Глава 4 ПСИХИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ




 


Мы — роковые глубины, Глухонемые ураганы,—

Упали в хлынувшие сны,

В тысячелетние туманы.

И было бешенство огней В водоворотах белой пены.

И — возникали беги дней, Существований перемены.

Мы были — сумеречной мглой, Мы будем — пламенные духи. Миров испепеленный слой Живет в моем проросшем слухе.

 

Андрей Белый

 

Вторжение в подсознание

Мы живем в диковинное время. Произошел какой-то невиданный тектонический сдвиг в общественном сознании. Книжные прилавки запестрели пособиями по практической магии, трактатами по оккультизму и мистике; с помощью СМРАП колдуны, экстрасенсы, маги и астрологи вошли в миллионы квартир. Вчерашние воинствующие атеисты выстроились в церквах со свечками.

Наиболее доверчивые, мягко говоря, люди действительно полагают, будто магические ритуалы дают власть над природными стихиями. Но каждый, кто пользуется электричеством, водопроводом, различной техникой, находясь в здравом уме и твердой памяти должен согласиться: окружающий материальный мир изменяют и подчиняют своим интересам не заклятиями или молитвами, а с помощью науки и техники (не говоря уж о воле, умении, труде).

Другое дело — мир духовный, заключенный в каждом из нас. Он таит в себе непостижимые глубины; приоткрывается нам с первыми проблесками младенческого сознания, постигается из года в год, из десятилетия в десятилетие, удивляет и ужасает, интригует и радует, но так и остается непознанным до конца, и этому есть вполне рациональное объяснение.

Во-первых, за всю свою жизнь человек использует, как подсчитали ученые, всего лишь несколько процентов информационных возможностей мозга. Во-вторых, интеллектуальная деятельность происходит преимущественно на подсознательном уровне и во многом остается недоступной рассудку. В-третьих, существует ряд явлений, не имеющих убедительных научных объяснений.

К числу подобных явлений относятся спорные или сомнительные (телекинез, телепатия, полеты в астрал, ясновидение и т.п.), а также более или менее достоверные (вещие сны, озарения, интуиция, психические эпидемии). За последнюю четверть века к последним добавился один феномен, который можно назвать наркопознанием.

 

Обширнейшая область подсознания зияет темными глубинами, из которых появляются загадочные, а порой пугающие химеры. Существует немало способов пробудить активность нашего скрытого «Я». Среди них имеются безвредные, а есть и очень опасные не только для отдельной личности, но и для общества в целом.

Что происходит в природе, если тайное становится явным?

Когда подземные могучие стихии стремятся вырваться на поверхность, страшные удары сотрясают земную кору, срываются лавины и оползни, накатываются таранные волны цунами; взрываются вулканы, потоки раскаленной лавы сметают и сжигают все на своем пути, выбросы дыма и пепла вздымаются до стратосферы.

В области жизни, биосфере, порой еще более значительные опустошения производят нашествия невидимых глазу микробов, насекомых, одноклеточных животных и растений. Они поражают высшие организмы и содействуют глобальным вымираниям видов, катастрофическим перестройкам экосистем.

А в человеческой истории подобные выплески из подсознания психической энергии, эмоций, потаенных инстинктов приводят к массовым психозам, душевным эпидемиям, социальным стрессам (революциям, гражданским и религиозным войнам). Не случайно все крупнейшие смены общественных формаций сопровождаются катастрофическими сдвигами в психосфере (области духовного бытия людей).

На закате первобытнообщинного строя прокатывались по Земле волны великих переселений народов, не подчинявшиеся никакой логике и удивительно напоминающие периодические массовые миграции животных.

Кризис рабовладельческих обществ и могучих империй сопровождался появлением мессий, пророков и лжепророков, вспышками массового террора и бессмысленных жестоких войн.

Средние века завершились небывалыми духовными эпидемиями (а также мировыми морами).

Становление капитализма было ознаменовано кровавыми междоусобицами, революциями, гражданскими войнами и террором. Крушение социалистической системы проходит в атмосфере тяжелейшего духовного кризиса, массовых неврозов и психозов...

В критические эпохи особенно широко распространялись и проявлялись разнообразные тайные секты — начиная от сатанистов и содомитов, кончая революционно-террористическими. Когда пользовались наибольшей популярностью оккультные идеи? Перед мировыми войнами и революциями.

В наши дни вновь властвуют над массами маги, астрологи, лжепророки. Это — тревожнейший симптом. Он свидетельствует о нездоровом общественном сознании и коллективном подсознании, находящихся в том сумеречном состоянии, когда люди особенно легко поддаются внушению, иллюзиям, а то и видениям. Они отрешаются от здравого смысла.

Этот феномен заслуживает более пристального внимания. Только так есть возможность избежать его магической власти. Демоны подсознания рассеиваются при свете разума.

 

Массовые видения

В книге Э. Парриша «Галлюцинации и иллюзии» (1897 г.) приведен такой случай. Через несколько дней после смерти судового кока члены экипажа этого находившегося в море судна увидели его привидение! Оно, хромая (одна нога у кока была короче другой), шло к ним по воде. Когда фигура приблизилась, оказалось, что это — плававшие обломки, оставшиеся после кораблекрушения.

Судя по всему, кому-то из судовой команды показалось, будто он видит силуэт умершего кока в море. Его слова убедили других. И чем больше людей убеждались в том, что перед ними привидение, тем сильнее они, сами того не сознавая, внушали это остальным.

В 1974 году многие газеты сообщали о видении во время Пасхи аббата Кокана и его тридцати прихожан в Кас- тельно-де-Гер во Франции. Он увидел на белом полотенце, покрывавшем дароносицу с хлебом для святого причастия, лик Господа. Его слова вдохновили паству. По словам аббата, «правый глаз Христа был закрыт, а левый открыт. Нос распух и посинел, была заметна гримаса боли». Другие видели слезы, терновый венец. Минут через пятнадцать аббат снял полотенце, чтобы продолжать службу, и видение прекратилось.

Для объяснения подобных массовых галлюцинаций некоторые авторы выдвинули версию телепатического контакта. По их мнению, зритель, которому привиделся некий образ, бессознательно транслирует его другим членам группы. Так они объясняют, например, индийский фокус с канатом. Он такой. Факир подбрасывает канат, вверх по которому залезает мальчик. За ним с ножом в руке влезает фокусник и оба они исчезают где-то наверху. Слышны крики. На землю падают разрезанные части тела.

Фокусник спускается с окровавленным ножом, складывает куски в ящик, из которого тотчас выскакивает улыбающийся мальчик. На некоторых представлениях зрители видят собаку, которая пытается утащить ногу или руку, но ее заставляют вернуть добычу.

Это представление с изумлением смотрели два психолога. Но когда они просмотрели его, отснятое на кинопленке, то убедились, что факир и мальчик все время стояли возле веревки, лежащей на земле. В 1934 году этот трюк дважды показали в Лондоне. Второй сеанс был снят скрытыми кинокамерами. И вновь на пленке не оказалось того душераздирающего зрелища, которое было внушено зрителям.

Трудно сказать, насколько достоверны сообщения о подобных фокусах. Ясно только, что факир должен был предварительно ввести в гипнотическое состояние зрителей. Странно лишь то, что они все поддались внушению.

Мне в юности довелось присутствовать на сеансе гипноза в Доме офицера в подмосковном Монино. Многие, но далеко не все из сидевших в зале, оказались внушаемыми. Из них гипнотизер выбрал десяток человек (двух из них я знал, так что никакого подвоха не было), рассадив их на сцене. Он говорил им, что они работают, отдыхают, собирают цветы, видят смешную комедию... И сидящие на сцене реагировали так, будто с ними все это происходит наяву. Они совершенно определенно и ясно видели то, чего не было, существовали в мнимой обстановке. А на воображаемом сеансе кинокомедии они дружно смеялись под громогласный хохот зала.

В тот вечер я впервые всерьез задумался над тем, как странно устроен наш внутренний духовный мир и как он может воздействовать на наше поведение. Тогда же я убедился, что плохо поддаюсь внушению. Мне хотелось испытать гипнотическое состояние. Я сделал все точно так, как предлагал гипнотизер: сцепил пальцы рук, старался вообразить, что они склеены и я не смогу их разомкнуть. Увы, в отличие от двух, сидевших рядом со мной, пальцы мои разомкнулись. Возможно, у меня было не такое сильное воображение, как у соседей. Стало ясно: тут дело не в моем желании, а в каких-то других, не зависящих от моего рассудка бессознательных свойствах разума.

Доктор медицинских наук В. А. Файбишевский пишет: «Зрительные галлюцинации настолько хорошо воспроизводятся под гипнозом, что возможность их возникновения не вызывает сомнений. Но для успеха внушения необходима готовность к нему или, говоря современным языком, психологическая установка... Надо сказать, что всякого рода установки сплошь и рядом направляют наше поведение. Причем иногда они заставляют нас видеть совсем не то, что есть на самом деле! Например, в одной школе был проведен такой эксперимент. Учитель перед уроком договорился со всеми учениками, кроме одного, что они будут утверждать: линии, которые на самом деле разной длины, равны. Сначала этот один ученик недоумевал, пытался убедить остальных, что отрезки разные. Но постепенно под влиянием общего мнения он согласился и действительно начал «видеть», что отрезки равны по длине!»

Некоторое подобие установки демонстрируют оптические иллюзии, когда в определенном антураже равные отрезки кажутся разновеликими, окружность — овалом и наоборот. Художник М. Эшер изобразил вполне реалистично вечный «Водопад», иллюзорный водяной двигатель.

В данном и многих подобных случаях зрителю дается установка, которую он воспринимает, во всяком случае, первоначально, доверчиво, как реальность. Это в наибольшей степени относится к внушению, которое осуществляется с помощью СМРАП, при участие авторитетных или популярных лиц или ссылками на них.

Внушению в той или иной степени подвержены все мы, а в особенности те, кто убежден, будто мыслит совершенно самостоятельно. Это относится, прежде всего, к самодовольным интеллектуалам. На них сильно влияет мнение авторитетов, признанных в их среде, и «опровергателей» общепринятых идей. Наиболее внушаемы дети и женщины. Первые — из-за недостатка жизненного опыта, знаний; вторые — по причине преобладания эмоций над рассудком (конечно, и дети, и взрослые не все одинаковы, а внушаемость многих мужчин ничуть не меньше, чем женщин).

В. М. Бехтерев писал, как во время одного религиозного праздника в Сарове богомольцы увидели на дне заброшенного колодца лик святого — отца Серафима. Некоторые замечали приветственное или благословляющее движение его руки. Все больше людей, заглянув в колодец, приходили в изумлении, не сомневаясь в чуде.

Но вот к ним подошла женщина, сказавшая, что на дне нет ничего, кроме мусора и камней. И тотчас видение исчезло, и каждый мог убедиться, что она права.

Лет двадцать назад в одной из деревень Западной Украины на стекле верхнего оконца церкви верующие узрели нерукотворный образ Богоматери. Сначала чуду дивились местные жители, затем сюда стали прибывать паломники из окрестных, а то и отдаленных районов. Массы жаждущих приобщиться к чуду, нередко приезжавших на автомобилях, вытаптывали огороды, создавали пробки на дорогах.

Мой знакомый из Ивано-Франковска, врач, рассказывал, что в то время он увидел под окнами своего дома собирающуюся толпу. Все смотрели, указывали в сторону его окон. Он понял, что это относится к соседней квартире. Чтобы выяснить в чем дело, он зашел к соседу. А тот со смехом объяснил, что недавно вымыл окна каким-то составом, и на стеклах появились радужные разводы. Вот их-то и приняли зеваки за очередное чудесное видение. Чем больше их собиралось, тем сильней действовало коллективное мнение на прибывающих.

Между прочим, когда я при случае рассказал об этих казусах писателю Владимиру Личутину, тот серьезно возразил примерно так:

— Ничего нелепого тут нет. Это же прекрасно, что люди верят в чудо. Это и есть истинная вера. Значит, сохранилась она.

Мне кажется, что такая вера, основанная на недоразумении, химическим средстве для промывания стекол, на массовом внушении — проявление дремучего суеверия, не имеющего ничего общего с подлинной верой в учение Иисуса Христа и высшую духовную суть бытия.

Известно, что наиболее сильно действует внушение на людей, находящихся в эмоционально взвинченном, напряженном состоянии, например, во время катастроф или на войне. В романе Виктора Гюго «Отверженные» есть такой вполне правдоподобный эпизод:«Армия вдруг дрогнула со всех сторон одновременно... За криками «Измена!» последовало «Спасайся!». Разбегающаяся армия подобна оттепели. Все оседает, дает трещину, колеблется, ломается, катится, рушится, сталкивается, торопится, мчится... Люди давят, теснят друг друга, ступают по живым и мертвым. Несметные толпы наводняют дороги. Нет уже ни товарищей, ни офицеров, ни генералов — царит один невообразимый ужас».

В армии, так же как в религиозных группах и толпах, наиболее сильно сказывается единство, а значит и то, что называется коллективным бессознательным. Поэтому и массовое внушение и самовнушение проявляются наиболее впечатляюще.

Многие, почти все люди, находясь в толпе, подчиняются ее законам, как бы отрешаются от своей индивидуальности (это относится и к разобщенным индивидам, составляющим «телетолпу», потребляющую единую интеллектуальную пищу, о чем у нас еще пойдет речь). Это происходит на уровне эмоций, рефлексов, подсознания, почти так же, как в стаде животных.

 

Взаимное притяжение особей

Наша духовная жизнь во многом определяется проявлениями подсознания. Порой ничтожные причины, неприметные сигналы и символы способны всколыхнуть его, вызвав из глубины души дремлющих там демонов. И человек не может понять, что именно они затуманивают сознание, толкая на опрометчивые или безумные поступки.

Оговорюсь: демоны упомянуты более как художественные, чем мистические образы. С биологических позиций можно было бы сослаться на инстинкты, свойственные всем общественным животным. Необходимость и выгоды совместного проживания выработали способность передавать и чутко ощущать информацию, выражаемую в жестах, звуках, запахах. Подобная впечатлительность позволяет координировать общие усилия, осуществлять взаимопомощь.

Стадо животных устремляется за вожаком в трудный переход на новые пастбища. Буйволы выстраиваются в каре, отражая нападение стаи волков. Муравьи дружно берутся за гусеницу, волоча ее в свое жилище, или в момент опасности спасают личинки. Ласточки совместно отбивают нападение хищной птицы. Во множестве подобных случаев животными руководит отнюдь не рассудок, а естественная внутренняя потребность. Это властная сила инстинкта, включаемого при определенных обстоятельствах и соединяющего особи в единое целое.

Немало примеров такого рода приведено в книге анархиста, ученого, мыслителя князя Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции». Он развивал идеи русского зоолога К. Ф. Кесслера. Уже в наше время советские генетики В. Эфромсон и Б. У. Астауров, исходя из этих воззрений, предположили, что существует особый, передающийся по наследству «ген альтруизма», обеспечивающий заботу о ближнем. Однако, возможно, не просто действует какой-то конкретный генетический код, заставляющий автоматически реагировать на определенные сигналы, а выработан целый комплекс признаков и способностей, позволяющих воспринимать специфическую эмоциональную информацию.

Как справедливо утверждал еще в конце XIX века французский психолог Б. Сидис: «Внушаемость имеет громадное значение для группы, для общества, потому что представляет единственный способ быстрого сообщения, которым могут обладать общественные животные. Естественный подбор подхватывает это изменение и доводит его до высшей степени... Внушаемость — цемент стада, душа первоначальной общественной группы».

Такая постановка вопроса не делает различия между добром и злом, полезными и вредными стадными инстинктами. Благодаря эмоциональному единству сообщества, оно может в иные моменты поддаться непреодолимой панике и броситься с обрыва в пропасть или сгинуть в болотной топи. Вне зависимости от гипотетического «гена альтруизма» высшие животные, а в особенности человек, обладают повышенной восприимчивостью к эмоциональной информации, к внушению.

Но вдобавок существуют и определенные «тормозные» биологические механизмы, заставляющие выборочно реагировать на внешние воздействия. Например, стадо предпочитает следовать за опытным здоровым вожаком, не обращая внимания на хилых уродцев и глупый молодняк. А тот определенным образом чувствует и обеспечивает потребности стада. Не случайно же при нападении леопарда на группу павианов матерый вожак, рискуя жизнью, защищает своих подопечных и прикрывает их бегство.

«Чувство стадности» вовсе не уничтожает индивидуальности. Напротив, у таких общественных животных, как обезьяны, нередко очень ярко проявляются отдельные личности, причем не обязательно из доминирующих. Стал хрестоматийным примером случай, наблюдавшийся известной бельгийской исследовательницей Левик-Гуддол: ничем не приметный молодой шимпанзе внезапно выделился и возвысился в глазах сородичей, благодаря умелому использованию пустого бидона для пугающих шумовых эффектов.

Отклонения от более или менее условной «нормы» присутствуют всегда (необходимое разнообразие — залог устойчивого развития экосистем и сообществ), и животные каким-то образом способны отличать — на интуитивном, подсознательном уровне — полезные «примеры для подражания» от вредных, опасных. Они не подражают особи, которая отбивается от стада, а напротив, сплачиваются, объединяются. В противном случае их сообщество не существовало бы.

Напрашивается достаточно тривиальный вывод: то, что хорошо (или, во всяком случае, допустимо) для индивидуума или малой группы, подчас оказывается вредным, а то и губительным для всего сообщества или экосистемы.

...В таинственных дебрях подсознания каждого из нас дремлют не только индивидуальные инстинкты, но и коллективные, а то и всеобщие, свойственные роду человеческому. Для их проявления достаточно присутствия определенного объекта, чаще всего — личности, обладающей некими реальными или мнимыми способностями.

«Свойство психической организации человека... — писал известный русский психиатр В.Х. Кандинский, — именно таково, что всякое душевное движение или настроение одного индивидуума отражается на душевном состоянии лиц, его окружающих. Люди в этом отношении представляют аналогию с камертонами одинакового тона; заставьте звучать один из таких камертонов, остальные сами собой придут в созвучное дрожание».

Подобный «психический резонанс» может производить необычайные эффекты. Так, в конце XIX века в США появился «новый мессия» — Франц Шлаттер. При стечении огромных масс людей, верующих в его магические возможности, он творил «чудеса»: простым наложением рук исцелял от многих болезней.

Репортер, описывавший это собрание, признавался, что поначалу был настроен скептически. Но постепенно его охватило волнение. Он решил подойти поближе к новоявленному святому. «Когда я приблизился к нему, — писал он, — мной овладел сверхъестественный страх, который было трудно проанализировать. Моя вера в этого человека росла вопреки моему разуму. Бодрствующее, контролирующее, мыслящее, рассуждающее «я» стало колебаться, терять свою силу, а рефлекторное, дремлющее — начало укрепляться. Когда он взял мои руки, моя душа признала какую-то силу в этом человеке, чему, по-видимому, противился мой ум. Когда он раскрыл мои руки, я почувствовал, что мог бы упасть перед ним на колени и назвать его владыкой».

Сила внушения зависит не столько от личных качеств вождя (гипнотизера, проповедника, колдуна, экстрасенса), сколько от настроения и ожидания толпы, воздействующей на каждую ее составляющую единицу (кстати, и на мнимого «владыку» тоже). Объясняют такой эффект по-разному. В. X. Кандинский предпочитал говорить о «контагиозности» (следствии духовных контактов). В. М. Бехтерев — о своеобразной психической «заразе» или «заразительности», действующей подобно болезнетворным микробам (образно он называл это «психическим вирусом»).

По всей вероятности существует врожденная склонность к подражанию. Наиболее отчетливо она заметна в раннем детстве. У детенышей животных она служит важным фактором обучения, воспитания. Очень ярко «подражательность» проявляется при некоторых формах шизофрении. Скажем, больной может постоянно повторять все жесты и действия какого-либо лица. Контагиозностью во многом определяется успех или провал театрального представления. Известно, как возбуждают толпу продажные восторги клакеров — оплачиваемые «аплодисменты, переходящие в овацию», которыми обычно завершались выступления великих диктаторов XX века — Муссолини, Франко, Гитлера, Мао, Сталина. И вовсе не обязательно предполагать лицемерие у «подопечных». Торжествует, прежде всего, массовое воодушевление, обусловленное внушением и психическим резонансом.

Кстати, тут проявляются качества не столько человека разумного, сколько стадного высшего животного. Ведь душевные эпидемии — правда, скоротечные, в виде паники — происходят среди, например, лошадей. В 1876 году было зафиксировано 3 таких массовых события: два в Англии, одно в России. Во всех случаях речь шла об отборных гвардейских кавалерийских полках. Причем, побуждающие причины были ничтожны: или стадо гусей, встревоживших отдыхающих лошадей, или один строптивый «взбесившийся» конь. Как падающий камень в горах вызывает лавину, так и эти единичные события повлекли за собой катастрофические последствия. Массовая паника вскоре охватила сотни лошадей. Многие из них погибли или покалечились.

На войне среди людей массовые психозы нередки. Происходят они и в мирное время. Так, в марте 1861 года лондонцы были встревожены двумя подземными ударами. Сейсмические толчки были слабыми, практически не вызвали никаких разрушений. Однако психические их последствия оказались колоссальными. Какой-то астролог или ясновидец предсказал: третье землетрясение вскоре полностью разрушит город. Полубезумный солдат, уверовавший в этот прогноз, бродил по улицам и оповещал, что катастрофа произойдет 5 апреля. Людей охватила паника. Тысячи семей в спешке покидали Лондон. Еще больше горожан ограничилось переселением в палатки и шалаши, устроенные в парках.

Дурной пример заразителен. 4 апреля даже большинство из тех, кто прежде смеялся над страшным пророчеством, поддались общему психозу. Люди стали искать спасения даже на кораблях, стоявших у причала.

«Цепные психические реакции» характерны для духовной сферы. При определенных условиях они приводят к более или менее значительным эпидемиям.

Это относится даже к такой специфической области, как уголовные преступления и самоубийства. Тут важную роль могут играть средства массовой информации, художественные произведения. Например, роман Гете «Страдания юного Вертера» преподнес заразительный пример для подражания. Как отметила мадам де Сталь, выдуманный Вертер вызвал больше самоубийств в Германии, чем весь прекрасный пол этой страны. Сам Гете был обескуражен этой убийственной модой и предпослал второму изданию книги стихотворение, заканчивающееся словами:

«Мужем будь, — он шепчет из могилы: не иди по моему пути».

В России трагический финал Сергея Есенина также вызвал волну самоубийств. Ответом на нее явилось известное стихотворение Маяковского.

Со второй половины XX века стали характерны зверства сексуальных маньяков. О них много пишут и говорят. Средства массовой информации служат невольными «пропагандистами» чудовищных извращений полового инстинкта, хотя журналисты обычно ужасаются, возмущаются, требуют неотвратимого наказания убийц. У психологов есть теория: «проигрывая» в уме, в своем воображении картину преступления, потенциальный насильник или убийца дает выход агрессивным позывам и ограничивается мнимым поступком вместо реального. По-видимому, у людей определенного склада характера так бывает. Но ведь есть и другие, более опасные и неуравновешенные типы, да еще впечатлительные вдобавок. В них исподволь зреет желание совершить преступление, скажем, вследствие какой-то психической травмы, неудачной любви и т.п. Но это достаточно аморфное, неопределенное чувство, в котором стыдно и страшно себе признаться.

Но вот человек слышит, что нечто подобное совершается не один раз. Оказывается, его внутренний запрет (нередко подсознательный) не имеет абсолютного характера. Можно переступить черту! Появляется желание обдумать, организовать преступление, реализовать потаенную гнусную и страшную, но такую заманчивую мечту...

Психика человека обычно находится в напряжении. Интеллект и эмоции насыщены мыслями и впечатлениями, нередко противоречивыми. Сказываются и подсознательные процессы. Такая неустойчивая структура со множеством взаимосвязей иной раз переходит в новое состояние, испытывает кризис из-за незначительных причин. Кстати, и в горах «эффект лавины» срабатывает только в том случае, когда на склонах скапливаются неустойчивые каменные или снежные массы. Аналогично — в электрических явлениях. Для вспышки молнии необходима концентрация разнозаряженных частиц, критическая разность потенциалов.

То, что свойственно каждому человеку в отдельности, свойственно и всем вместе. Поэтому психический срыв у одного при определенных условиях вызывает сходную реакцию у многих.

В детстве мне довелось испытать влияние массового психоза. Наша группа мальчишек проникла в помещение столовой, закрытой на ремонт. Кто-то случайно или нарочно разбил плафон. И вскоре началась вакханалия погрома. Мы разносили вдребезги все, что попадалось под руку, даже ухитрились переворачивать огромные котлы. Никогда впредь я не поддавался таким эпидемиям и внушению. Но в тот раз в меня словно бес вселился. Не остановила даже реальная опасность быть пойманным и наказанным.

Нечто подобное нередко происходит в разных странах и в различных эпохах. Так, в 1673 году в голландском приюте для сирот произошли массовые припадки — с конвульсиями, истерическим лаем, мычанием, визгом на манер животных. Через полтора века в Париже у работниц крупной мастерской (400 женщин) начались судороги, закончившиеся потерей сознания. Припадок начался сначала у одной, но через три часа больных стало 30, а на третий день — 115.

В 1862 году сходная болезнь поразила девушек Монмартрского прихода, готовившихся к первому причастию. Недуг развивался по той же схеме. В результате за два дня из 150 девушек у 40 были припадки. Наиболее действенный способ борьбы с массовым психозом был очень прост: разъединение группы. Иначе поступил доктор Бургав: когда в женском учебном заведении началась эпидемия судорог, он приказал принести в зал горящую жаровню и объявил, что будет жечь каленым железом каждую, с кем произойдет припадок. Внушенным страхом был подавлен «психический вирус».

Впрочем, в этих случаях действуют преимущественно биологические механизмы, мало связанные с интеллектом. Для более крупных душевных эпидемий характерна зависимость от религиозных или псевдорелигиозных верований, переходящих в экстаз. Мы уже упоминали о них на примере проповедей Шлаттера. Нечто подобное случилось и в России.

 

История одной эпидемии

Она произошла в конце XIX века и получила название по имени основателя и вдохновителя — Кондратия Малеванного, мещанина городка Тараши Киевской губернии, родившегося в 1845 году. В его семье злоупотребляли спиртными напитками. Сам он выпивал с юности до 40 лет, начал страдать бессонницей, подумывал о самоубийстве.

В 1884 году он оставил православие и стал штундистом (секта, называвшая себя «евангельскими христианами», отрицавшая церковность, развивавшая почти коммунистические взгляды, хотя и под «опекой» зажиточных крестьян). Заново осознал учение Христа, бросил пить и усердно предавался молитвам, доходя до экстаза. Через некоторое время у него начались галлюцинации. Он чувствовал неземные ароматы и необычайный подъем (объяснял это близостью Святого Духа). Ему казалось, что он приподнимается над землей.

Малеванный осознал себя Спасителем мира. Евангельские же предания считал не более как пророчествами о его собственном пришествии. С 1890 года у него во время молитв стали дрожать руки; затем судороги распространялись на все тело. «Трясение» сопровождалось пламенными проповедями о близости конца света и страшного суда, когда спасутся для вечного блаженства только те, что веруют в него, истинного мессию. Его последователи постарались записать эти речи, составив евангелие Малеванного, где лирика явно преобладала над логикой.

Очень скоро, с декабря 1891 года, малеванщина распространилась в деревнях Васильковского уезда Киевской губернии. По настоянию властей сюда была направлена специальная комиссия. Входивший в нее психолог И. Сикорский так описал ситуацию: «Участники движения резко изменили свой обычный образ жизни, продали большую часть имущества, переведя его на деньги, отказываются от работы и, оставаясь в бездействии, находятся в особенном ненормально веселом настроении духа в ожидании кончины мира, которая будто бы с минуты на минуту может наступить. В то же время почти все участники движения отличаются расстроенным здоровьем, упадком общего питания, страдают судорогами и истерическими припадками и в беспримерных размерах подвержены галлюцинациям обоняния.

Самой существенной чертой описываемой эпидемии является наклонность, скорее даже неудержимая потребность у заболевшего населения собираться массами и предаваться порывам психического возбуждения, которое сопровождается судорогами, галлюцинациями, экстазом и распространяется постепенно на всех участников собрания. Все происходящее... указывает с очевидностью на существование повального болезненного состояния или предрасположения, которое ищет себе исхода и находит исход в этом стадном экстазе и массовом возбуждении собравшихся людей».

В общем, картина достаточно типичная. Еще перед 1000 и 1500 годами в Западной Европе прокатились волны болезненной веры в скорый конец света, когда люди бросали работать, а то и покидали дома, уходя за экзальтированными бродячими проповедниками.

(Через 100 лет после малеванщины в России и на Украине возникли обширные группы фанатиков лжепророчицы Дэви Христос, вещавшей о приближении страшного суда; назначена была и дата — осень 1992 г. Между прочим, за 5 лет до этого в Москве, в Государственной библиотеке мне встретился человек, серьезно утверждавший, что является истинным мессией, тогда как евангельский Христос — легенда, пророчествующая о реальном втором пришествии... По-видимому, примеров и аналогий такого рода можно было бы набрать множество.)

По заключению Сикорского, малеванщина имела все свойства нервно-психической эпидемии и лишь по внешнему виду сходна с религиозным движением. Однако общность верований (скажем, в скорый Страшный суд, в авторитет Малеванного) составляла важную часть этого массового психоза. Люди вели себя как малые беззаботные дети, они наслаждались бездельем и предвкушением вечного блаженства.

Малеванцы заразившись от своего психически больного пастыря, часто ощущали необычайную легкость тела, чувствовали неземные ароматы, периодически испытывали судороги, которые бывали разнообразными, вплоть до имитации половых конвульсий и каталепсии. На внешних наблюдателей это производило впечатление сатанинских оргий или дионисийских мистерий: истеричные крики, смех и плач, прыжки, лай и вой, хлопки в ладоши, махание руками, топот... Как ни удивительно, при всем этом они не наносили повреждений друг другу (а ведь некоторые неистовствовали, держа при себе грудных детей). По-видимому, подсознательная координация движений у них усиливалась при уменьшении активности сознания. Об этом же свидетельствуют и издаваемые звуки: эмоциональные, но почти вовсе лишенные смысла. (Картина заболевания напоминает явления, происходящие при повреждении или отключении левого полушария, «ведающего» рассудком, и повышенной активизации правого, «чувственного».) Волнения могли разрядиться всеобщими рыданиями, переходящими в умиление. А в общем, царили ликование и радость; недаром такие сборища назывались радениями. Другими словами, люди испытывали переход в своеобразное измененное состояние сознания. Они поистине сходили с ума, отрешаясь — хотя бы на время — от рассудка, рассуждений, сомнений.

Один из них сквозь сон услышал голос: «Зажги свою избу, и все уверуют, что это истинная вера». Он встал и выполнил повеление: поджег свой дом (заодно сгорело все его хозяйство, а также изба соседа) и лег возле него, дабы показать, что чудо спасет его. Но спасителями оказались прибежавшие односельчане, оттащившие его от огня.

Среди причин, породивших малеванщину, И. Сикорский назвал недостаточное и однообразное питание, низкий культурный и образовательный уровень населения, свободу проповедничества со стороны людей психически нездоровых, злоупотребление спиртными напитками, физические и моральные последствия Крымской войны (1853—1856 гг.). Особенно подчеркнул автор вредное воздействие алкоголизма, тем более, при распространении очищенного самогона.

Погасить эпидемию удалось быстро, поместив часть ма- леванцев в лечебницы для душевнобольных (равно как и главного организатора секты), других — в монастыри, а трех сектантов, обнаруживших «преступный фанатизм», отдали под суд.

«Мы не можем не указать, — заключил свое исследование Сикорский, — на одну психологическую особенность в настроении народных масс — особенность, которую можно охарактеризовать как живое сознание нравственных зол и чаяние избавления от них. Они ищут Спасителя и находят его в помешанном Кондратии Малеванном!

Нельзя не сказать, что малеванщина есть вопль заболевшего населения и мольба об освобождении от вина, об улучшении образования и санитарных условий!»

Много из того, что относится к малеванщине, приложимо к духовным недугам, распространившимся в нашей стране за последние годы. Теперь, конечно, о малограмотности населения говорить не приходится. Однако не менее сильно сказывается недообразованность, позволяющая доверительно читать и бездумно распространять нелепые лжепро- рочества, журналистские грязные «утки» и политическую дезинформацию.

При отсутствии навыков к самостоятельному логичному мышлению, стремления к правде, способности к сомнениям создалась очень благоприятная среда для новых психических эпидемий, подчас удивительно похожих на старые.

 

Смутные эпохи

В нашей стране первым о них написал в 1876 году В. X. Кандинский: «От времени до времени в истории человечества являются настоящие повальные болезни души». К ним он относил, в частности, демономанию, ложные признания в колдовстве и массовые религиозные репрессии в Западной Европе XV—XVI веках.

Кандинский обобщил: «История обществ представляет нам... непрерывный ряд примеров, в которых известные побуждения и стремления, известные чувства и идеи охватывают сразу массу людей и обусловливают, независимо от воли отдельных индивидуумов, тот или другой ряд одинаковых действий. При этом двигающая идея, сама по себе, может быть высокою или нелепою... Аналогия с телесными эпидемиями здесь полная». «Чувства мелочные и своекорыстные гораздо более склонны приобретать эпидемическое распространение, чем чувства и идеи высокие».

Позже более обстоятельно разрабатывал д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: