Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии.
Кратко охарактеризуйте криминологию как науку.
Криминология это…
5) Самостоятельная юридическая наука.
6) Социолого-правовая наука.
12) Социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, социальные условия и причины преступности, пути, средства и меры ее предупреждения.
13) Теоретико-прикладная наука о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, системе мер борьбы с преступностью и непосредственных последствиях преступности, изучаемых посредством специфического сочетания философского, обще- и частнонаучных методов.
15) наука, изучающая проблемы преступности и борьбы с ней.
Назовите составные части (элементы) предмета криминологии.
В предмет криминологии входят:…
7) преступность, личность преступника, причины и условия преступности, меры борьбы с ней и последствия преступности.
Определите отрасли криминологии.
Наука криминология включает в себя следующие относительно самостоятельные части (отрасли):…
1) криминофамилистику,
2) криминопенологию,
3) уголовную статистику,
4) криминологическую прогностику,
5) виктимологию,
7) криминологическое программирование,
8) предупреждение преступности.
4. Назовите всеобщий и основной метод познания, используемые в криминологии. Это:…
2) социолого-статистический метод,
3) материалистическая диалектика, ее законы и категории,
5. Укажите, какие из перечисленных ниже методов исследования, применяемых в криминологии, относятся к социологическим, а какие – к статистическим. Это:…
1) анкетирование, соц.
2) выборочное наблюдение, соц., стат.
3) анализ документов, содержащих криминологическую информацию, соц.
4) корреляционный анализ, стат.
5) метод группировок, стат.
6) сравнительный метод, соц.
7) контент-анализ (контентный анализ), соц.
8) включенное наблюдение, соц.
9) метод обобщающих показателей, стат.
10) метод относительных величин, стат.
11) дельфийский метод (метод Дельфи или Делфи). соц.
6. Определите коэффициент преступности в регионе, имея следующие данные:
1) совершено преступлений в следующие годы: а) в 1995г. – 25539, б) в 1996г. – 27977, в) в 1997 г. – 25534, г) в 1998 г. – 28093, д) в 1999 г. – 41196;
2) население региона составляло в 1995 году 3 млн. 640 тыс. человек.
Решение:
К= П/Н * 100 тыс.
Преступность растет.
Нужно иметь точные данные населения региона на каждый год.
7. При анализе структуры хулиганства, совершенного в населенном пункте, применена следующая группировка:
№ п/п | Хулиганские действия совершены | Абсолютное число хулиганств |
На улицах и во дворах | ||
В парках, садах, скверах | ||
В местах общественного питания | ||
В квартирах | ||
В вечернее и ночное время | ||
На общественном транспорте | ||
В иных местах | ||
Итого: |
Напишите:
а) соответствует ли приведенное в таблице распределение преступлений (хулиганств) правилам статистической группировки?
б) какие группировочные признаки (основания) использованы в данном случае?
в) к какому виду группировок относится группировка, указанная в таблице?
Ответ: Нет, не соответствует. Проведена типологическая группировка, т.е. группировка по определенному признаку. Критерием распределения является место совершения преступления. «Вечернее и ночное время» не являются местом, к тому же «в вечернее и ночное время» могут совершаться преступления в указанных местах (т.е. итог будет подсчитан не правильно).
8. Проведите разграничение между анкетой, интервью, тестом. Какие из этих методов эффективнее использовать:
а) при определении потенциальных потерпевших от преступления; Анкета, интервью, тестирование.
б) при опросе лиц, совершенных преступления; Интерьвю, тестирование.
в)при выявлении общественного мнения о проблемах преступности; Анкета, тестирование.
г) при опросе экспертов? Интервью.
Ответ:
Анкетный метод - исследование криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например, в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т. д.
С помощью анкетирования возможно в частности:
а) выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов преступлений, основных характеристик;
б) определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение от общественно-полезного труда и т. п.);
в) исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т. п.);
г) изучение рецидивной преступности, эффективности мер наказания, преступности несовершеннолетних и др.
Анкетный метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода – в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса. Известен применяемый довольно редко метод анонимного анкетирования, получивший за рубежом наименование self–report. Его используют чаще всего для изучения латентной преступности и криминогенных особенностей (свойств) личностей.
Различают анкеты закрытые, в которых все ответы предусмотрены заранее, и открытые, в которых записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.
Следует отметить, что метод анкетирования дает положительные результаты только в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность всего исследования и его результатов.
Интервью – представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.
Интервью во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. В этом кроются положительные и отрицательные стороны указанного метода. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Однако, учитывая специфику криминологического исследования и его задач, возможны зачастую и серьезные затруднения в достижении позитивных результатов. Чтобы избежать этих затруднений, требуется специальная организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и соответствующая профессионализация лиц, применяющих упомянутый метод. Чаще всего интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения.
Известны следующие разновидности интервью:
свободное (неформальное), при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;
стандартизированное (формальное) при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов.
Устный опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем варианте интервьюер беседует сразу с несколькими лицами, мнение которых учитывается по степени преобладания.
Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.
Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.
9. В каждой из предложенных таблиц определите вид группировки и обоснуйте свой выбор:
а)
Виды преступлений | Количество преступлений |
Против собственности | |
Против жизни и здоровья | |
Против половой неприкосновенности и половой свободы | |
Против общественной безопасности | |
В сфере экономической деятельности | |
Экологические |
б)
Доля неквалифицированных рабочих и безработных в общем числе лиц, осужденных за данные преступления в Японии | кражи | Разбойные нападения | убийства | Нанесение телесных повреждений | мошенничество |
52 % | 55% | 43% | 37% | 49% |
*Кан Уэда. Преступность и криминология в современной Японии. – М., 1989. – С.86.
в) Распределите осужденных по возрасту в общих и мировых судах России за 1889-1893 гг. (в %).
Возраст | Количество осужденных в % |
10 – 14 | 0,2 |
14 – 17 | 1,6 |
17 – 21 | 10,2 |
22 – 30 | 30,1 |
30 – 40 | 26,4 |
40 – 50 | 16,9 |
50 – 60 | 9,6 |
Свыше 60 | 5,0 |
Итгоо: |
Ответ: В таблице «а» использована типологическая группировка, т.е. группировка по определенному признаку. Критерием распределения является объект преступного посягательства. В таблице «б» использована аналитическая группировка, потому что распределение единиц совокупности осуществлялось в зависимости между двумя однороднями группами. В таблице «в» использована вариационная группировка, т.е. по количественному признаку.
Тема 2. История и современное состояние мировой и отечественной криминологии.
1. Назовите основные и наиболее характерные недостатки современных зарубежных криминологических теорий социологического направления:
К этим недостаткам относятся:…
6) Выдвижение в качестве причин преступности отдельных криминогенных факторов социального и экономического характера, не играющих основную и решающую роль в детерминации преступлений, совершаемых в обществе, исследование процессов развития преступности и ее детерминант в отрыве от теории развития, от основных, прежде всего антогонистических противоречий в обществе, от социально-экономического уклада и социально-политического режима в стране, отсутствие системного подхода в исследовании как самой преступности, так и ее криминогенных факторов.