Экономическое развитие ведущих государств мира




Лекция 8.Основные тенденции экономического развития после

Второй мировой войны (постиндустриальная экономика)

Цель: раскрыть основные и отличительные черты постиндустриальной экономики различных государств мира;

 

знать:

-особенности формирования постиндустриального капитализма в странах Европы, США, Японии;

-причины и направление эволюции постиндустриального капитализма в разных странах мира;

-ключевые концепции экономической политики государств на постиндустриальном этапе;

 

уметь:

-выявлять, анализировать, формулировать и обосновывать характерные особенности постиндустриального этапа развития в отечественной и мировой экономической истории;

-анализировать экономическую политику государств на различных исторических этапах;

-извлекать из историко-экономического прошлого практические уроки для применения полученных знаний в будущей профессии и общественной деятельности;

 

владеть:

-навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановке цели и выбора путей ее достижения;

-категориальным аппаратом, основами факторного анализа и системным представлением об историческом развитии мировой и российской истории.

 

 

План:

1.Мировая экономика после войны 1939-1945 гг.

2.Экономическое развитие ведущих государств мира.

3.Экономическое развитие США.

3.1. План Дж. Маршалла.

4.Экономическое развитие Англии.

5.Экономическое развитие Франции.

6.Экономическое развитие Германии.

7.«Обратный курс» Японии.

8.Системный кризис 1970-х - начала 1980-х гг.

9.Третья научно-техническая революция.

 

Категориальный аппарат: научно-техническая революция (НТР), план Маршалла, этатизм, приватизация, дирижизм, гиперинфляция, «рейганомика», модель «догоняющего развития», транснациональные и многонациональные корпорации, экономическая интеграция, глобализация.

 

Мировая экономика после войны 1939-1945 гг.

Вторая половина XX - начало XXI вв. характеризуются качественными изменениями в развитии мировой экономики. Этому предшествовала мировая война (1939-1945 гг.), в которой участвовали более 60 стран, свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, на Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океанах. Действующие армии насчитывали 110 млн. человек. Людские потери составили 55 млн. человек, уничтожены национальные богатства стоимостью 316 млрд. долларов. В Германии разрушено 40% жилья, в Великобритании - 30%, во Франции - 20%, в Японии - 25%. Промышленное производство в среднемировом масштабе сократилось на 30% по сравнению с довоенным уровнем (в Японии в 5 раз, в Германии в 2,5 раза). Расходы воюющих государств в 4,5 раза превысили показатели первой мировой войны, достигли 900 млрд. долларов.

США за годы войны в 2 раза увеличили промышленное производство (в алюминиевой отрасли в 6 раз, в самолетостроении – в 16 раз). Производство синтетического каучука выросло в 400 раз и др. Прибыли промышленных корпораций выросли в 3 раза. К концу войны на долю США приходилось более половины мирового ВВП и промышленного производства, 2/3 мирового золотого запаса.

Швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, оказавшего серьезное влияние на превращение Швейцарии в мировой банковский центр.

Экономическое развитие ведущих государств мира

Вторая половина XX - начало XXI вв. характеризуются качественными изменениями в развитии мировой экономики. Это время можно условно разделить на два периода.

Первый период:окончание Второй мировой войны – 1970-е годы; отличительными чертами этого периода являются высочайшие темпы индустриального развития и первые признаки кризиса индустриальной экономики. Темпы роста среднемирового валового продукта с 1950 по1973 гг. были в 3 раза выше, чем в первой половине XX в. Темпы роста международного торгового оборота равнялись соответственно 7% против 1,3%.

Второй период:1970-е годы – до настоящего времени. Для этого периода характерно снижение темпов экономического роста, экономические кризисы, трансформация экономики в постиндустриальное состояние, основанная на техногенном прогрессе (развитие техники).

После войны окончательно сформировалась смешанная система государственного регулирования экономики. Важным направлением в экономической политике стал контроль государства за инвестиционными процессами, что позволило снизить риски.

Государство гарантировало развитие технического прогресса, финансировало научные исследования, строило долгосрочные планы, уделяло внимание социальной сфере. Экономика обретала смешанный характер, развивалась преимущественно в двух направлениях.

Этатистский (от франц. еtat – государство) путь означал активное участие государства в хозяйственной деятельности (Франция, Япония, Англия и др.). Довольно часто в таком случае государство выступало в роли предпринимателя.

Либеральный (от лат. liberalis – свободный) вариант хозяйственной деятельности (США, Германия) предполагал вмешательство государства на основе исторически сложившихся традиционных методов.

Принцип трипартизма (выработка согласованных решений на основе консультаций представителей разных государств) сложился в малых странах Европы (Бельгия, Швеция, Австрия, Нидерланды и др.).

 

3.Экономическое развитиеСША

Положение финансового и промышленного лидера США закрепили в 1944 г., когда для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества был создан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР). Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ в 1946 г., с третьей по величине долей после США и Англии. Сталин отказался, кроме того, отверг предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом, при курсе 1:1.

Россия (СССР) принята в МВФ в 1992 г. с шестой по величине долей участия. Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (специализированное учреждение ООН, учрежден вместе с МВФ). Членами банка могут быть только участники МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Членами МБРР в настоящее время являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит большой семерке. Деятельность банка направлена на оказание финансовой и организационной помощи странам-участницам на компенсационной основе. В настоящее время в МВФ входит более 170 стран,капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов (около 30% приходится на долю США, по 5-6% на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4% на Саудовскую Аравию, по 2,5-3,5% на Италию, Канаду, Голландию и Китай).

В 1949 г. образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать внутренние программы развития, при необходимости фиксированный курс корректировался. Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США - к золоту. При разных темпах экономического развития было сложно поддерживать систему жестких курсов. В 1971 г. введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2,5%).

МВФ проводил политику, направленную на предотвращение мировых финансовых кризисов, кредитовал нуждающиеся страны. Кредиты носили краткосрочный льготный характер, после распада колониальной системы (1960-е годы) стали долгосрочными и находились под жестким контролем МВФ.

Экономическая политика США колебалась в зависимости от того, кто находился у власти, республиканцы или демократы. Демократыстремились повысить уровень жизни путем улучшения системы социального обеспечения (рост налогов и перераспределение доходов от богатых к бедным через налоговую систему). Республиканцы выступали за сокращение социальных программ и снижение налогов, поощряли частную инициативу. Президент-демократ Л. Джонсон (1963-1969) объявил «войну бедности» и резко расширил социальные программы. На эти программы уходила половина расходов государственного бюджета, у корпораций в качестве налога отнимали половину прибылей. Дефицитное финансирование социальных программ и увеличение налогов привели к высокой инфляции и замедлению темпов экономического развития. В 1950-70 гг. промышленное производство в США увеличилось в 2 раза, во Франции – в 3 раза, Германии – в 4,5 раза.

План Дж. Маршалла

Укреплению внешнеэкономических позиций США способствовал «План Маршалла» («Программа возрождения Европы»).Европа к началу 1947 г. находилась на грани социальных потрясений. Для восстановления экономического роста необходимо было единовременное мощное «вливание» финансовых ресурсов. Госсекретарь США генерал Джордж Маршаллпредложил план помощи европейским государствам.

Летом 1947 г. на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции, СССР подверг критике идею плана, рассматривая его как вмешательство во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на два противоборствующих лагеря. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.

16 европейских государств (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксенбург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ) приняли план.

США выделили 29 млрд. долларов для восстановления хозяйства указанным государствам. Реализация «Программы возрождения Европы» началасьв апреле 1948 г.За 4 года США оказали европейским странам помощь в объеме 17 млрд. долларов, Великобритании, Франции, Италии и ФРГ досталось 2/3 суммы (70% на топливо и продовольствие). Американский экспорт капитала за это время увеличился на 60%, европейский - на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции в Европе выросло от 60 до 200%. В 1951 г. ВВП Европы превысил довоенный уровень на 15%.

Условия предоставления помощи: отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов, ограничение торговых отношений со странами социалистического лагеря, предоставление территорий для размещения американских военных баз. План Маршалла привел к быстрому восстановлению европейской экономики, является одной из наиболее успешных экономических программ в истории.

Война с Кореей (1950-1953) стала важным условием экономического роста США. Решающим инструментом развития экономики стала третья НТР (электроника, кибернетика, полупроводники); усилилась роль государства в экономической жизни США. Государственное регулирование экономики осуществлялось путем реализации национальных проектов, программ. Например, программа «Новые рубежи» в президентство Дж. Кеннеди базировалась на методе дефицитного финансирования, поддерживала сбалансированность спроса и предложения.

 

4.Экономическое развитие Англии

Потери Англии в войне не были столь ощутимыми, как в других европейских странах, на территории которых велись военные действия. Упал престиж на международной арене.

В 1948 г. промышленность достигла довоенного уровня. Главным следствием войны стало ослабление финансово-экономических позиций Англии, внешняя задолженность Англии увеличилась более чем в 7 раз по сравнению с довоенным периодом. Значительный урон был нанесен английскому экспорту и торговому флоту.

Потеря господствующего положения в мировой экономике оказала влияние на экономическую политику Англии в послевоенный период. В 1950-1960-е гг. ее определял постоянно меняющийся баланс политических партий в законодательном органе. Лейбористы проводили политику огосударствления, консерваторы стремились к либерализации экономики. Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое развитие Англии, стал распад колониальной системы. Поиск новых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации «Британское содружество», в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в «метрополию без колоний».

На парламентских выборах 1945 г. победили лейбористы, пришедшие к власти с программой национализации ряда отраслей хозяйства, установления жесткого контроля над монополиями, развития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946-1951 гг. была проведена частичная национализация энергетики, транспорта, угольной и сталелитейной промышленности, ряда сфер инфраструктуры. Около 20% британской промышленности оказалось под контролем государства, в их числе Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Национализация частной и корпоративной собственности проводилась в форме выкупа, зачастую на выгодных для владельцев условиях. Это обеспечило правительству контроль за инвестициями, создало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяйства; позволило улучшить состояние угольной и металлургической отраслей. Лейбористы ввели новую систему социального страхования, развивали муниципальное жилищное строительство и др. Однако, социальная политика государства ограничивалась серьезными бюджетными проблемами, на нее влияли кризисы.

В конце 1951 г. к власти пришли консерваторы. Они оставили без изменений социальную политику, стремились сократить уровень государственных расходов, сбалансировать бюджет, снизить уровень инфляции. Параллельно велась модернизация отраслей на основе достижений НТР, происходило усиление инвестирования. Рост промышленного производства достиг 12% в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Государственная система управления национализированными отраслями отсутствовала. Не было долгосрочной политики централизованного планирования. Социальная политика ограничивалась бюджетными средствами. В 1949 г. в Англии случился валютный кризис.

В 1950-е годы активная военная политика, гонка вооружений в рамках блока НАТО привела к промышленному росту. В 1962 г. начало осуществляться индикативное планирование (рекомендательное, независимое от государства планирование экономики). При этом государство вмешивалось в отношения между трудом и капиталом, определяло ценовую политику, уровень з/п. В 1970-е годы в Англии наступил глубокий структурный кризис.

5.Экономическое развитиеФранции

Война и оккупация нанесли серьезный ущерб национальному хозяйству страны. Потери за 1940-1944 гг. составили 1 трлн. 440 млрд. франков, объем промышленного производства сократился на 2/3. Внутриполитическая борьба правых и левых также негативно сказывалась на экономике.

В послевоенный период одной из отличительных черт экономики Франции стал значительный рост государственного участия в экономике. К концу 1960-х гг. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

Страна стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В 1960-е гг. отчетливо обозначилась тенденция экспортной ориентации экономики. Успеху на внешних рынках способствовала государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности крупных национальных финансово-промышленных групп, представлявших объединения под руководством крупного банка или холдинга, например, в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов.

Государство взяло курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов. В конце 1950-х гг. были урезаны ассигнования по ряду социальных статей, отменен льготный режим закупок сельхозпродукции и др. К 1960 г. золотовалютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего долга страны, а правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности.

Оздоровление финансовой системы позволило активизировать политику «индустриального императива».

Государственные предприятия контролировали до 25% общего объема промышленного производства. Франция стала первой западноевропейской страной, использовавшей методы индикативного планирования (контроль и координация инвестиций в государственный и частный сектор).

Экономическая политика Франции до 1980-х годов носила название «политики дирижизма» (использование административных методов в экономике). Несмотря на циклические спады, за 1960-1969 гг. промышленное производство возросло на 80%.

Серьезные изменения произошли в аграрном секторе. Сокращалась доля занятого населения в этой отрасли с 27% до 15% (1954 -1960 гг.).

«Политики дирижизма» сковывала частную инициативу. Важнейшим направлением экономической политики было оздоровление финансовой, кредитной, бюджетной системы. Рост могущества монополий, последствия распада колониальной системы, издержки политики «дирижизма» и др. стали причиной кризисных явлений. Кризис 1968-1969 гг. нанес ощутимый удар по режиму де Голля. На протяжении последующего десятилетия происходила постепенная трансформация экономической политики в сторону либерализма.

 

6.Экономическое развитиеГермании

Первые послевоенные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Германии, ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Уровень ВВП едва достигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полностью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выживания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд. долларов.

К этому следует добавить тяжелейшее психологическое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство. Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии. К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала ведущим субъектом европейской интеграции. Вначале 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг.назван «немецким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и др.

Мощный хозяйственный рывок ФРГ обеспечивался модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интеграции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хозяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», с известной долей условности, может рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Начиная с 1970-х гг., страна, находившаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими проблемами качественной модернизации высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в условиях второго этапа НТР.

Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал Людвиг фон Эрхард – директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер в 1963-1966 гг. В 1956 г. вышла в свет егокнига «Благосостояние для всех». Основываясь на теории неолиберализма, он создал концепцию «социального рыночного хозяйства» и воплотил ее на практике в Германии. Его теория была реализована в Испании, Южной Корее, на Тайване.

При реализации программы Л. Эрхарда самой непопулярной и жесткой стала денежная реформа. 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых немецких марок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсия и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений, денежные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1:10.Временно замороженная часть обменивалась в соотношении 1:20. в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой заработной платы, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта готовой продукции.

Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк – Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определял размер обязательных резервов. Цены были отпущены на свободу и выросли на несколько процентов в той же пропорции, что и заработная плата (увеличивалась ежегодно на 1/3). Сохранению стабильности валюты способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, соответствующих покупательной способности населения.

Благодаря реформам, цены стабилизировались и даже снижались. Изменилась структура экономики в пользу производства товаров народного потребления. Жилье предоставлялось миллионам беженцев и пострадавшим от бомбардировок.

 

Обратный курс» Японии

Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии известен как «японское экономическое чудо». История становления и развития этого региона неразрывно связана с экономикой Япония, потерпевшей сокрушительное поражение в войне и достигшей феноменального успеха в области экономического развития в послевоенный период. Состояние экономики Японии, как и Германии, к моменту окончания войны было катастрофическим. Огромные потери и разрушения отбросили национальное хозяйство страны к уровню конца XIX в. Уровень промышленного производства не достигал и 30% показателя 1935 г. Хозяйственный хаос усугублялся политикой полного безразличия оккупационных властей США к тяжелому состоянию недавнего противника, отсутствием четких планов восстановления хозяйства.

Толчком к послевоенному возрождению Японии явились политические события в Китае, где к власти пришли коммунисты. Это обстоятельство заставило США пересмотреть отношение к Японии и принять так называемый «обратный курс» Дж. Доджа и К. Шоупа.

«Обратный курс»преследовал геополитические цели – создание противовеса коммунистическому Китаю и освободительному движению в странах Юго-Восточной Азии, ориентировавшихся на СССР. Недолгая стабилизация второй половины 1970-х гг. и новый кризис 1980-1982 гг. ярко свидетельствовали о структурных, системных неполадках в хозяйстве индустриального мира, несовершенстве сложившейся системы государственного регулирования. Инфляционные методы борьбы с кризисом дали сбой, сопровождались экономическим спадом.

Хозяйство Японии, несмотря на его высокий технико-технологический уровень и динамизм, развивалось на основе индустриальной доминанты. Организационные принципы хозяйственных отношений, высокая степень монополизации не всегда позволяли мобильно реагировать на качественные изменения в мировой экономике. Ориентация Японии на внешние рынки сыграла негативную роль в условиях кризисов 1970-1980 гг.

Миной замедленного действия можно назвать состояние внутреннего рынка Японии. В условиях обострения конкуренции на внешних рынках японские фирмы не могут компенсировать потери во внешнеэкономической сфере за «счет внутреннего спроса».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: