Тема 5. Правоотношения: виды, стуктура.




 

1. Понятие правоотношений

2. Виды правоотношений

3. Структура правоотношений

4. Юридические факты в системе правоотношений

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 В.Б. Исаков. Юридические факты в советском праве. М.,1984.

2 Ю.И. Гревцов. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987.

3 Е.Я. Мотовиловкер. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990.

 

 

Тема 6. Понятие субъекта права.

 

1. Понятие правоспособности

2. Понятие дееспособности

3. Правосубъектность

4. Основания ограничения дееспособности

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1 Учебник Гражданское право. М., 1997.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4) (в редакции от 05.02.2007 г.).

 

 

Тема 7. Понятие и виды юридической ответственности.

 

1.Понятие юридической ответственности

2.Виды юридической ответственности

3.Стадии юридической ответственности

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Д.А. Липинский. Проблемы юридической ответственности. С.-П., 2003.

2. М.Д. Шиндяпина. Стадии юридической ответственности, М., 1998.

3. Уголовный кодекс Российской Федерация (в редакции от 30.12.2006 г.).

 

 

Тема 8. Основные категории и принципы Гражданского права.

 

1.Категории Гражданского права.

2.Принципы Гражданского права

3.Соотношение норм предписаний и норм принципов в Гражданском праве

4.Аналогия права и закона (практический аспект)

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Учебник Гражданское право. М., 1997.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4) (в редакции от 05.02.2007 г.).

3 Судебные споры (материалы судебной практики), М., 2000.

 

 

Тема 9. Понятие и виды сделок.

 

1.Понятие сделок

2.Формы сделок

3.Виды сделок

4.Основания признания сделок недействительными

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Учебник Гражданское право. М., 1997.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4) (в редакции от 05.02.2007 г.).

3.Договорные споры. М., 1999.

4. Е.П. Данилов. Жилищные споры, М., 2003.

 

 

6. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Принципы разделения властей: возникновение, содержание и основные проблемы в современных условиях.

2. Политический и государственный режимы в их соотношении.

3. Основные проблемы федерализма в условиях России.

4. Функции государства в их историческом развитии.

5. Функции и структура государства в их развитии и соотноше­нии.

6. Нормативная концепция права: ее прошлое и настоящее.

7. Естественно-правовая доктрина: ее прошлое и настоящее.

8. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.

9. Противоречия в праве.

10. Понятия, функции и виды правовых норм.

11. Проблемы структуры правовой нормы.

12. Источник и форма права: понятие и соотношение.

13. Проблемы действия закона во времени.

14. Соотношение обще-федерального и регионального законодательства.

15. Юридические составы и юридические факты: понятие и роль в правовом регулировании.

16. Правоприменительная деятельность, ее понятие, значение и ме­сто в реализации права.

17. Понятие и виды правовых институтов. Систематизация нормативно-правовых актов.

18. Антиправовая культура: понятие, формы выражения и пути пре­одоления в российском обществе.

19. Формы, средства и методы правового воспитания личности.

20. Правомерное поведение и правовая активность личности.

21. Понятие и состав правонарушения.

 

Примечание: В качестве темы курсовой работы по согласованию с преподавателем могут быть выбраны и другие темы.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

7.1. Литература

 

  1. В.С. Нерсесянц. Философия права. М., 1997.

2. А.В. Поляков. Общая теория права. С.-П., 2001.

3. Т.В. Кашанина. Происхождения государства и права. М., 2004.

  1. Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2004.
  2. Н. Рулан. Юридическая антропология. М., 1999.
  3. Ж.Л. Бержель. Общая теория права. М., 2000.
  4. Р.З. Лившиц. Теория права. М., 1994.
  5. С.С. Алексеев. Теория права. М., 1994.
  6. М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко. Энциклопедия права. М., 1995.
  7. Е.Г. Лукьянова. Теория процессуального права. М., 2003.
  8. О.А. Кузнецова. Презумпции в Гражданском праве., С.-П., 2004.

12. А.Ф. Черданцев. Теория государства и права. М., 2003.

13. Судебная практика по гражданским делам, 1996-2005 г.г., М., 2005.

14. В.Б. Исаков. Юридические факты в советском праве. М.,1984.

15. Ю.И. Гревцов. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987.

  1. Е.Я. Мотовиловкер. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990.

17. Д.А. Липинский. Проблемы юридической ответственности. С.-П., 2003.

18. М.Д. Шиндяпина. Стадии юридической ответственности, М., 1998.

19. Уголовный кодекс Российской Федерация (в редакции от 30.12.2006 г.).

  1. Учебник Гражданское право. М., 1997.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4) (в редакции от 05.02.2007 г.).
  3. Судебные споры (материалы судебной практики), М., 2000.

23. Учебник Гражданское право. М., 1997.

  1. Договорные споры. М., 1999.
  2. Е.П. Данилов. Жилищные споры, М., 2003.

 

7.2. информационное обеспечение

На кафедре теории и истории государства и права ПГУ имеются на электронных носителях:

§ данная рабочая программа;

§ учебники и учебные пособия, монографии и статьи, входящие в список как основной, так и дополнительной и рекомендованной литературы;

§ требованию к порядку оформления и прохождению дипломных работ (могут быть использованы при написании рефератов и курсовых работ);

§ выдержки из трудов классиков философии права;

§ хрестоматия по истории философии права.

Эти материалы взяты из общедоступных источников, либо отсканированы усилиями студентов и преподавателя. Для удобства применения в учебном процессе они систематизированы по темам. Преподавателю рекомендуется предоставить эти материалы студентам для личного использования (достаточно одного CD на группу для копирования файлов по цепочке). Коммерческое распространение электронных материалов запрещается.

Означенное обстоятельство позволяет говорить о стопроцентной обеспеченности студентов учебной и дополнительной литературой, поскольку компьютерная база университета дает каждому доступ к электронной информации. Ссылки на то, что-де данное учебное пособие недоступно для студента после этого можно игнорировать.

Некоторые интернет-порталы, содержащие электронные версии учебных материалов: auditorium.ru; law.edu.ru; lawfac.bip.ru; tarasei.narod.ru; philosophy.ru; lawbook.ru; pravoeup.ru; allpravo.ru; ufalaw.narod.ru; ikhtik.ru.

 

7.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

 

Цель курса – изучение студентами общих закономерностей воз­ник­новения и функционирования государства и права, эволюции структур, институтов, механизма государственной власти, развития системы в целом и отдельных отраслей права, выработка и усвоение общих поня­тий государства, права, их функций и структуры, правоот­ношений, реа­лизации права, правонарушения и ответственности и т.д.

 

Содержание курса направлено на достижение указанных целей. В лекциях рассматриваются прежде всего проблемы, отличающиеся сложностью понимания и не получившие однозначного освещения в учебниках. Принципиальная важность посещения лекций диктуется тем, что в ходе их лектор стремится снять противоречия и неясности, имею­щиеся в учебниках, познакомить студентов с новейшими разра­ботками ученых в области теории государства и права. Чтение учебной и науч­ной литературы не может заменить в полной мере лекций. В свою оче­редь, нельзя ограничиваться только материалами лекций, для освоения курса следует использовать учебную и научную литературу, рекомен­дуемую настоящими указаниями.

Кроме чисто учебных целей содержание курса должно способст­во­вать решению задач воспитания высоких нравственных качеств, в том числе необходимого уровня профессиональной нравственности, право­сознания и культуры.

 

Семинарские занятия – важнейший способ закрепления знаний, полученных в лекциях и при чтении учебников и иной литературы Они позволяют в свободной обстановке обменяться мнениями, до конца уяснить проблемный вопрос, связать теоретические положения с прак­тикой. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, явля­ются основными в соответствующей теме. К ним надо готовиться са­мым тщательным образом. Раскрывая тот или иной вопрос, студент должен четко сформулировать теоретические положения, раскрыть значение изучаемого явления, привести аргументы в пользу выдвигае­мых теорий и против отвергаемых концепций.

Начинать подготовку к семинару следует с чтения конспекта лек­ций и соответствующего раздела учебника. Затем надо детально про­работать отдельные вопросы темы по литературе, приведенной в списке, в необ­ходимых случаях используя нормативные акты и памят­ники права. Ак­тивное поведение студентов на семинарах позволяет, помимо прочего, использовать эту форму учебного процесса как свое­образную школу мастерства устных выступлений, что немаловажно для будущих юри­стов.

 

Рефераты по правоведению, как и по дру­гим предметам, пишутся по одной из тем, приведенных в списках на­стоя­щих указаний. По согласованию с научным руководителем может быть выбрана и иная тема. Работа должна представлять собой углуб­ленное изложение теоретического материала. Студент должен в ней проявить не только умение пользоваться статьями и монографиче­скими исследо­ваниями по избранной проблеме, но и показать способ­ность анализиро­вать позиции различных авторов по затронутым во­просам, определить свою точку зрения, аргументировать ее.

После выбора темы следует, прежде всего, ознакомиться с суще­ст­вующей литературой по вопросу, затем составить план и согласовать его с преподавателем, являющимся научным руководителем работы, тщательно изучить журнальные статьи и монографии по теме. В слу­чае выбора темы с практической направленностью необходимо, кроме того, изучить нормативный материал, судебную и иную правоприме­нитель­ную практику, статистику и т.д. При этом необходимо делать ксероко­пии, соответствующие выписки с точным указанием выходных данных источников и страниц или статей нормативных актов. Это даст возмож­ность в последующем делать точные ссылки.

Только после этого следует приступать к написанию работы в соот­ветствии с планом, который в процессе написания может быть и скор­ректирован. В окончательном варианте план предшествует работе и по­мещается вслед за титульной страницей.

Работа должна быть, как правило, напечатана и правильно оформ­лена: цитаты заключаются в кавычки, в подстрочечных замеча­ниях (или в конце работы) необходимо указать источники, откуда взяты цитаты, а также все использованные фактические данные вы­воды и положения с обозначением всех выходных данных издания и стра­ницы.

В случае использования данных из глобальных сетей необхо­димо указать электронный адрес. Объем работы должен составлять 20 – 25 страниц стандартного машинописного текста (или соответствую­щее количество рукописных).

 

Результат усвоения материала оценивается зачетом. Кроме того, в ходе учебного процесса возможны письменные кон­трольные ра­боты и тестирование, которые проводятся по решению преподавателя.

 

Об учебниках и учебных пособиях. На сегодняшний день их из­дано достаточно и большинство из них могут быть использованы для подго­товки к семинарам, зачету. Предпочтение следует отдать учебным пособиям, указанным в списке литературы.

 

РАЗДЕЛ 7.4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Современная теория государства и права исходит из необходимости показать многообразные подходы к изучению государственно-правовых явлений, связи с этим преподавателю необходимо наряду с собственной точкой зрения, излагать существующие иные позиции. Аргументацию в пользу той или иной позиции необходимо подавать сбалансировано, предоставляя возможность студентам сделать сознательный выбор в пользу того или иного мнения. Преподавателям, ведущие занятия, необходимо учитывать позицию лектора, высказываться по поводу ее достаточно корректно. В случае несогласия, приводить необходимые аргументы в пользу своей точки зрения, оставляя за позицией лектора право на существование.

Логика лекций

На лекциях материал может излагаться в соответствии с логикой развертывания проблем, либо же с привязкой к конкретным историческим этапам развития государственно-правового знания.

Следует учесть, что современный подход к юридическим проблемам в ряде случаев предполагает существование различных позиций. Если преподаватель расходится во взглядах на государственно-правовые явления, со своими коллегами-теоретиками, придерживающихся иных подходов, он имеет право обосновать свою позицию, приведя соответствующие аргументы. Однако он по мере возможности не должен злоупотреблять специальной терминологией, использовать редко встречающиеся юридические конструкции и оставаться в рамках учебного материала.

 

Учебные материалы на электронных носителях

На кафедре теории и истории государства и права ПГУ имеются:

§ данная рабочая программа;

§ учебники и учебные пособия, монографии и статьи, входящие в список рекомендованной литературы;

§ выдержки из трудов классиков теории права;

§ хрестоматия по теории права.

Эти материалы взяты из общедоступных источников, либо отсканированы усилиями студентов и преподавателя. Для удобства применения в учебном процессе они систематизированы по темам. Преподавателю рекомендуется предоставить эти материалы студентам для личного использования (достаточно одного CD на группу для копирования файлов по цепочке). Коммерческое распространение электронных материалов запрещается.

Означенное обстоятельство позволяет говорить о стопроцентной обеспеченности студентов учебной и дополнительной литературой, поскольку компьютерная база университета дает каждому доступ к электронной информации. Ссылки на то, что данное учебное пособие недоступно для студентов этих условиях можно считать не состоятельными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: