Перспективы развития и уровень жизни домашних хозяйств




Исследование домашних хозяйств позволило Минстату сделать вывод, что повышение материального благосостояния населения и снижение уровня малообеспеченности отразилось на структуре потребительских расходов. При снижении удельного веса расходов на питание домашние хозяйства увеличили долю расходов на непродовольственные товары.

В прогнозируемый период предусмат­ривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и раз­вивать механизм действия социально ори­ентированной рыночной экономики.

Исходя из преемственности направле­ний развития и с учетом изменения воздей­ствия на него отдельных факторов, на оче­редное пятилетие определены следующие приоритеты:

- наращивание экспорта товаров и услуг;

- развитие агропромышленного комп­лекса и сопряженных отраслей;

- активизация инвестиционной и инно­вационной деятельности;

- развитие транспортных и коммуни­кационных услуг и соответствующей ин­фраструктуры;

- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюд­жетных источников финансирования;

Главными средствами достижения ука­занных целей и важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов яв­ляются:

- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;

- осуществление структурной пере­стройки экономики на основе специализа­ции,

кооперации и интеграции крупных, сред­них и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и произ­водств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;

- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;

- разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, вклю­чая расширение привлечения прямых инос­транных инвестиций и кредитов, новую амор­тизационную политику, концентрацию ресур­сов на приоритетных направлениях, стиму­лирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;

- развитие инфраструктуры общеевро­пейских транспортных коридоров, проходя­щих по территории страны;

- совершенствование механизма стиму­лирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных то­варопроизводителей на внутренних и вне­шних рынках;

- расширение государственной поддер­жки предпринимательства и деловой актив­ности на основе дальнейшего развития преж­де всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;

- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;

- опережающий рост производства по­требительских товаров;

- обеспечение экономической безопас­ности страны.

Для решения этих задач предусматри­вается концентрация ресурсов на приоритет­ных направлениях, предоставление государ­ством преференций отраслям и производ­ствам, основанным на новых и высоких тех­нологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному насе­лению возможностей для обеспечения дос­таточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста произ­водительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государствен­ное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Целями дальнейшего совершенствова­ния оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждо­му трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводствен­ной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.

Реформирование оплаты труда предус­матривается осуществлять с учетом необхо­димости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государ­ственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные ис­точники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Инерция расходов белорусских домашних хозяйств достаточно высокая. В ситуации, когда правительство не может внятно сформулировать свою политику на ближайшие два года, семьи не в состоянии адекватно скорректировать свои расходы. Очевидно, что расходы на общественный транспорт, ЖКУ, содержание личного транспорта, услуги здравоохранения, образования с высокой вероятностью будут расти. Сегодня трудно назвать некие абсолютные цифры, потому что мы не знаем, какие будут налоги и параметры конкурентной среды, какова будет торговая политика и качество делового климата. Однако существующая иждивенческо-номенклатурная модель не сможет обеспечить свою стабильность без повышения цен и тарифов на очень чувствительные для населения товары и услуги.

Поскольку власти страны уже привили людям вкус в красивой жизни, часто за чужой счет, то даже незначительное падение уровня жизни может вызвать социальное и политическое недовольство. В начале 1990-х люди выходили на площадь из-за продуктового, табачного и водочного дефицита. Сегодня переход на более дешевые продукты питания, нормирование автомобильных поездок и разговоров по сотовому, отказ от косметического ремонта квартиры и обновок одежды вкупе с существенно более высоким счетами за ЖКУ может спровоцировать аналогичный протест. Особенно если власти заморозят рост зарплат и пенсий, не создадут благоприятный деловой климат и не позволят предпринимателям нормально работать.

Сегодня, как и во время электоральной революции 1994г. ключ к динамике экономических и политических процессов в Беларуси находится в руках у белорусских семей. В первой половине 2007г. правительство пока не решилось существенно ухудшить их материальное положение. Тенденции последних четырех лет по доходам и расходам пока сохраняются. Правительство может выиграть еще полгода за счет увеличения финансового бремени на предприятия, но в 2008 году белорусские семьи вынуждены будут начать адаптацию к новой экономической политике. Лакмусовой бумажкой начала таких процессов является динамика вкладов и сбережений населения, а также затраты на ЖКУ. Поскольку во власти очень мало координации между разными министерствами и ведомствами, то ее поспешные, хаотичные решения могут подлить масла в огонь народного недовольства.

Заключение

 

 

Из всего сказанного выше видно, что домашние хозяйства активно участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает динамику всей социально-экономической системы. С этой точки зрения домохозяйства выступают не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества. В условиях рыночной экономики домохозяйства являются основными звеньями по формированию человеческого капитала. Категория, которого широко используется современной мировой экономической наукой и занимает одно из центральных мест в теории и практике рыночного хозяйства.

Да, действительно, домашние хозяйства оказывают самое непосредственное влияние на экономику страны, но всё же влияние других субъектов рыночных отношений также велико и неоспоримо, и грамотное взаимодействие этих субъектов друг с другом положительно сказывается на экономике, а, следовательно и на уровне жизни населения.

Проведенная работа привела к следующему выводу: в условиях кризиса домохозяйство выступает наиболее стабильным и способным к адаптации субъектом экономики, активно реализующим свои защитные механизмы. В обстановке выживания происходит мобилизация ресурсов домашних хозяйств для поддержания жизнедеятельности членов семьи и соответственно всех субъектов экономики.

 

 

Список использованной литературы

1. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов.: Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. М.: Новое знание, 2009.–365с.

2. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 714 с.

3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: Стат. сборник. – Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2013г. – 532с.

4. Курс экономической теории. Учеб./ М.И. Плотницкий, К93 Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2010. – 496 с.

5. Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник. Минск, 2013.-346с.

6. Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.respublika.info, свободный

7. Курс экономической теории. Учебник. 4-е изд./Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Гл. 18. Киров, «АСА», 2010.– 347с.

8. Войтов А.Г., Экономика. Общий курс. Учебник. 8-е изд. – Мн.: Москва, 2011 г.– 246с.

9. Рожковская Е.А., Анализ факторов и прогнозирование структуры потребительских расходов населения Беларуси./ Экономический бюллетень. – 2013 г. - №6

10. Доходы населения и оплата труда./ Экономический бюллетень./Под ред. Полоника С.С./ – 2013 г. - №5

11. Республика Беларусь в цифрах. Минск. 2013 г.– 326с.

12. РБ: Статистический ежегодник. – Минск, 2013 г.– 358

13. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: