Что такое интерактивные методы обучения?




Н. А. Морозова

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, что требует от учителя пересмотра не только моделей построения урока, но и новых подходов к методам и приёмам обучения и своей роли на уроке.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Диагностика сформированности коммуникативных УУД выявила следующие проблемы:

Бедный словарный запас;

Неумение сотрудничать и сопереживать;

Соперничество между детьми

Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели.

Одним из способов формирования коммуникативных умений является интерактивное обучение.

Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать,приобретать и конструировать знания.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

 

 

В чем разница активных и интерактивных методов обучения?

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика, т.е. основой интерактивного обучения является взаимодействие.

Что такое интерактивные методы обучения?

В отличие от активных методов интерактивные строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

К коммуникативным УУД относятся:постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, контроль, коррекция, оценка действий партнера, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Постановка вопроса.

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг

Толстые и тонкие... вопросы

Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ, толстые вопросы, это проблемные вопросы, которые требуют осмысления задания, рассуждения, поисками дополнительных знаний и анализа информации.

 

?  
Кто... Дайте объяснение, почему...
Что... Почему вы думаете...
Когда... Почему вы считаете...
Может... В чем разница...
Будет... Предположите, что будет, если
Могли... Что, если...
Как звали... Что будет если...
Было ли...  
Согласны ли вы...  
Верно...  

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Планирование учебного сотрудничества

Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать стремление каждого человека к общению.К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, аквариум.

«Мозайка»

Все присутствующие разбиваются на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит своё место в аудитории. Допускается перестановка мебели.

Междусобойчик

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: