ВЕДУЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ




 

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии: 1) передача буквами фонемного состава слов (морфем); 2) слитные, раздельные и дефисные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов со строки на строку; 5) правила сокращения слов.

В русском письме главным разделом, который определяет собой ведущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем).

Сколько в русском правописании разных правил, каковы отношения между ними – решение этих вопросов зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существуют две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая.

Сравните две формулировки главного принципа русского правописания. В чем Вы видите общность и различие подходов?

 

Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем – значащих частей слова. например, корень дом во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]-машний, [дъ]-мовой. То же наблюдается в приставке от-, пришущейся с буквой т, несмотря на ее произношение: отпуск – [от] и отбой – [ад]… Фонематическое письмо – это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. В результате получается то, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково»  

 

Морфологическая и фонематическая трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Но при анализе этого факта они оказываются как бы на разной глубине. Морфологический принцип не проникает за рамки морфемного уровня: он лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождения этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части лова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем.

Если мы примем первую трактовку, то объяснить принцип, на котором построено наше правописание, до тех пор пока школьники не узнают состав слова, невозможно.

Фонематический принцип в отличие от морфологического может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще до изучения состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем (для них – звуков!) и понять всеобщий закон письма. А по мере того как учащиеся будут знакомиться с морфемной структурой слова и системой его грамматических значений, общий принцип будет конкретизироваться по отношению к морфеме: корню, окончанию и т.д.

Фонематический принцип базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. И наоборот один и тот же звук может быть реализацией разных фонем. Так, например, звуки [ о /а/ъ] в корне слов в о дный, вода, водяной – позиционные «представители» фонемы <о>, а звуки [ а /а/ъ] в корне слов глаз, глазок, глазомер являются реализацией фонемы <а>, так как свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции (в нашем примере – по звуку под ударением). Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него – к буквам.

Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу же идет от уже известной фонемы к букве. Он действует по правилам графики. Например, ударный звук гласный звук [а] после твердого согласного обозначают буквой а, а после мягкого согласного – буквой я (мал – мял). У пишущего в этом случае нет альтернативы.

При выборе букв для обозначения звуков слабых позиций положение пишущего существенно сложнее. Прежде чем обозначить звук буквой, ему необходимо выяснить, какой фонеме принадлежит звук. Другими словами, при обозначении звуков слабых позиций приходится выбирать букву из нескольких возможных путем постановки звука в сильную позицию. Только от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве.

Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу на основе всеобщего принципа письма. Он устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания. Действительно, что представляют собой три ведущих правила правописания, на которых базируется наша орфография. Вспомним их.

Первое правило: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: д о м-ашний, потому что д о м; на стул- е, потому что на стол- е; завист-л и в-ый, потому что счаст-л и в-ый и т.п.

Второе правило: парные по звонкости-глухости согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (а также сонорными и в): дру г, потому что дру г а; про с ьба, потому что про с ить и т.п.

Третье правило: мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце слова: зонтик, потому что зонт; бросьте, потому что брось и т.п.

Все три правила по сути своей идентичны: «…они учат проверять вариант фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: