Дидактические карточки по русскому языку 4 класс (УМК «Гармония»)
Карточки по теме «Словосочетание»
Карточка 1
Прочитайте. Какие из данных пар слов не являются словосочетаниями? Почему?
Выйти на улицу, утро и вечер, начать заниматься, бежать и остановиться, голубое озеро; на рассвете; подойти к озеру; деревья и кусты; прохладный ветерок; остановиться и ждать.
Карточка 2
Образуйте словосочетания, запишите их; определите главное и зависимое слово
Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.
Карточка 3
Найди в тексте словосочетания,выпиши,определи главное и зависимое слово
Всюду лежит глубокий снег.
Стоит холодная зима.
Крепкий лед сковал реку.
Деревья стоят в серебристом инее.
Карточка 1
Выпишите из текста словосочетания.
Наступила радос?ная и шумная в.сна. Звонко п.ют птицы. Звенят в.сенниеруч?и. Душ.стойсм.лой пахнут набухшие поч?ки.
Карточка №2
Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу. У существительных определите падеж.
Сидел в (дупло)______, подошёл к (дерево)______,
добежал до (река) ______, пролетел над (поле)_______.
Карточка 3
Составьте и запишите предложения. У существительных определите падеж.
Тропинка, из деревня, узкая, детей, привела, к роща, еловой.
Недалеко, от, остановились, дети, полянка.
Карточка 1
Допишите по смыслу слова из словаря, выделить орфограммы.
Душистая ____, спелая ____, широкая ____, русский ____, теплое ____, вкусное ____, новые ____.
Как называется такая запись?
Карточка2
Зашумел у реки зеленый камыш.
Выпишите словосочетания
Карточка3
Составь словосочетание(соедини стрелкой) из слов
Бегает по лесу
Гулял сестренке
отправил исторический
фильм быстро
Карточка 1
В спичеч...ной коро...ке л...жали рыболовные крюч..ки.
Решите орфографические задачи.
Выпишите из предложения словосочетания.
Карточка 2
) Спишите, решая орфографические задачи.Определите падеж существительных.
Радостный (М, м)ишавприпры...ку (с)б...гает (по) лестнице. З...мой в...р...бей ж...л в п...ч...ной трубе.
Карточка 3
Спишите текст,исправив ошибки.
Вчера наш класс с Анной Генадьевнойхадил на эксскурсию в лесс. Красифасений лесс. Диревьястаятзилёные, жёлтые багряные.
Определите падеж существительных.
Карточка 1
Исправь ошибку
Наступила золотое осень. Стоит отличный погода. На пруду в воде плавают осенняя листья.
- В чем ошибка? Выпишите словосочетания, в котором допущена ошибка. Какое значение этого словосочетания?
Карточка 2
-Допишите окончания зависимых слов
Зимн.. погода,
Бур.. медведь,
Перелётн… птицы,
Пушист.. полотенце,
Зимн… сказка.
Голуб… небо.
Син.. карандаш
-Как узнать окончание прилагательных?
-Определите род,число.падеж прилагательных.
Карточка 3
Из данных слов составьте и запишите предложения.
1) Растопила, снежные, весна, сугробы.
2) Листвой, деревья, помолодевшие, украсились.
3) Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились.
-Выпишите из предложений словосочетания, где существительное является главным словом, а имя прилагательное зависимым. Определите род у имени прилагательного?
Разноуровневые карточки по русскому языку по теме: «Совершенствование орфографических и грамматических умений»
1 уровень.
- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.
Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю
одел, в, пуш…стые, сне…, рукавиц…, кусты
над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните.
2 уровень
- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.
Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю
одел, в, пуш…стые, сне…, рукавиц…, кусты
над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. Определите,какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
3 уровень
- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.
Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю
одел, в, пуш…стые, сне…, рукавиц…, кусты
над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. Определите,какой частью речи является подлежащее и сказуемое. Над подлежащем указать падеж, а над сказуемым – время.
Разноуровневая работа по карточкам по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»
Карточка1
- Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.
На белой скатерт. снегов видны следы рыс.. От ёлк. к ёлк. прыгает шустрая белка.На берёз. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл. От такой тяжест..
Карточка 2
Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.Определи склонение и падеж.
На белой скатерт. снегов видны следы рыс.. От ёлк. к ёлк. прыгает шустрая белка.На берёз. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл.. От такой тяжест..
Карточка 3
Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.Определи склонение и падеж.
Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений.
На белой скатерт. снегов видны следы рыс.. От ёлк. к ёлк. прыгает шустрая белка.На берёз. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл. От такой тяжест..
Уровень 1
Запишите слова в три столика по склонениям.
Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.
Уровень 2
Найдите лишнее слово, Докажите почему?
машина, сверло, озеро;
скворец, улица, звонок;
Пушкин, ночь, печь;
окно, площадь, стол;
Свобода, любовь, рожь;
ракета, баран, едет;
Уровень 3
Определить склонение и падеж имён существительных:
Учился в школе, узнал от друга, подъехал к оврагу, убежал за братом, подарил игрушку,обожгло холодом, отъехали от деревни, побывал в деревне, плыли по реке, въехал в деревню.
Карточка 1
Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.
На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….
Карточка 2
Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание – е. Составить 3–4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание – и.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….
Карточка 3
-е или -и в окончаниях существительных.
1) Рисовать в альбом., в тетрад.., в тетрадк.;
2) стоять на опушк., на дорог., на площад.;
3) ехать к дочер., к мам., к бабушк.;
4) лежал на стол., на полк., на парт.;
5) направляться к рек., к избушк., к площад.;
6) край рощ., дороги, алле.;
7) запах полын., сирен., зелен.;
Карточка 1
без дорог. – по дорог.
от подруг. – к подруг.
по причин.непогоды
из книг.по грамматик.
к речке – от речк.
около лужайк. – по лужайк.
из передач.по музык.
Карточка 2
возле речк. – по речк.
по просьб.бабушк.
к дедушк. – от дедушк.
по тропинк. – без тропинк.
от деревн. – к деревн.
Карточка 3
Букет из сирен.
Из-за болезн.
В тетрад. по математик.
Из-за бол.в колен.
Сидел на дерев.
Карточка 1
В ванн., из постел., к квартир., на дом., в город., у молодёж..
Задание: Вставить безударные окончания у существительных,определить падеж.
Карточка2
Ранн… утро, разн… следам, по белоснежн… опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст… ствола, больш… дятла.
Задание: Вставить безударные окончания прилагательных,определить падеж прилагательных
Карточка 3
Ранн… утро, разн… следам, по белоснежн… опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст… ствола, больш… дятла.
Задание: Вставить безударные окончания прилагательных. Придумать рассказ, используя словосочетания
Карточка 1
В ванн., из постел., к квартир., на дом., в город., у молодёж..
Задание: Вставить безударные окончания у существительных,определить падеж.
Карточка2
Ранн… утро, разн… следам, по белоснежн… опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст… ствола, больш… дятла.
Задание: Вставить безударные окончания прилагательных,определить падеж прилагательных
Карточка 3
Ранн… утро, разн… следам, по белоснежн… опушке, (вижу) красив… крестики, из-за толст… ствола, больш… дятла.
Задание: Вставить безударные окончания прилагательных. Придумать рассказ, используя словосочетания
Разноуровневая работа по карточкам по теме: «Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»
Карточка 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Карточка 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Карточка 3
а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки: мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.
Хороший (люди, настроение, подарок, песня).
Синий (колокольчик, река, озёра, небо).
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
б) Выделите окончания имён прилагательных.