Задача №2
Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания автором одного из родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять целый комплекс прав и обязанностей, связанных и созданием изобретения.
Какие лица могут быть субъектами интеллектуальных прав? Возможно ли признание малолетних граждан авторами объектов интеллектуальной собственности? Дайте юридическую оценку ситуации задачи.
Решение:
Субъектами права интеллектуальной собственности являются: творец (творцы) объекта права интеллектуальной собственности (автор, исполнитель, изобретатель) и другие лица, которым принадлежит по завещанию и по договору личные имущественные права интеллектуальной собственности.
В соответствии со ст. 1347 ГК РФ автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.
|
Исходя из сказанного, можно утверждать, что 13-летний Витя будет являться автором изобретения. И в качестве автора в заявке на патент должен быть указан именно Витя. Однако в силу того, что Витя является лицом, не достигшим возраста полной дееспособности (малолетним), то в соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки от его имени могут осуществлять его родители.
Но уже при достижении возраста 14 лет Витя в соответствии с ч. 2 ст. 26 ГК РФ может самостоятельно осуществлять все права автора изобретения..
Задача 3
Между двумя авторами и театром заключен договор,по которому один из авторов обязался к обусловленному сроку написать либретто,а другой-музыку. Театр принял на себя обязанность поставить спектакль в случае одобрения заказанного произведения. Среди студентов возник спор: что в данном правоотношении является его объектом?
Одни считают,что объектом правоотношения является поведение автора либретто и композитора,взявших на себя обязательство создать произведение. Другие говорят,что объектом надо считать и поведение театра,принявшего на себя обязательство исполнить произведение авторов. Третьи полагают,что отношение возникло по поводу такого блага,как произведение. Некоторые усомнились в том,что есть ли в данном правоотношении вообще объект.
Ккого ваше мнение?
Решение:
Объект - необходимый элемет любого правоотношения. Объект правоотношения всегда составляет какое-то благо. В качестве блага не может выступать конкретная вещь или прозведение в данном случае. Благом может быть приобретение субъективного права, выгода.
Поведение сторон, действия по осуществлению субъективных прав и обязанностей, является предметом правоотношения.
|
Предмет договора во 1 это произведение, затем идут композиции, а в 3 только лишь обязательства театр
Есть такой объект авторских прав, как музыкально-драматическое произведение с текстом. Таким образом, может быть единый объект, который может быть разделен на два самостоятельных произведения, у которых будет два автора (либретто и музыка). Их можно использовать вместе (соавторство), и раздельно - каждый автор свою часть.
Есть отдельный объект авторских прав - сценарное произведение (я просто затрудняюсь определить, сценарий и либретто - это разные вещи?), музыкальное произведение, а вот постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения) - это объекты смежных прав (ст. 1304 ГК). Единственное - там есть ограничения: если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
А между театром и авторами должен заключаться постановочный договор
Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта
1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
|
Такого понятия, как театральная постановка, в ГК нет, но есть термин театрально-зрелищное представление, поэтому есть мнение, что постановка - это один из видов театрально-зрелищного представления
Задача 4
Писательница Григорьева-Кравцова обратилась к мировому судье с иском об истребовании из чужого незаконного владения своего имущества, удерживаемого ее знакомой, журналисткой Володарской: личной переписки писательницы, содержащей ее суждения о роли интеллигенции в русской истории, и гербария, который Григорьева-Кравцова изготовила, когда обучалась в начальной школе. Мировой судья отказал в приеме заявления, сославшись на то, что такое имущество не подлежит виндикации в силу отсутствия у него материальной ценности, а также обусловленной этим невозможности определить цену иска и исчислить размер государственной пошлины.
Дайте оценку решению судьи.
Решение:
Результаты творческой деятельности в отличие от вещей представляют собой блага нематериальные. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Материальный носитель творческого результата выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.
Нематериальные блага неотделимы от личности, и, соответственно, они не могут отчуждаться от своих носителей. В соответствии со ст.2 ГК РФ, гражданское право обеспечивает их защиту.
Таким образом, решение судьи неправомерно, требования Григорьевой-Кравцовой должны быть рассмотрены и при наличии необходимых доказательств удовлетворены.
В соответствии с ч.3 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, составляет 200 рублей для физических лиц.
Задача №5
Занятия 3-5. Правоотношения в сфере интеллектуальной собственности
Задача №2
При продаже на Невском проспекте художниками своих картин один из покупателей выбрал картину с изображением моста через Неву. При упаковке картины художник предупредил покупателя, что он передает единственный экземпляр картины и что ему необходимо будет явиться на квартиру покупателя для воспроизведения картины. Покупатель усомнился в правомерности требований художника, так как он становится собственником картины, а художник утрачивает на нее все права.
Какое разъяснение должно быть дано продавцу и покупателю, если они обратятся в юридическую консультацию? В чем различие между материальными и нематериальными объектами гражданского права? Что представляют собой результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав?
Решение:
Результаты творческой деятельности в отличие от вещей представляют собой блага нематериальные. Так, произведение литературы или искусства есть совокупность новых идей, образов, понятий. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, литературное произведение может быть зафиксировано в рукописи, художественное - в картине. Материальный носитель творческого результата (картина), выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.
Таким образом, покупатель приобрел право собственности на картину и может делать с ней, что хочет, даже уничтожить. При этом он не обязан предоставлять право доступа к картине художнику. В тоже время художник обладает исключительным правом использования изображения, присутствующего на конкретной картине. Он может повторить это изображение на других картинах и извлекать из этого материальную выгоду, без его согласия невозможно использование в коммерческих целях указанного изображения, в том числе и покупателем картины.
Статья 1292 ГК РФ 1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
Задача №3
Художник Рощин, находясь в Доме творчества, написал картину, на которой изображен зимний пейзаж. При этом для написания картины он использовал холст и краски художника Никитина, который по делам службы на несколько дней отлучился из Дома творчества. Узнав, что на картину пошли его холст и краски, Никитин потребовал передать картину ему. При этом он пояснил, что давно мечтал иметь в своей коллекции картину Рощина - известного пейзажиста и не хочет упускать счастливый случай. По мнению Никитина, картина особенно удалась Рощину, поскольку на нее пошли краски, привезенные Никитиным из Италии и изготовленные по рецептам старых мастеров. Труд Рощина по написанию картины Никитин готов оплатить.
Рощин с этим не согласился и, в свою очередь, выразил готовность оплатить Никитину стоимость красок и холста. Использование не принадлежащих ему холста и красок Рощин объяснил тем, что приехал в Дом творчества с пустыми руками. Увидев, однако, поразивший его зимний пейзаж, он испытал прилив творческих сил и не удержался от искушения написать картину. Поскольку Рощин и Никитин договориться между собой не смогли, спор был передан на решение согласительной комиссии Санкт-Петербургского отделения Союза художников.
Возможно ли решение спора между художниками?
Решение:
В соответствии со ст.220 Гражданского кодекса РФ переработка – это изготовление новой движимой вещи из материалов, не принадлежащих изготовителю. Именно нелегитимность использования материалов отличает переработку от обычного порядка возникновения права на вновь создаваемое имущество.
Право собственности на эту вещь приобретает собственник материала, при этом он обязан возместить изготовителю стоимость переработки.
В порядке исключения изготовитель может стать собственником новой вещи при одновременном наличии 3 условий: стоимость переработки существенно превышает стоимость материала (стоимость определяется по соглашению сторон или судом), изготовитель добросовестен, изготовитель осуществил переработку для себя.
Таким образом, в указанном споре по общему правилу прав Никитин. Так как из условий задачи следует, что Рощин осознавал, что краски и холст ему не принадлежат, то в случае если даже стоимость переработки существенно превысит стоимость материала, условие добросовестности соблюдено не будет.
Задача №4
Художник Марков написал картину и выставил ее на продажу в одной из художественных галерей Москвы, где ее вскоре купил один из московских банков для украшения переговорной комнаты. Впоследствии некоторые фрагменты этой картины были воспроизведены в дизайне других помещений банка. Узнав об этом Марко предьявил к банку требование о расторжении договора купли-продажи и возврате ему картины. Банк отказался выполнить это требование, и тогда художник обратился в суд с иском об истребовании картины из владения банка на основании ст. 302 ГК. В обоснование исковых требований Марков сослался на то, что банк грубо нарушил его интеллектуальные права, установленные международными конвенциями по авторскому праву и ст.2 ГК РФ
Вправе ли автор картины защищать свои авторские права таким образом? Как соотносится право собственности и право интеллектуальной собственности? Может ли банк как собственник картины воспроизвести некоторые ее фрагменты в дизайне своего офиса без согласия автора?
Изменится ли решение, если художник продал банку проект поздравительного адреса со стихотворением в честь одного из известных политических деятелей, а потом потребовал передать ему копию этого адреса для перепечатки стихотворения, которое он забыл?
Решение:
Правовые нормы в отношении объектов интеллектуальной собственности означают существование следующего принципа.
Принцип правовой охраны - никто не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя, поэтому любое неразрешенное использование объекта является нарушением закона, а лицо, допустившее такое использование, - нарушителем закона.
Этот простой принцип часто превратно понимается из-за дуализма интеллектуальной собственности, поскольку объект интеллектуальной собственности существует в виде нематериального объекта (изобретения, литературного произведения, произведения изобразительного искусства и т.д.) и материального объекта, в котором этот нематериальный объект воплощен (товар).
Принцип правовой охраны относится только к нематериальным объектам интеллектуальной собственности и не может относиться к материальному объекту, в котором воплощен объект интеллектуальной собственности. Например, покупатель книги имеет право использовать книгу, в которой воплощено литературное произведение, по ее основному предназначению, т.е. для чтения, изучения, цитирования, критики, полемики и т.д., но не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности (литературное произведение), воплощенный в книге. Владелец книги не имеет права воспроизводить произведение (копировать), переводить его, публично исполнять, размещать в Интернете и т.д. Аналогичное положение справедливо и для иных объектов интеллектуальной собственности.
В соответствии с принципом исчерпания права на распространение владелец книги может продать ее иным лицам, подарить и даже выбросить. Например, после приобретения книги для ее дальнейшего распространения не требуется согласия правообладателя произведения, воплощенного в книге. Точно также покупатель любого иного товара может использовать его по прямому предназначению (телевизор - для просмотра телепередач, плеер - для прослушивания музыки или просмотра фильмов, компьютер - для деловых или развлекательных целей, автомобиль - как транспортное средство и т.д.), а также продать его, подарить, выбросить. Копирование таких товаров, как правило, невозможно или требует больше средств, чем приобретение нового товара.
Таким образом, принцип правовой охраны относится только к объектам интеллектуальной собственности, но не имеет отношения к товарам, в которых эти объекты воплощены. Следовательно, любые товары, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, могут свободно использоваться по их прямому предназначению, продаваться, обмениваться и т.д. Ради такого предназначения потребительские товары производятся и приобретаются.
Таким образом, банк имеет право отказать художнику в предоставлении его картины, но не имеет право использовать фрагменты картины в дизайне офиса без согласия автора. Суд откажет Романову в иске об истребовании картины на основании ст. 302 ГК РФ.
Во втором случае решение не изменится, собственник обладает правом владения, пользования, распоряжения вещью и поэтому не обязан передавать ее по требованию третьих лиц.
Задача №5
Предприятие заказало дизайнеру разработать оригинальный товарный знак для обозначения выпускаемой им продукции. Разработанный товарный знак администрации предприятия понравился, и она в установленном порядке получила на него охранное свидетельство. У разработчика товарного знака и администрации предприятия возникли сомнения относительно того, что является объектом договора, заключенного между дизайнером и предприятием, и объектом прав предприятия, которому на товарный знак выдано свидетельство. В чем различие между результатами интеллектуальной деятельности и исключительными правами на них как объектами гражданских прав? За разъяснением стороны обратились к юристу.
Что Вы можете сказать по этому поводу?
Решение:
Нематериальные блага. Прежде всего, это результаты интеллектуальной деятельности человека. В результате интеллектуальной деятельности человека создается то, что ранее не было известно человечеству. Поэтому интеллектуальная деятельность регулируется особыми правилами. Результаты интеллектуальной деятельности не имеют материального воплощения. Скажем, произведения литературы, науки и искусства. Под произведением литературы, науки и искусства как результатом интеллектуальной деятельности понимается не книга, в которой находят выражение эти результаты, не материальный объект. Содержанием произведения как нематериального объекта является система образов, мыслей, идей, то, что пощупать нельзя. Другое дело, что система образов, мыслей и идей воплощается в книге. Нужно различать материальный объект, в котором воплощаются эти идеи, и сами эти идеи, систему художественных образов и т.д. Это не материальный объект, и здесь применяются различные права. Он становится автором произведения, а владелец книги приобретает право собственности на эту книгу. Здесь действуют различные нормы гражданского права. Или изобретение. Это не машина, в которой воплощено изобретение, а само техническое решение, благодаря которому была создана эта машина. Это результат интеллектуальной деятельности, это не материальный объект, но он становится объектом гражданских прав. Ваше изобретение запатентовали, у вас есть патент на это изобретение, и объектом его является не материальный объект, а само техническое решение.
В соответствии с ч.3, 4 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.
Из ч.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ следует, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Таким образом, результат интеллектуальной деятельности – это само изображение товарного знака, плод труда и творчества дизайнера, не материальный объект. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
А исключительное право на этот товарный знак – это право использовать товарный знак любым лицом (не автором), при соответствующем оформлении, предусмотренном законодательством РФ. Поэтому объектом договора между дизайнером и предприятием является товарный знак, но не как физическое изображение, а как совокупность идей дизайнера, как не материальный объект. Объектом прав предприятия, которому выдано охранное свидетельство, является возможность распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.