На ваш взгляд, как практика, требуется ли для более эффективного противодействия коррупции внести изменения в законодательство?




Александр Бастрыкин: Следственный комитет вновь предлагает вернуться к обсуждению вопроса о введении конфискации как меры уголовного наказания. Полагаю, что именно она обеспечит неотвратимость имущественной ответственности коррупционеров.

Также необходимо ввести в российское законодательство институт уголовной ответственности юридических лиц (взамен нее в нашей стране была введена административная ответственность организаций). Ведь в подавляющем большинстве случаев нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц.

При этом во всех странах Европы англо-американского права и многих других государствах, в том числе постсоветского пространства, юридическое лицо рассматривается в качестве самостоятельного субъекта преступления. Вместе с тем одним из обязательных условий для оказания международной правовой помощи является то, что расследуемое деяние должно быть уголовно наказуемым как в стране - инициаторе международного запроса, так и в стране - исполнителе, в том числе и по признакам субъекта преступления.

Возникающая правовая коллизия (а именно то, что юридическое лицо в российском законодательстве не является субъектом преступления и не пользуется правом на защиту в уголовном процессе) препятствует так называемому экстерриториальному уголовному преследованию российскими правоохранительными органами компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, а, соответственно, и делает невозможным обращение взыскания на их имущество.

Для разрешения этой коллизии в Кодекс об административных правонарушениях РФ даже были внесены поправки, согласно которым юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), может быть привлечено к ответственности в соответствии с российским законодательством об административных правонарушениях.

Однако это положение не работает, так как международные договоры об оказании правовой помощи предусматривают сотрудничество только по уголовным делам.

 

 

Логическим, хотя и не находящимся в прямой зависимости, продолжением данного рода «борьбы» с коррупцией стало задержание по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и получения взятки в размере семи миллионов рублей замначальника управления «Т» ГУЭБ и ПК МВД РФ Дмитрия Захарченко.

Александр Иванович, совсем недавно череда арестов губернаторов продолжилась задержанием главы Удмуртии Александра Соловьева. Его послужной список - классика. Как только он занял губернаторское кресло, начал осваивать дорожные фонды. Его младшая дочь заняла должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства. Старшая - стала учредителем сразу нескольких дорожных компаний. Не остались в стороне муж младшей и гражданский муж старшей дочери. За два года Соловьев стал одним из самых "доходных" губернаторов. Видимо, так выглядит коррупция в чистом виде.За коррупционные преступления только в прошедшем году осуждены бывшие заместители губернаторов Томской области - Трубицын и Новгородской области - Нечаев, первый заместитель председателя правительства Омской области Гамбург, бывшие мэры Ярославля - Урлашов и Благовещенска - Мигуля.

По результатам нашего расследования в феврале 2017 года вынесен обвинительный приговор бывшему заместителю председателя Ивановской городской думы Морозову. Он требовал от предпринимателей денежные средства за сдачу в аренду земельных участков, необходимых для осуществления коммерческой деятельности. В апреле нынешнего года к 11 годам лишения свободы осужден бывший мэр Усть-Илимска Ташкинов - за неоднократные получения взяток на общую сумму свыше 10 миллионов рублей от представителя юридических лиц за беспрепятственную приемку чиновниками администрации работ и своевременную оплату по контрактам.

Предлагается разрешить следователю до решения суда блокировать счета подозреваемых на 30 суток – Бастрыкин. Этот срок необходим для сбора доказательств, предъявления обвинения и обращения в суд с мотивированным ходатайством о наложении ареста на имущество обвиняемого и его близких родственников.

В качестве одного из вариантов комплексного решения проблем по возврату и обращению в доход государства незаконно приобретенного или похищенного имущества может быть рассмотрено и новое наше предложение. Оно касается внесения изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами должностных лиц, их супругов и несовершеннолетних детей будет предоставленная в установленном порядке правоохранительными органами информация о том, что лицо, занимающее конкретную должность, является подозреваемым либо обвиняемым в совершении коррупционного преступления. Либо при расследовании уголовного дела изъяты денежные средства, ценности и иное имущество, о которых привлекаемое к уголовной ответственности должностное лицо не может предоставить сведения по поводу законности источников их получения либо средств, за счет которых приобретены обнаруженные ценности и имущество.

А что касается вымогательства со стороны инспекторов, то позиция министерства — жесточайше карать таких сотрудников и их руководителей. У нас принцип персональной ответственности действует для всех — от руководителей районного звена до моих заместителей. Если твой подчиненный совершил правонарушение, будь добр, отвечай. Ты несешь за него полную ответственность[3].

 

 

Меры по профилактике коррупции

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
  • предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
  • установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Деятельность государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

  1. проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  2. создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
  3. принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  4. совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
  5. введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
  6. унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
  7. обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  8. обеспечение независимости средств массовой информации;
  9. неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  10. совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
  11. совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
  12. обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  13. устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  14. совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  15. повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  16. укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  17. усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  18. передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  19. сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  20. повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
  21. оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

 

 


[1]Послание Президента В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2012. 13 декабря.

 

[2] Фролов А. Профилактика взяточничества и недопущение сотрудниками ОВД коррупционного поведения // Профессионал от 09.04.2016 // https://www.ormvd.ru/pubs/102/prevention-of-vzyatochnichestvo-and-preventing-police-corruption-behavior/ 11.11.2016

[3] Интервью колокольцева известиям. https://iz.ru/666416/aleksandra-krasnogorodskaia/printcip-personalnoi-otvetstvennosti-deistvuet-dlia-vsekh

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: