Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес
Выполнил:
Поливанов Клим
объединение «Волшебные клавиши»
Руководитель:
Ширишорина И.И.
педагог дополнительного образования
пгт. Нижний Одес
2013 год
Оглавление
1. Введение стр. 3
2. Обзор литературы стр. 3
3. Исследование
3.1. Связь музыки и математики стр. 4
3.2. Связь цифр и музыки стр. 6
4. Заключение стр. 8
5. Список использованной литературы стр. 10
6. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Однажды, слушая весёлую песенку «Дважды два четыре», меня посетила мысль: «Если с помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения, то наверняка существует связь музыки с математикой»
Я задал себе вопрос: «Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные предметы?» Я решил найти ответы на эти вопросы и доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Гипотеза: Если связь между музыкой и математикой существует,то занятия музыкой помогают изучению математики.
Я поставил перед собой цель: доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Для достижения цели определил задачи:
· проанализировать литературу по теме исследования;
· провести сравнительный анализ между музыкой и математикой;
· провести исследование связи цифр и музыки;
· сформулировать выводы.
Сроки работы: сентябрь-октябрь 2013 года
Этапы работы:
1 этап – подготовительный: изучение литературы, сбор информации;
2 этап – практический: исследование связи музыки и математики;
исследование связи цифр и музыки.
3 этап – аналитический: анализ полученных результатов, выводы.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел.
Подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнал, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.
Древнегреческий математик-философ Пифагор (Приложение1), живший в VI веке до н. э., был первым, кто изучил и установил связь между музыкой и математикой:
ü создал учение о звуке,
ü открыл, что основные гармонические интервалы - октава, чистая квинта и чистая кварта, возникают, когда длины колеблющихся струн относятся как 1:2, 2:3, 3:4
ü используя особый инструмент – монохорд, Пифагор изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками (Приложение 2)
ü пытался связать музыку с астрономией
ü и даже развил учение о врачевании болезней при помощи музыки.
Музыка для Пифагора стала даже не средством вдохновения, а предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число».
Пифагор утверждал, что весь мир есть распределенная по числам гармония. А числа эти образуют соотношения, что и интервалы между различными ступенями гаммы. Названиями интервалов в музыке служат латинские числительные, которые указывают порядковый номер ступени: октава – 8, квинта – 5, кварта – 4 и т. д.
Необходимую, существенную связь музыки и числа обнаружили ученые – философы пифагорейцы, которые открыли числовые соотношения, лежащие в основе музыкальных созвучий, и сформулировали ряд акустических законов музыки.
Уже тогда, в древнем мире, они считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось доказать связь музыки с математикой.
Прошло почти две с половиной тысячи лет со дня смерти Пифагора, но и сейчас время от времени в газетах и журналах появляются сообщения об открытии новых числовых чудес и их связи с музыкой.
Из изученной литературы, я убедился, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Исходя из этого, я попытался найти общие точки соприкосновения (совпадения) точной науки математики и прекрасного, изящного искусства – музыки.
ИССЛЕДОВАНИЕ