольство. В начале 1990-х люди выходили на площадь из-за продуктового, табачного и водочного дефицита. Сегодня переход на более дешевые продукты питания, нормирование автомобильных поездок и разговоров по сотовому, отказ от косметического ремонта квартиры и обновок одежды вкупе с существенно более высоким счетами за ЖКУ может спровоцировать аналогичный протест. Особенно если власти заморозят рост зарплат и пенсий, не создадут благоприятный деловой климат и не позволят предпринимателям нормально работать.
Сегодня, как и во время электоральной революции 1994г. ключ к динамике экономических и политических процессов в Беларуси находится в руках у белорусских семей. В первой половине 2007г. правительство пока не решилось существенно ухудшить их материальное положение. Тенденции последних четырех лет по доходам и расходам пока сохраняются. Правительство может выиграть еще полгода за счет увеличения финансового бремени на предприятия, но в 2008 году белорусские семьи вынуждены будут начать адаптацию к новой экономической политике. Лакмусовой бумажкой начала таких процессов является динамика вкладов и сбережений населения, а также затраты на ЖКУ. Поскольку во власти очень мало координации между разными министерствами и ведомствами, то ее поспешные, хаотичные решения могут подлить масла в огонь народного недовольства.
Заключение
Из всего сказанного выше видно, что домашние хозяйства активно участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает динамику всей социально-экономической системы. С этой точки зрения домохозяйства выступают не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества. В условиях рыночной экономики домохозяйства являются основными звеньями по формированию человеческого капитала. Категория, которого широко используется современной мировой экономической наукой и занимает одно из центральных мест в теории и практике рыночного хозяйства.
Да, действительно, домашние хозяйства оказывают самое непосредственное влияние на экономику страны, но всё же влияние других субъектов рыночных отношений также велико и неоспоримо, и грамотное взаимодействие этих субъектов друг с другом положительно сказывается на экономике, а, следовательно и на уровне жизни населения.
Проведенная работа привела к следующему выводу: в условиях кризиса домохозяйство выступает наиболее стабильным и способным к адаптации субъектом экономики, активно реализующим свои защитные механизмы. В обстановке выживания происходит мобилизация ресурсов домашних хозяйств для поддержания жизнедеятельности членов семьи и соответственно всех субъектов экономики.
Список использованной литературы
1. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов.: Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. М.: Новое знание, 2009.–365с.
2. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 714 с.
3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: Стат. сборник. – Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2013г. – 532с.
4. Курс экономической теории. Учеб./ М.И. Плотницкий, К93 Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2010. – 496 с.
5. Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник. Минск, 2013.-346с.
6. Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.respublika.info, свободный
7. Курс экономической теории. Учебник. 4-е изд./Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Гл. 18. Киров, «АСА», 2010.– 347с.
8. Войтов А.Г., Экономика. Общий курс. Учебник. 8-е изд. – Мн.: Москва, 2011 г.– 246с.
9. Рожковская Е.А., Анализ факторов и прогнозирование структуры потребительских расходов населения Беларуси./ Экономический бюллетень. – 2013 г. - №6
10. Доходы населения и оплата труда./ Экономический бюллетень./Под ред. Полоника С.С./ – 2013 г. - №5
11. Республика Беларусь в цифрах. Минск. 2013 г.– 326с.
12. РБ: Статистический ежегодник. – Минск, 2013 г.– 358
13. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000.