Древнегреческая культура в Северном Причерноморье.




Наиболее крупным полисом на западе северопонтийского региона была Ольвия – одна из древнейших греческих колоний, основанная на рубеже VII–VI вв. до н. э. неподалеку от впадения в Черное море реки Гипанис (совр. Южный Буг) выходцами из Милета. В классическую эпоху она была экономически развитым центром, который вел активную торговлю как с другими черноморскими городами, так и с Балканской Грецией. Археологические раскопки показали, что Ольвия была довольно благоустроенным городом, с большим количеством общественных построек.

Политическая история Ольвии известна слабо. С уверенностью можно признать лишь некоторые факты. Так, к середине V в. до н. э. над Ольвией был установлен скифский протекторат. Цари скифов посылали туда наместников и имели в городе свою резиденцию. Избавиться от «варварского» контроля полис смог после понтийской экспедиции Перикла (в 437 г. до н. э.), в результате которой Ольвия была введена в состав Афинской архе. В период Пелопоннесской войны в ольвийском полисе вновь установилось демократическое правление, что обеспечило общее усиление государства, в том числе и в военном отношении. Показателем силы Ольвии стали события 331 г. до н. э., когда город осаждало македонское войско: жители мобилизовали все силы для обороны, и осада окончилась безрезультатно

В результате раскопок были открыты подвалы для зерна

Найдены каменные плиты,повествующие о торговых связях с городами Греции

Одним из крупнейших греческих полисов Северного Причерноморья был Херсонес Таврический, находившийся на юго‑западной оконечности полуострова Крым (руины города и по сей день сохраняются на окраине Севастополя). Херсонес – это дорийская колония, выведенная из Гераклеи Понтийской; в основании города приняли участие также переселенцы с острова Делос. До недавнего времени датой основания колонии считался 422 г. до н. э. Однако на сегодняшний день данные археологических изысканий позволяют практически безоговорочно утверждать, что греческое поселение на этом месте возникло значительно раньше, в конце VI в. до н. э. Херсонес был основан на землях племени тавров, с которыми, впрочем, греки почти никаких контактов не поддерживали.

Гоначарное производство

До середины IVв. до н. э. Херсонес оставался небольшим городом. Однако выгодное расположение этого полиса на оживленных морских торговых путях способствовало его росту. Неподалеку от Херсонеса начинался кратчайший путь из Крыма на южное побережье Черного моря. Став одним из важнейших центров греческой цивилизации в Северном Причерноморье, Херсонес начал расширять свои владения. Около середины IV в. до н. э. в состав херсонесского государства были включены обширные территории в Западном Крыму, в частности город Керкинитида (совр. Евпатория).

Резко увеличившиеся сельскохозяйственные владения Херсонеса – как «ближняя» хора, в окрестностях города, на Гераклейском полуострове, так и «дальняя», на вновь присоединенных землях – были разделены на несколько сотен одинаковых земельных наделов (примерно по 26 гектаров каждый) и розданы гражданам полиса. Так был создан мощный земледельческий комплекс, специализировавшийся главным образом на выращивании винограда и хлеба. Период высшего расцвета Херсонеса начался в IV в. до н. э. В этот период власть в полисе следует определить как умеренную демократию. По эпиграфическим памятникам известны названия существовавших в нем различных магистратур (архонты, стратеги и др.), а также текст присяги, которую приносили херсонесские граждане, принимая на себя обязательство подчиняться полисным законам и пресекать любые попытки свержения существующего строя.

Но центром греческого мира понтийского региона стали поселения на берегах Боогора Киммерийского. Здесь в V в. до н. э. возникло Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения ряда древнегреческих полисов, которые были основаны в ходе Великой греческой колонизации на Керченском и Таманском полуостровах. Образование Боспорского царства обычно относят к 480 г. до н. э., хотя в действительности этот процесс растянулся на десятилетия.

Виноделеие,Керамика

Около городов открыты греческие погребения, склепы.

Столица Пантикапей. Древний город распологался на месте совр Керчи.Крепостные стены. Самый Большой город Фанагория. Археологами открыта гимназия. Была торговым центром.

Изначально объединение боспорских независимых полисов имело форму военно‑политического и религиозного союза. Главной причиной создания союза являлась необходимость защиты от нападения скифских племен. Руководитель союза назывался архонтом. Вначале эту должность, ставшую на деле монархической, занимали представители династии Археанактйдов. В первой половине V в. до н. э. союз был еще небольшим и включал, кроме Пантикапея, ряд городов Таманского полуострова: Фанагорию, Гермонассу и др.

Видимо, с самого начала этот союз не был равноправным: среди других городов первенствовал Пантикапей – самая древняя и крупная греческая колония в данном регионе. Пантикапей фактически выполнял роль столицы формирующегося государства: в нем находились высшие органы власти, центральный монетный двор, главная святыня Боспора – храм Аполлона. Несколько крупных полисов европейского берега Боспора, в том числе Нимфей и Феодосия, не подчинялись правителям Пантикапея.

В 438 г. до н. э. в Боспорском царстве произошел государственный переворот. Наследственная должность архонта перешла к династии Спартокидов, управлявшей государством более трех веков. При Спартокидах на рубеже V–IV вв. до н. э. наступил период высшего расцвета Боспорского царства. Владения государства значительно расширились. На западе были присоединены греческие полисы Нимфей и Феодосия, а на востоке – территории негреческих племен сйндов, мебтов и др. На этих землях боспорскими правителями был основан город Горгиппия (совр. Анапа). По отношению к завоеванным племенам Спартокиды уже в IV в. до н. э. официально приняли титул царей, но для граждан греческих полисов, входивших в их владения, они оставались архонтами (лишь в эпоху эллинизма они стали царями для всех своих подданных).

18. Эпоха раннего железа. Скифы.

Эпоха раннего железа. Классическое время 8 до 4 вв до нэ. Культуры: 1)Днепро-двинская(8-4 до нэ) 2)Милоградская(среднее течение Днепра). Делится на два периода начальныйи конечный 8 до 2-3 вв 3)Юхновская(?) 4)Дьяковская(8-до нэ – нэ) 5)Городецкая (Первая точка зрения 8 до нэ до рубежа эпох, вторая точка зрения классическое время) 6)Ананьевская (8 до- …)

Население степных зон:1) Кимирийцы 2) Скифы 3) Сарматы 4)Тавры 5) Саки 6) тагарское племя

Скифы(8 до 4 вв до нэ) Территория от правого берега Дона до Дуная(скифский период истории)жили на этой территории до 4 века потом сначала на северный Крым потом на Южный.Центр Неаполь скифский. 3группы скифов: 1.Степные скифы(все причерноморские степи)каменское городище,2.северокрымские,3.нижнедонские-елизаветинское городище

Все они скотоводы, нет ни 1 поселения, следы кочевников. лесные скифы(днепр, прут),Царские скифы(Нижний Дон, Северный Крым). Группы лесн.скифов: Правобережная днепровская группа(чернолесская культура), Припятско-полесская, Посульская, Воркслинская Потисская, Западно-подольская, Сейминская,Воронежская(особая!!! Дон), Побужская(южный Буг), трансильванская. Характерны только курганные могильники(в Крыму уже грунтовые) Захоронения до 3х этажные- общинные.Выше 3х этажей – царские(до 22 м, диаметр основания 300 м). Хоронили на спине в вытянутом положении, оч.редко на боку встречалась облицовка могил, из инвентаря оружие у мужчин. У женщин-предметы обихода. Отдельно была камера для вождя, отдельная для жены, для его слуг и коней. ОЛЕНЕОСТРОВСКИЙ МОГИЛЬНИК ВЕРТИКАЛЬНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ. Скифская триада: 1) Конская упряжь(легкое седло, впевые удалось зафиксировать, 2 удила с псалиями) 2)Предметы украшенные звериным стилем(глаз орла, голова льва) 3) Оружие. Акинак-оружие у которого лезвие сужается к концу, обоюдосторонний, длина от 40 см и не более 70 см (кинжал от 20 см до 40 см), защита с застежкой на левой стороне, в левой руке щит(деревянный), защита сделана из кожи крупнорогатого скотаЮ короткий изогнутый сложносоставной лук около 70 см, стрелы также короткие, наконечники втульчатые(на древко одевалось сверху) имело 3-4 пера, сначала были бронзовые, потом железночережковые, рассчитан на ближний бой, горит футляр для лука, колчан для стрел. Их делали в городище Каменское. Жили там постоянно, но были и кочевые скифы. У каждой группы скифов было городище, самое крупное каменское у степной группы. У нижнедонских городище Елизаветинское, вокруг городища найдено около 200х могильников. У лесных скифов было поселение Трахнемировское. На воркскле оборонялись от своих же скифов. Найдены были сотни горнов. Скифам начиная с 4века пришлось туго. Сначала пришли сарматы и начали их бить. Потом скиыф убежали в в Крым и стали жить там на старых городищах, столицей стал Неаполь Скифский. Сухая кладка плиток из пластин, дома до метра толщиной и узкие улицы. Стали делать катакомбные могильники, клали на спину в вытянутом положении.

19. Эпоха раннего железа. Сарматы.

Степи евразии в скифо-сарматское время. Время с 8 до нэ по 4 нэ. Существует 4 периода:1)Сарматский 8-4 до нэ. Умершие лежат в широтном направлении (восток-запад), захоронения только курганные, оружие скифов. Занимали территорию от Урала до Южного Дона левобережье степи Волги). 2)Прохоровский (4-2вв до нэ) пришли из приаралья, воины на лошадях с длиннымимечами, защищающая броня, сформировали конное войско с копьями, появляется большой лук, вместо втульчатых появляются черешковые. Ко 2му в всю территория скифов была у прохоровцев. В первой период хоронили в длинных широких могилах складывали много оружия и украшений, баночек в катакомбах. Формируются амозонки+ 30 % с оружиями. Появляются могилы с дромосом, умершие лежат головой к югу. Глубже 2х м, в дромос складывали принадлежности связывали и подгибали колени, есть мечи, наконечники стрел, копий. Могилы с плечиками (перекрывали и насыпали курган), появляются внутри курганные захоронения,поза ромба, конница с длинными копьями и мечами, броня для коней, луки в человеческий рост

у женщин лежали жертвенники. 3)Среднесарматский (сусловский) период 2 до нэ 2 век нэ. Наиболее мощный период в развитии сарматов, коней одевали в настоящие доспехи, меняется форма рукояток копий, принцип тот же, мечи не меньше метра. Хоронят головой к северу(!). 4)Позднесарматский период(2-4вв). На всей территории появляются иноземцы, мередиальное направление захоронений, появляются металлические зеркала. Новый обычай изменение черепа(яйцеголовые сарматы).

20. раннежелезный век. Днепро-двинская и милоградская культуры. Днепро-двинская культура. (VIII в. до н.э. – IV в н.э.) террия: междуречье верховий Днепра и Двины. Известно много укрепленных частоколом, с дерев.стенами и хемляными валами поселений. Они располог.на возвышенных естественно укрепл.приречных мысах. Размеры поселков небольшие, люди жили в прямоугольных мазанках и срубовых деревянных домах с каменными очагами (демидовка, акатова). Рядом с поселком участки. Орудия труда-каменные,бронзовые и железные топоры, зернотерки. Земледелие подсечно-огневое. Скотоводство. Основная масса посуды-расширенные к верху,неорнаментированные горшки, глиняные грузики. Милоградская культура. Ранний железный век. Тер-рия: Киевская и Черниговская области, Волынское Полесье, в бассейнах припяти, горыни. Поселения этой культуры-укрепленные городища, располог.на берегах рек и их притоков,а также на лесах и болотах. Городища были укрепл.валом и связанным с ним рвом, иногда деревян.укрепления. население селилось на высоких надпойменных террасах. Основной тип жилища-сруб, углубленный в грунт. Иногда встреч. землянки и полуземлянки. Могильники располог.либо за валами городищ, либо на некотором расстоянии от поселений (горошково,чаплино.молово,колочино). Они представляли собой поля погребений с трупосожжениями. Прах после сожжения высыпали в яму. Большую часть погребений сопровожд.инвентарь, сост.из нескольких обломков керамики, иногда обломки литейных форм. Главное занятие-подсечно-огневое земледелие. На поселених встреч.мотыжки, топоры, серпы, зернотерки. Развивалось и скотоводство.

21. Эпоха раннего железа. Ананьинская культура

Классическое время – 8в до нэ – 4 в нэ.

Это, так называемое, скифское время в истории народов. В это время на территориях Центральной Азии, Южной Сибири и Казахстана совершился переход от оседлого земледельческого хозяйства к кочевому скотоводству, в результате чего возросли контакты между различными народами, возник регулярный обмен. Несмотря на то, что железо самый распространенный в мире металл, оно было поздно освоено человеком. В чистом виде в природе железо не встречается, поэтому до 2 тысячелетия до н. э. люди не знали способ получения железа из руды. Получение железа сыродутным способом придумали в Передней Азии. Так как железо легко затачивается и достаточно твердо, оно вытеснило бронзу и камень. Ранний железный век – 8в до нэ – 4 в нэ. — это период военной демократии, когда впервые складываются крупные племенные союзы и первые государства. В степной полосе Евразии сложился мир скифо-сибирский мир. Скифы, сарматы, (племена) саки занимались кочевым скотоводством и земледелием, они создали прекрасные произведения искусства, которые названы скифским звериным стилем. Скифы оказали большое внимание на сибирские народы.

Ананьинская культура.

Одним из ярких археологических образований на северо-востоке Европы в эпоху железа явл.ананьинская культура. Племена Ан.культ. занимали огромную тер-рию: от Ветлуги и Суры на западе и до Белой и Верхней Камы на востоке.

Поселения и жилища. Хозяйство. Население раннеананьинского времени в волго-камье проживало в неукрепленных поселках, расположенных нередко на тех же местах, что и предшествующие поселения приказанской культуры эпохи бронзы. Однако характерно, что большинство раннеананьинских поселений уже располагается на высоких преимущественно естественно укрепленных местах, которые затем укреплялись волами и рвами. Раннеананьинское население на волге предпочитало жить, как и вятское население, в укрепленных городищах. Все известные укрепленные поселения имеют вид простых мысовых городищ с одним валом и рвом с напольной стороны. Для западноволжской и вятской групп характерны городища с шишкообразными валами, а для средневолжской и нижнекамской групп – с длинными дугообразными валами. В раннеананьинское время окончательно происходит переход населения из полуземлянок в наземные дома. Решающую роль в хоз-ве играли скотоводство, охота, рыбная ловля, лесные промыслы. Сильно развита металлургия, земледелие (подсечно огневое, переложное) на протяжении всей эпохи играло подсобную роль. Погребальный обряд. Наиболее выразительными раннеананьинскими памятниками явл.могильники. все известные к настоящему времени раннеананьинские могильники с определенным местоположением распологаются по берегам Волги и Камы. В погребальных обрядах ананьинцев значит.роль играли реки – волга и кама (реки смерти). формы могильных ям, нередко имеют закругленные концы и иногда корытообразное дно. Для раннеананьинских могильников характерно то, что большинство наземных конструкций дошло до нас в сожженном виде. На ряде могильников – каменные плиты-стелы, поставл.в стороне от погребений. Большинство умерших хоронились в могильные ямы. Могилы на кладбищах располог.рядами или рядами и группами. Каждый ряд или группа обычно сост.из 15-20 погребений. В могильниках нередки случаи парных захоронений, когда в одну яму помещали 2-х умерших. Происхождение и этн.принадлежность. в ан.культуре четко просматр.традиции придшествующей ей приказанской культуры эпохи поздней бронзы, синхронной с поздняковской.

дом промыслы,собират-во.

22-23. эпоха раннего железа. Дьяковская и городецкая культуры.

Дьяковская Время(8-открытая дата)Хар-ные особ-ти:грузики дьякова типа,посуда с сетчатой пов-ю.Дьяк культ выдел среди др и такой признак:многие предм,кот на сосед террит изгот из бронзы,на террит Междуречья и Волги делались из железаТеррит-юж граница-по Оке,к зап-по Протве и водоразделу рек Москвы и Вазузы,на западе-верховья Зап Двины и Ловати,на сев пока трудно указать,на востоке граничила с Городецкой.Датировка городищ вызыв споры(Спицын,Городцов,Смирной,Дубынин,Розенфельдт)На террит впоследствии была русская государственность,она положила начало мере,рязано-окс насел,карелам и до Костромы.Ассимилир балтыСедов счит,что верхнее течение Днепра,от Смоленска до Минска были балтами.Занят скотоводство,в начале железных оруд не было,либо было очень млао.Преобладали землянки,полуземл со столбов конструк,позже были срубные(сохран долгое время)Неизвестно о могильн.Сначала Третьяков,а затем Краснов обнаружили «домики мертвых»,слегка погруженные в земню сруб.

Городецкая культ Сущ 2 т з. на хронол этой клуьт:1)8 до н.э.-4н.э.(классич время)САИ(свод археол источ)-Сморнов,Срубникова.Памятн:селища,городища,грунтов могильн

2)8 Городецкая культура
Городецкая культура — археологическая культура железного века (VII век до н. э. — II век н. э.), памятники которой находят на территории Нижегородской[источник не указан 286 дней], Пензенской[1], Рязанской[2], Самарской[3], Саратовской[4], Тамбовской[5]и Липецкой[6] областей, а также Марий Эл[7], Мордовии[8] и Чувашии[9]. Иногда ассоциируется с тиссагетами Геродота [10].Культура названа по раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым Городецкому городищу около города Спасск-Рязанский. Другое название — культура городищ «рогожной керамики».Городецкая культура сложилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны. Севернее неё (за р. Окой) располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики, но бондарихинские племена в ее формировании участия, видимо, не принимали. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон, где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укрепленные поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом «военной демократии», который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке. Строительство городищ объясняется тем, что возникает необходимость в защите стад домашнего скота, на который зарились завистливые соседи. Другим каким-то богатством они не располагали. На городищах практически не находят кладов, на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости. В VI—V вв. до н. э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы. Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Но вопреки существующим точкам зрения, вряд ли их роль в этом процессе была главной, поскольку в древнемордовских могильниках до сих пор не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом, а среди городецких памятников неизвестно ни одного могильника. Обряд погребения в землю городецкие племена не практиковали и он явно был заимствован у другого народа, представители которого появились в начале нашей эры на территории проживания городецких племен. Одни считают, что это были прикамские племена (пьяноборская культура), другие отводят эту роль сарматам, третьи полагают, что имело место миграция племен саргатской культурыКультура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднейшее время — лощеная. Они знали металлургию железа, но металлических орудий у них было еще очень мало. Гораздо шире использовались в обиходе изделия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпунов.Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, подсобным мотыжным земледелием; поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем.По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория автохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков Но впоследствии В. И. Ледяйкин доказал, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре, и ограничил ее верхнюю дату II в. н. -2 до н.э.(рубеже)

24. Волжская Болгария

Волжская Болгария. В создании ее учавствовали Волжские племена, булгары, биляры, суравы или суазы. Появляются на Волге с 7 века, потому начали их отовсюду начали гонять хазары, но этот процесс затянулся до 10 века. Поэтому они все жили в отдалении. Болгары официально приняли ислам. Чтобы противостоять арабскому халифату. В их развитии можно выделить два периода 1)С 10 века Доордынский период и 2) Золотоордынский период. Доордынский период. Очень мощные укрепленные срубы. Насыпался высокий вал на котором и стояло укрепления, также существовали феодальные замки. Проводились дренажные системы, существовали широкие улицы с невелированными дорогами, водопроводная система. У них была 2х польная система, также обнаружены погреба для хранения еды(впервые), существовала подпольная система отопления. Золотоордынский период. Разрушены все укрепления, есть центральный ханский дворец, мавзолей и баня. (Караван- сарай для хана). Убираются деревянные мостовые, деревянные тубы меняются на черепицу. На их территории была зафиксирована армянская церковь и армянское кладбище.

25Салтово-маяцкая культура
Археологическая культура, сформировавшаяся на большей части территории Хазарского государства в период его расцвета (конец VIII ‒ первая половина X в.).Она включала в себя разные этноязыковые группы ‒ ираноязычных алан, тюркоязычных болгар, собственно хазар и другие кочевые и полукочевые народы, жившие на территории каганата.

Ареал распространения памятников лесостепного варианта ‒ бассейн Северского Донца и Среднего Дона. Этнически население лесостепи было преимущественно аланским, хотя ряд погребальных памятников свидетельствует о присутствии здесь и тюрок-болгар.Ареал распространения памятников степного варианта ‒ Приазовье, бассейн Нижнего и Среднего Дона, Кубань. Великая Болгария которую увел за собой хан Аспарух и она ассимилировала с северными славянами), Болгары, хазары, аланы(аланская русь, они разделились на две части и одна часть ушла на Дон и образовали Салтово-Маяцкую культуру, другая в горы где образовали новый этнос - осетины). Были поселения, города, могильники разных типов, от хазар ничего не осталось, только от алан и болгар. У хазар были курганные могильники с впускными захоронениями.У болгар(на пологом берегу) и алан (на крутом берегу) грунтовые захоранения по мусульманскому обряду(на спине голова повернута на Мекку). УАлан катакомбы. Города с крепостными стенами, Плетнева выделяет укрепленные поселения. Болгары начинают уходить на Волгу и там весь их путь засеян поселениями. Аланы женщины хоронятся в скорченном положении.

26. Прибалтийские финны в 1 нач 2 тыс нэ. Средневековые эсты, ливы, водь, ижора, весь и чудь, корелы, составляли единую группу прибалтийских финнов. Формирование прибалтийских финнов и их отделение от поволжских произошло во второй половине 1 тыс до нэ.Значительный материал получен по археологии средневековых эстов в результате раскопок городищ в Тарту и Кививаре, Пада и др. На острове Сааремаа в Рандвере, Паю раскапывались каменные могильники. Они представляют собой довольно крупные сооружения из валунных камней. Пристроенные друг к другу, такие ограды образуют могильники длиной до 70 метров. Это коллективные усыпальницы. Кремация совершалась на стороне, а внутрь оградки ссыпались остатки трупосожжения. В более позднее время, в 12 – 14 веках распространяются грунтовые могильники с погребением по обряду тупоположения. Для инвентаря характерные нагрудные украшения в виде цепочки. На городищах открыты остатки наземных бревенчатых жилищ с земляными, дощатыми или каменными полами. Для поселения характерна лепная керамика с желтоватой поверхностьюК югу от территории эстов обитали средневековые ливы. Ливы в ряде случаев жиил чересполосно с куршами. Хорошо исследовано поселение Кенте недалеко от Риги. Там выявлены жилища двух типов: наземные бревенчатые постройки и углубленные в землю полуземлянки, которые располагались вблизи оборонительного вала. Наземные жилища выялены на неукрепленных поселениях ливов по остаткам очагов и развалампечейК востоку от эстов была территория племени водь. На территории води раскопаны несколько сотен курганов и жальников,которые исследователями делятся на три группы: погребенными с многобусинными кольцами и другими украшениями,характерными для финно угров, погребения исключительно со славянскими украшениями и могильники северо – западной части Новгородской земли.Слабо изучены археологические памятники ижоры. Это могильники в гатчине. В 11 века- 14 ижора расселяется на запад на территории Новогордской земли и волняла сторожевую службу по охране рубежей.Корела занимала земли к югу западу от Ладожского озера. Основным археологическим источником являеются грунтовые могильники корелы, расположенные по берегам рек и озер. Характеры погребения по обряду кремации в грунте на небольшой глубине с вещами:топорами, наконечниками копий, удилами, серпами, мотыгами и ножами. В 12 – 14 веках вокруг многих карельских поселений возникают каменные укрепления. Открыты жилища с каменным фундаментомВесь, или чудь, по славянским летописям, занимала значительную территорию от Белого моря до онеги и Ладоги. Зафиксировано большое большое кол во поселений и грунтовых могильников веси. Захоранения по обряду ингумации. На ряде территорий известы курганные погребения. Считается,что они заимствованы у славян и скандинавов. Обнаружены нагрудные цепи, пряжки, трубчатые игольники из бронзы и железа, височные кольца.

27. Поволжские финны в 1 нач 2 тыс нэ. Археологические памятники рассматриваемого периода отождествляются с предками современных финских народов: мордвой(эрзя и мокша). Более ста лет изучаются грнутовые могильники муромы на Оке. Были раскопаны могильники Кочинский,Пятницкий. Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно два типа погребений: трупоположение в грунтовой яме и трупосожжение. Состав инвентаря для обоих типов погребений один и тот же. Особенно примечательны женские украшения – от головного убора до обуви, отражавшие имущественное, семейное и социальное положение женщины. Богатые женские погребения отличались инвентаре и захоранением с конем. Особым богатством инвентаря отличаются мужские погребения с конем. Почти во всех погребениях мужчин встречается оружие. В междуречье Оки, Волги, Суры расположены памятники средневековой мордвы. Это грнутовые могильники с северной и южной ориентировкой погребенных, селища, городища, в северной части территории известны курганы. Наиболее характерное украшение мордвы – височные привески с грузиком и спиралью. Еще одним типично мордовским предметом является пряжка с круглым ажурным щитком и изображением конских голов.По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере расположены грунтовые могильники и городища марийцев. Для могильников 5 – 11 веков характерны 3 типа захоранений: ингумация(тело целиком в почву), трупосожжение и кенотафы, представляющие собой захоранение завернутых в одежду вещей. В поздних могильниках 12- 13 веков отмечается только трупоположение. Умершие погребались в грунтовых ямах, без гробов, на подстилке из коры или войлока18. 28Прикамские финны в I- нач. II тыс.н.э.ТАБЛИЦА В ТЕТРАДИ. Харино-Ломоватовская культура на ранних этапах прилив населения на юго-восток, которые принесли с собой курганные погребальные обряды, уже позднее пришельцы были ассимилированы и валы и местный обряд взял верх. На родановском этапе возвращаются грунтовые обряды. На первом этапе продолжают строить городища и селища, грунтовые могильники, также продолжаются традиции эпохи бронзы, эпохи раннего железа, селятся на выступах крупных берегов и рек. Селища преобладают над городищами. На втором этапе основная роль у селищ. Для городищ и селищ характерны одни черты в постройках(плохо выраженные землянки и полуземлянки, развиваются наземные срубные конструкции).Раньше чем где либо появляется пол, крыша состоит из 3 или 4 венцов(чтобы скатывался снег). Впервые появился тамбур. Про земледелие говорить нельзя(его нет), занимаются охотой, рыбной ловлей, собирательством. Дольше всех сохранились лук и стрелы. В 13-14 вв идут по северу, по левому берегу Волги т к на правом Волжская Болгария и славяне.

29. Происхождение и ранняя история славян.Сущ.3 т.з. на происхождение славян:1.западники-славяне с запада, с Вислы и Одера.2.восточная с сер.эпохи.бронзы.3. западно-восточная. Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний – предсалвянский. (вторая половина II-I тыс.летия до н.э.) в центр.и восточной Европе сущ.тогда несколько родственных м-ду собой культур, занимавших довольно обширную террию. В недрах этих культур начали форм.некот.элементы, которые впосл.стали характерн.для культуры славян и некотор.др.народов европы. Второй период-древнеславянский. (I тыс.до н.э. – первая половина I тыс.летия н.э.). выделяются археолог.культуры др.славян. появл.пись.сведения о славянах. В этот период передвижения и смешения народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры,склад.слав.террия. третий период-феодальный- начин.с образов. Слав. Гос-в (древнерусского госва). В слав.гос-вах склад. Высокоразв.культура. еще до того как были откртыты археолог памятники древних славян, о них было известно из сообщений разл.письмен.источников. (ПВЛ). Самые древние письмен. Сведения оставлены древнегреч историков Герадотом. К I в н.э. отн.сведения римского историка Тацита. (ВЕНЕДЫИЗ ИСТОР РОС)

30. Балты в I начале II тыс.летия до н.э СХЕМА.Сложная ситуация сложилась в I тыс. н.э. – начале II тыс. н.э. на террии лесной зоны В,Е. от берегов Балтийского моря и на восток до Урала и лесной террии Западной сибири. Исконными древними этническими образованями на западе террии были балты, занимавшие террию юго-восточной прибалтики, вкл.значит.часть бассейнов Немана и запад.Двины. Сев.и северо восточные террии до урала и западн.сибири были заселены финоугорскими племенами. Археолог.памятники средн.балтов представл. 3 группами: латыжской, литовской и западно-балтской. В ходе накопл.материала удалось связать латышские археолог.памятники с 3 этн.группами: латгаллами, селами, земгалами, образовавшими латышскую народность. На террии Литвы памятники удается связ.с аукштайтами, литвой и жемайтами, а в юго-западн прибалтике с пруссами, куршами, ятвягами и скалвами. Жемайтия-это террия северозападн.части совр.литвы. важн памятники-грунтовые могильники второй половины I – начала II тыс.летия н.э. (Юодсоде, мауджиорай, каштауналяй,жвиляй,упина и др.) хоронили в продолг.мог.ямах в вытянут.положении. погребения мужчин и женщин имеют разн ориентацию: женщина-головой на юго-запад, мужчина-на северо-восток. В погр.мужчин топоры, ножи и втульчат и черешк.наконечн копий, позднее мечи и др.орудия. в женск. – украш из бронзы (колечки, булавки). Аукштайтам принадл.значит.кол-во городищ и грунт могильников. Ранние погреб. По 2 обрядам: кремация и трупополож. С 7 века в могильн.преобл.погребения остатков, соверш на стороне трупожжений. Инвентаря мало. Обычно метал.украшения. орудия труда и орудия встреч.оч.редко. в поздник погре.рядом с могилой человека хорон.коня. в юго-восточной части совр.литвы и частично беллоруссии проживала средневековая литва. Основн.памятники-восточнокурганы и поселения. В ранних мужск.погребениях-оружия, а в погреб конца1 начала 2тыс.летия они встреч. редко. 2 типа поселений: неукрепл (жили люди) и городища (исп. как временные убежища). по письм.источника 9-13 веков известно 3 этнонима зап.балтов: пруссы, скалвы и курши. Пруссы населяли балт.побережье от вислы до немана. На этой террии известно большое кол-во городищ как с простыми одновальными укрепл.(куликово, пионерск, лазовское), так и со сложно.сооруж. с 3-2 волами высотой до 5 м.(логвиново1, окунево,). Пруссы жили в прямоуг.в плане жилищах столбовой или сруюовой конструкции с очагом в центре. На террии пруссов-грунтовые могильники. Расп.на возвышениях по берегу моря или рек. В грунтов.овальных ямах хоронили остатки кремации, соверш.на стороне. Погреб.сопровожд.глиняные пряслица, железн.ножи, изделия из янтаря, иногда предметы вооруж. С 12в распростр.обряд трупосожж. К востоку от пруссов до низовья немана жили курши. Ранние могильники сер.1 тыс.летия н.э. имеют каменные сооруж-венцы. Для более поздн.времени характерн.грунтовые могильники. Типичн.для этой этн.группы явл обычай класть в могилы миниатрюрн.сосуды. трупосожжение и трупополож. Иногда остатки кремации помещ.в небольш.дерев.ящики. к югу от куршей жили скалвы. А к югу от прусских и литовских поселений-ятваги, заним.террию литвы, брестской обл, и белорус.понеманье. могильники сост.из каменных курганов. Это погреб.насыпи, сложен.только из камня или из камня и земли. Они кругл. Сожжение умерших соверщ.на стороне. Затем кости ссыпались на площадку, кот.огражд.камнями. основн.материалом культ.слоев явл. т.н. шероховатая керамика – с шершавой пов. И венчиками, украш.защипами. различнами оказ.судьбы западно балт племен средневековья. Скалвы и курши вошли в сост.литовской и латышской народностей, а ятвяжск.земли были засел.славянами. ятвяги, живш, на сев.востоке террии вошли в состав лит.народности. земли пруссов были полностью завоеваны немцами-крестоносцами и ассимилированы.

31 К культурам южного региона относятся пражско – корчакская культура и пражко – пеньковская, часто называемая пеньковской.

Пражско – корчакская культура. Памятники в южной части Припятского Полесья, на р. Тетерев, в верховьях Буга, Днестра.Памятники: представлены селищами, могильниками и городищами. Селища располагались на берегах рек на южных или восточных склонах первых надпойменных террас вдоль береговых краев (от 120 – 200 м вдоль и до 40- 60 метров в ширину), гнездами по 3 – 4 селища.Жилища: наземные и полуземляночные. Наземные – прямоугольные в плане, срубные, площадью 12 – 20 кв. В середине жилища – котлован, в котором на останце материка устраивалась нижняя часть печи Пенько́вская (а́нтская) культу́ра — предположительно славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Харьковской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой .Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у кировоградской деревни Пеньковка, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как В. Д. Баран, О. М. Приходнюк, И. П. Русанова, В. В. Седов и многие другие. Памятники представлены селищами, городищами и могильниками. Селища



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: