Согласные звонкие и глухие.




1. - Отгадайте загадку

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно (звук)

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки?

2. Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные внём?

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу – снежинок,

Сколько в одежде – дождинок,

Сколько в песке – песчинок.

Сколько звуков у речи?

Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! Давайте вспомним, что мы знаем о звуках речи.

-На какие две группы они делятся?

-Какими бывают гласные?

-согласные?

3. - Ребята, представьте, что во время перемены к нам в класс зашел мальчик Петя Ошибкин и рассказал, что у него есть большая – большая мечта: получить пятерку по русскому языку и попросил нас помочь ему в этом.

-Давайте проверим работу Пети Ошибкина, поможем ему получить пятерку:

1.Сколько букв и звуков в слове ПАДАТЬ?

2. Сколько гласных звуков в русском языке?

3.Вены ли утверждения Пети?

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

-Согласные звуки бывают только твердыми и мягкими, парными и непарными.

 

-Почему не согласны с последним утверждением? Так какими же бывают еще согласные звуки?

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор.

- Так какая же у нас сегодня тема урока? Сформулируйте её. Запишите в тетрадь. Слайд 7

4. -Сегодня перед нами стоит проблемный вопрос, на который мы должны попытаться найти ответ: какова функция звонких и глухих согласных в речи?

-Как вам кажется, что вы должны открыть сегодня для себя?

Новые понятия: (аллитерация, ассонанс.

- Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым.

Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.

Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики!

Звуки [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,], [р], [р,], [й,] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!

Эти звуки стали навсегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные.

- А каким ещё звукам достались колокольчики?

Это звуки: [ б], [ б,], [в], [в,], [г], [г,], [д], [д,], [ж], [з],[з,]. Это звонкие согласные.

- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их!

 

- Это звуки: [ п], [ п,], [ф], [ф,], [к], [к,], [т], [т,], [ш], [с], [с,] [х], [х,], [ ц], [ч,],[щ,]

- Да, особенно обидно было каким согласным звукам? Почему?

([х], [х,], [ ц], [ч,],[щ,] ведь они не имеют даже и звонкой пары).

Им суждено было навсегда остаться глухими.

Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.

 

5. - Итак, мы знаем, что есть звонкие звуки и глухие. Кто принял решение, что одни звуки звонкие, а другие глухие? Интересный вопрос? Вряд ли эта классификация была случайной. Вы согласны? Скорее всего, есть некие скрытые законы, по которым эта классификация была произведена. Чтобы ответить на эти вопросы, что нужно сделать? (выяснить, чем отличается звонкий согласный от глухого?)

-А как это сделать?

(Звонкий согласный должен звенеть).

- А как это узнать? Звенит звук или нет?

-Ребята, дело в том, что деление звуков на звонкие и глухие связано с артикуляцией.

 

Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки).

Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент

 

6. Словарная работа. Я попросила Владика узнать значение этого слова. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова

- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты.

 

Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.

- Не получилось? Почему?

(У глухих нет голоса, только шум).

Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных.

 

- Теперь проводим второй опыт:

Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [ б], [в], [г], [з]. Что вы почувствовали н кончиках пальцев?

:(Вибрацию).

- А что это вибрирует в горле у нас? (голосовые связки)

- А теперь произносим звуки [ п], [ф], [к]. Что чувствуем?

(Вибрации голосовых связок нет).

- Какой вывод можно сделать? По какому принципу разделяются звонкие и глухие согласные?

 

Ø При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет.

И ещё один опыт третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями.

Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [ б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с].

 

- Что слышится при произнесении звуков [ б], [в], [з]?

(при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит).

 

Вывод из наших опытов:

если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный.

 

Учитель: Молодцы, ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, вы сделали открытие, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.

А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение:

Фока, хочешь поесть щец?

Запишите в тетрадь предложение. Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак.

Что осталось?

(Остались только глухие согласные).

-Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки.

А в этой фразе все согласныезвонкие?

-Ну и, конечно, мы свами не забываем о парных согл. по звонкости-глухости. Давайте повторимих и повторим правило.

7. -Ну что ж, а теперь давайте сверим выводы, которые мы сделали с тем, что у нас написано в учебнике п.53.

- Выполните упр.294

- Запишите 10 пар слов по образцу:

Лу к – лу г

Пло т – пло д

Дома: п. 53 упр.256

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: