Уважаемый Сергей Семёнович!
Обращаемся к Вам от лица 77 руководителей органов студенческого самоуправления образовательных организаций высшего образования ведущих вузов Москвы и сотен тысяч московских студентов, аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажёров, молодых учёных, обучающихся на факультетах подготовки кадров высшей квалификации в аккредитованных государством образовательных учреждениях высшего образования города Москвы в связи с отсутствием льгот на проезд на общественном транспорте для аспирантов (адъюнктов), ординаторов и ассистентов-стажёров.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации[1], принятой всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г., декларируется основополагающая норма, фундаментальная цель-максима, которая, по нашему мнению, должна служить долговечным ориентиром развития для нашей державы; Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обучающиеся по программам подготовки кадров высшей квалификации, несомненно, являются будущими столпами всего нашего общества. Как справедливо и точно отметил Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию от 01 декабря 2016 г., успех России зиждется на успешном раскрытии талантов одарённых детей, подростков и студентов[2]. Однако на сегодняшний день в российском правовом поле сложилась довольно парадоксальная ситуация, связанная с отсутствием в г. Москве мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте в г. Москве аспирантов (адъюнктов), ординаторов и ассистентов-стажёров. Данную проблему мы постараемся максимально кратко описать, оперируя нормами действующего федерального и регионального законодательства. Отметим также, что актуальность данного вопроса подтверждается существующей на платформе «change.org» петицией[3].
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», транспортное обеспечение обучающихся включает в себя предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте[4].
Обучающийся, в соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяется как физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Отнюдь, подобная формулировка представляется весьма расплывчатой. Однако далее, в п. 1 ст. 33, к обучающимся федеральный законодатель отнёс следующие категории лиц (перечень по смыслу нормы не является исчерпывающим): 1) воспитанники; 2) учащиеся; 3) студенты (курсанты); 4) аспиранты; 5) адъюнкты; 6) ординаторы; 7) ассистенты-стажёры; 8) слушатели; 9) экстерны.
Однако п. 6 ст. 27 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» гласит о том, что «обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси)»[5], что исключает ряд категорий обучающихся, а именно аспирантов (адъюнктов), ординаторов и ассистентов-стажёров, из программ получения социальной поддержки при проезде в общественном транспорте.Согласно подп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), как и ординатуры и ассистентуры-стажировки — относятся к образовательным программам высшего профессионального образования, а на основании п. 1 ст. 33, в котором перечислены лица, относящиеся к обучающимся, ординаторы и аспиранты (адъюнкты) и ассистенты-стажёры также являются обучающимися. Однако, меры социальной поддержки в виде предоставления льгот на проезд в общественном транспорте для данных категорий обучающихся в г. Москве не предусмотрены.
Стоит отметить в этой связи Закон г. Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»[6]. Очевидно, что кодификация отрасли регионального законодательства о социальной поддержке населения является довольно прогрессивным шагом. Мы также обращаем внимание на то, что отдельная глава (№ 20) указанного регионального нормативного правового акта посвящена дополнительным мерам социальной поддержки детей и молодёжи по оплате проезда на транспорте.
В частности, п. 3 ст. 86 Социального кодекса г. Санкт-Петербурга закрепляет право на проезд на социальных маршрутах наземного пассажирского маршрутного транспорта, а также в метро с оплатой части стоимости проезда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для лиц, обучающихся по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета, ассистентуры-стажировки в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, или по программам магистратуры, ординатуры, интернатуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в указанных образовательных организациях или научных организациях (учреждениях), расположенных на территории Санкт-Петербурга, - в размере не более 40 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге.
В марте сего года уже обсуждался вопрос принятия Социального кодекса в городе Москве по инициативе Общественного консультативного совета политических партий при Московской городской Думе[7]. Мы просим Вас, насколько это представляется возможным, поддержать инициативу разработки кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего проведение социальной политики в г. Москве, и предусмотреть в нём норму, предоставляющую всем категориям обучающихся, в том числе и аспирантам (адъюнктам), ординаторам, ассистентам-стажёрам право на льготы при проезде на общественном транспорте (трамваях, троллейбусах, автобусах, метро), возможно, используя опыт Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга.
Если же не удастся принять кодифицированный акт (Социальный кодекс), мы просим Вас поддержать принятие Закона г. Москвы о внесении изменений в Закон г. Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», содержание которого позволит аспирантам (адъюнктам), ординаторам, ассистентам-стажёрам, обучающимся по очной форме, получать социальную поддержку в виде льгот при проезде на общественном транспорте в г. Москве, а в дальнейшем способствовать исполнению данного законоустановления.
Изменение может выражаться в изложении п. 6 ст. 27 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» в следующей редакции, также с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
«6. Льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) предоставляются следующим категориям обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию:а) обучающимся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (учащимся);б) студентам, аспирантам (адъюнктам), ординаторам, ассистентам-стажёрам, обучающимся по программам среднего и высшего профессионального образования.»
Такой шаг позволит тем категориям обучающихся, которые в настоящий момент не получают льготы при проезде на общественном транспорте в городе Москве, оказаться в спектре действия мер социальной поддержки обучающихся, что, несомненно, позволить значительно повысить уровень социальной защиты и качество жизни молодых учёных, тем самым стимулируя развития молодёжной науки в столице Российской Федерации – городе Москва.
[1] Конституция РФ от 12.12.1993 // СЗ РФ от 2014 г., N 31, ст. 4398.
[2] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Официальный сайт Президента РФ. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 [Дата обращения: 02.08.2017].
[3] Предоставить аспирантам Москвы льготы на проезд и посещение культурных мероприятий! // URL: https://www.change.org/p/aspirantamlgot [Дата обращения: 04.08.2017].
[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru/ [Дата обращения: 02.08.2017].
[5] Закон города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Электронная Москва. URL: https://mosopen.ru/document/60_zk_2005-11-23 [Дата обращения: 06.08.2017].
[6] Закон г. Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга // Официальный сайт Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/891859785 [Дата обращения: 06.08.2017].
[7] Социальный кодекс города может появиться в Москве // Агентство городских новостей «Москва». URL: https://www.mskagency.ru/materials/2645514 [Дата обращения: 05.08.2017]