Критерии и нормы устного ответа по дисциплине «Основы философии»




Контрольно измерительные материалы к темам по текущему контролю

 

Экспресс-опрос к теме 1.1. Античная философия

1. В чем заключается особенность философии как формы знания?

2. Каково происхождение термина «философия»?

3. Когда и где возникла философия?

4. В чем заключаются особенности мифологического отношения человека к миру?

5. Каким было отношение возникающей философии к мифологии?

 

Экспресс-опрос к теме 1.2. Философская мысль средних веков

1. Какой период охватывает средневековая философия?

2. Назовите особенности средневековой философии?

3. Какие этапы выделяются в развитии средневековой философии?

4. Выделите важнейшие темы философского учения Августина.

5. Что означает термин «схоластика»?

6. Какие важнейшие проблемы схоластической философии?

7. Какие положения включало учение Ф. Аквинского о гармонии веры и разума?

8. Какие рациональные доказательства бытия Бога приводит Ф. Аквинский?

 

Экспресс-опрос к теме 2.1. Философия Нового времени

 

1. Назовите основные этапы в развитии европейской философии Нового времени.

2. Что такое «эмпиризм»?

3. Что такое «рационализм»?

4. Что включал в себя метод опытного изучения природы Ф. Бэкона?

5. Какие основные правила сформулировал Р. Декарт для истинного познания?

6. Какие два состояния общества различает Т. Гоббс?

7. Назовите главные философские труды И. Канта.

8. На какой основе была разработана диалектика Г. Гегеля?

9. Как представлял себе процесс развития Г. Гегель?

10. В чём суть материалистической диалектики К. Маркса?

 

Экспресс-опрос к теме 3.1. Человек как главная философская проблема

1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека? Охарактеризуйте их.

2. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

3. Что такое личность?

4. В чем проявляется уникальность человека?

5. Какие точки зрения на природу человека вы занете?

Экспресс-опрос к теме 4.2. Философия и религия

1. Что представляет собой религия как мировоззрение?

2. Что отличает религию от мифологии?

3. Какие формы первобытной религии Вы знаете? В чем выражается их суть?

4. Раскройте сущность социальных, гносеологических и пихологических корней религии.

5. Назовите основные функции, которые выполняет религия, и раскройте их содержание.

6. Какое место занимает религия в современном обществе?

Экспресс-опрос к теме 5.1. Философия и история

1. Как философия относится к науке? Каковы варианты этого отношения?

2. Является ли философия видом научного знания?

3. Каково значение для философии истории философии?

4. Каково происхождение и значения термина «метафизика»?

5. Оцените позицию позитивизма в решении вопроса об отношении науки и философии.

6. Какие существовали и существуют типы мировоззрения?

7. Докажите, что философия действительно играет мировоззренческую роль.

 

Экспресс-опрос к теме 5.2. Философия и культура

 

1. Понятие культуры, ее структура и функции.

2. Основные подходы к анализу культуры.

3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса. Традиции и новации.

4. Формы духовной жизни общества (мораль, религия, искусство).

5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества. Роль диалога культур.

 

Экспресс-опрос к теме 5.3. Философия и глобальные проблемы современности

1. Как называется комплексный системный теоретико-мировоззрен-ческий анализ техники как социального явления в мировой культуре и цивилизации?

2. Как называется теоретико-мировоззренческий комплекс, содержащий, с одной стороны, зачаточное или раннее философское мировоззрение, с другой – научно-технические знания, навыки и умения, а также художественно-мифо-религиозные модели осмысления универсума?

3. Назовите противостоящую технологическому детерминизму методологическую установку, рассматривающую в качестве существенных детерминант исторического процесса социальные, политические, экономические и экологические факторы.

4. Как называется, согласно Гэлбрейту, коллективный и иерархически организованный субъект принятия компетентных общественных решений?

5. Каким понятием М. Хайдеггер обозначает «наступление техники как негативный ход истории», «как бы фотографический негатив со-бытия»?

 

Критерии и нормы устного ответа по дисциплине «Основы философии»

 

Оценка "5" ставится, если студент:


1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию преподавателя.

 

Оценка "4" ставится, если студент:


1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если студент:


1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка "2" ставится, если студент:


1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: