ВЕЧНО ЮНЫЙ КОМПОЗИТОР. РАЗМЫШЛЯЯ О МОЦАРТЕ




Федько Кристина Владимировна

«Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь – это душа гения»

В. А. Моцарт

Что отличает старинные города Европы? Кривые узкие улочки, вдоль которых выстроились соперничающие в индивидуальности своего облика дома с острыми крышами, уютные небольшие площади и, конечно, достопримечательности природы. В австрийском Зальцбурге – это горы, окружившие город плотным кольцом и ослепительно голубая лента реки Зальцах. А как же жители? Созерцая такую красоту, наслаждаясь южным климатом они необычайно добродушны и приветливы. Именно здесь в 1756 году в семье придворного музыканта Леопольда Моцарта появился на свет маленький Вольфганг – гений, каких не видывала планета.

На уникальную одарённость, глобальность этого имени указывают громкие биографические факты – например, случай в Сикстинской капелле. Попав в церковь Римского папы и его кардиналов с целью посмотреть фрески Микеланджело Буанаротти «Страшный суд» и «Сотворение мира», Моцарт оказался на репетиции Mizerere Г. Аллегри. Ноты этого сочинения, считавшиеся собственностью храма, запрещали кому-либо показывать. Вернувшись в гостиницу, Вольфганг по памяти записал сложнейшую девятиголосную хоровую композицию. Эта весть потрясла Ватикан, и Римский папа вручает 14-летнему юноше орден Золотой шпоры. А Болонская музыкальная академия, где, не смотря на юный возраст, ему подарили членство? Что уж говорить о виртуозных проделках, которые маленький чародей творил в детстве, играя на закрытой платком клавиатуре, музицируя с завязанными глазами, блестяще импровизируя на заданную тему! Гениальность мальчика была предопределена свыше. Это человек, поцелованный Богом, о чём А. Пушкин скажет: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» [6, с. 327].

Музыка Моцарта – удивительное явление, относящееся к яркому примеру рафинированных чопорных условий и педантичных канонов рационального Просвещения с одной стороны, и перешагивающее границы этой эпохи с другой. Каждое творение композитора буквально бурлит внутренним динамизмом, невидимой космической энергией (вспомнить только знаменитую Симфонию № 41 «Юпитер»!), и, одновременно трепетом, сердечной теплотой, юностью, той самой, поистине моцартовской пикантной лукавой изюминкой. Оставаясь вечным ребёнком, покоряющим своей искренностью и естественностью проявления эмоций до последних дней жизни, этот великий человек с невероятным чувством самообладания проникает в глубинные психологические пласты.

В своём творчестве композитор синтезировал все эпохальные достижения музыкального искусства, доведя их до совершенных образцов, и оставшись при этом на вершине мирового олимпа даже в далёком для него XXI веке. Он создал гениальные симфонии, квартеты, инструментальные концерты, фортепианные и скрипичные сонаты. Наконец, Моцарт завершил формирование оперы, где драматическое действие происходит в самой музыке, где представлена галерея героев с яркими характерами (Дон Жуан получает исчерпывающую характеристику в арии протяжённостью одна минута десять секунд!), где присутствуют ансамбли психологических состояний. Д. Шостакович назвал Вольфганга вечно юным родником, несущим человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Композитор сам не раз говорил о том, что слышит музыку целостно, всю композицию сразу. Видимо отсюда вытекает невероятная уравновешенность формы.

В своём творчестве гений с высокой точностью следовал инстинктам, требованиям натуры, порывам сердца. Будучи ярым борцом с пошлостью и безнравственностью, музыкант тонко, и, в то же время, уверенно обличает человеческие пороки. Достаточно вспомнить проворного слугу Фигаро, который, по словам Амадея, умнее и хитрее своего господина. И за этим само собой возникает суждение, что человека нужно судить не по титулу и камзолу, а по уму и достоинствам. А опера «Дон-Жуан»? Ведь мы не просто слушаем эту музыку. Мы по-настоящему переживаем её, получая при этом наслаждение. С какой филигранностью композитор прорисовывает образы, с какой взрывной энергией он даёт столкновение драматического и комического начал! Вся его музыка вне зависимости от характера дышит внутри слушателя, пленяет его, пульсирует свежестью, живёт.

Моцарт был невероятно смелым человеком с чувством собственного достоинства, независимыми суждениями. Отсюда и его новаторские творческие искания. Даже уход из жизни не кажется ему злом, безысходностью, композитор с улыбкой видит здесь нечто большее: «Смерть – это ключ, открывающий двери к истинному счастью». Видимо поэтому в Реквиеме – лебединой песне великого музыканта – рядом с трагичностью и драматизмом картин Страшного суда мы ощущаем незримую энергию, вселенскую силу моцартовской надежды и безмерной любви к человечеству.

«Думай обо мне, люби меня вечно, как я люблю тебя, и будешь моей навеки, как и я твой. Прощай. Поймай их – поймай – эти три нежнейших поцелуя, которые только что выпорхнули отсюда», – поистине нежные строки, адресованные Моцартом своей жене Констанце в завещании, выражают всю подлинную сущность натуры композитора. Я бы отнесла их к эпизоду «Lacrimosa», где теряется счёт времени, говор перерастает в тишину, а сознание наполняется состраданием, и, одновременно удовлетворением. Кажется, что композитор всю свою ласку посылает слушателям через волшебные звуки своей вдохновенной музыки.

На моцартовских произведениях воспитано ни одно поколение известных музыкантов – Л. В. Бетховен, Ж. Бизе, И. Брамс, П. Чайковский, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Даже старший современник Вольфганга Й. Гайдн, которого он считал своим музыкальным отцом, признавал уникальность его дарования и ставил выше себя. Что уже говорить о П. Чайковском с его восторженным высказыванием: «По моему глубокому убеждению Моцарт – есть высшая, кульминационная точка, до которой досягла красота в сфере музыки. Никто не заставлял меня так плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к тому, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке. Которого мы любим в действительности». Абсолютно все – от мала до велика – наслаждаются творениями вдохновенного моцартовского письма, не задумываясь о четверном контрапункте октавы в финале Симфонии № 41 «Юпитер», канонических секвенциях в разработке I части Концерта для фортепиано с оркестром № 17, энгармонических модуляциях в Фантазии c moll. Его музыка воспринимается, как живая плоть чувствований и переживаний, воплощённых в звуках.

Сегодня даже не верится в равнодушие и безразличие к художнику в зрелом периоде творчества. Он перестал быть для сильных мира сего музыкальной игрушкой именно тогда, когда сочинял свои самые гениальные произведения. Как пишет музыковед Мерссман, «чем более индивидуальным становился язык творца, тем менее он подвергался меркам общественных суждений и вызывал недоумение или негодование». Вена почти всегда предпочитала веселиться и ни о чём не думать. Отсюда низкие гонорары или просто их отсутствие. А от факта, что Вольфгангу пришлось отдать детей на некоторое время в приют во избежание голодной смерти, просто сжимается сердце. Нехватка средств, невозможность прокормить собственную семью, работа за гроши – всё это, словно вязкая пучина, засасывало музыканта на протяжении жизни, и лишь периодичные проблески успеха, некогда вспыхивающие на горизонте творчества, наполняли его душу радостью.

Удивительно, что не смотря на всё это, Моцарт не просто существовал, он гордо и уверенно шествовал по жизни, уходя далеко за границы своей эпохи, в полной мере используя и наслаждаясь возможностями божественного дарования: «Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами». Музыка композитора по сей день бурлит жизнью, бушует молодостью, в ней пульсирующим ключом струится чистая, наполненная всеобъемлющей любовью душа, трепещет вечно юное сердце, созерцает гармония. «Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своём домашнем кругу они играют Моцарта», – Карл Барт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аберт, Г. Моцарт В. А. / Г. Аберт. Кн. 1, Ч. 2. – М.: Музыка, 1983. – 518 с.

2. Ливанова, Т. Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII в ряду искусств: исследование/ Т. Н. Ливанова. – М.: Музыка, 1977. – 526 с.

3. Луцкер, П. Моцарт и его время / П. Луцкер, И. Сусидко. – М.: Классика-XXI, 2008. – 624 с.

4. Морике, Э. Моцарт на пути в Прагу. / Э. Морике. – Л.: Прибой, 1928. – 132 с.

5. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII веков /сост. – В. П. Шестакова. – М.: Музгиз, 1971. – 305 с.

6. Пушкин, А. С. Моцарт и Сальери. / А. С. Пушкин. В 10-ти т. Т. 4. – М.: ГИХЛ, 1959 – 1962. – С. 323-332

7. Улыбашев, А. Д Жизнеописание Моцарта // Музыкальная жизнь. – 2006. – №1. – С. 27-30

8. Чичерин, Г. Моцарт: исследовательский этюд. / Г. Чичерин. – 4-е изд. – Л.: Музыка, 1979. – 256 с.

9. Шулер, Д. Если бы Моцарт вел дневник… /Д. Шулер: пер. с венг. Л.Балов. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1963. – 108 с.

10. Шуман, Р. О музыке и музыкантах: собр. статей: в 2 т. / Р. Шуман; – М.: Музыка, 1975. – 407 с.

11. Эйнштейн, А. Моцарт. Личность. Творчество / А. Эйнштейн. – М.: Музыка, 1977. – 454 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: