Тема 2. Специфика массовой информации




Цели и задачи курса

Цель курса: ознакомить студентов с азами теории журналистики, основными регуляторами журналистской деятельности; привить начальные навыки структурного, функционального, содержательного анализа печатных, электронных, сетевых СМИ.

Задачи:

а) рассмотреть основные положения теории журналистики;

б) создать у студентов представление о правовых и этических нормах журналистики;

в) соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа.

Тематический план курса

 

""

Содержание программы курса по темам

Тема 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

 

Признаки информационного общества. Социальная информация. Журналистская информация. Виды журналистской информации: событийная, комментированная, базисная. Множественность значений термина информация. Информация массовая, специальная и индивидуальная. Признаки массовой информации. Потребности общества, удовлетворяемые массовой информацией. Проблема эффективного взаимодействия текста с аудиторией. Три этапа массово-информационной деятельности. Прагматика журналистского текста: небанальность, декодируемость, релевантность. Семантика журналистского текста: дескриптивная, информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация. Синтактика журналистского текста. Единое информационное пространство. Компоненты единого информационного пространства. Ограничения единого информационного пространства. Лакуны внутри единого информационного пространства.

 

Тема 2. Познание действительности в журналистике

 

Виды человеческого творчества. Публицистика как творчество. Жанры публицистики. Предметы отображения и методы познания действительности в журналистике. Факт, событие, социальная ситуация, процесс, личность. Методы познания действительности в журналистике. Эмпирические методы. Наблюдение, виды наблюдений. Работа с документами. Метод интервью. Метод эксперимента. Теоретические методы. Формально-логические методы: индуктивное умозаключение, дедуктивное умозаключение. традуктивное умозаключение. Содержательно-логические методы: метод анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма. Художественный метод.

 

Тема 3. Функции журналистики

 

Трансформация представлений о функциях журналистики в теории отечественной журналистики. Зарубежные теоретики СМИ о функциях журналистики. Социологические исследования в сфере функций СМИ. Субъекты массовой коммуникации. Непосредственно-организаторская функция. Культурно-образовательная функция. Рекламно-справочная функция. Рекреативная функция. Служебно-профессиональная функция. Творческая функция. Идеологическая (социально-ориентирующая) функция. Идеология и политическое устройство общества. Три уровня реализации политико-идеологических моделей. Поиск консолидирующей идеологии в российском обществе. Идеологические модели поведения СМИ. «Четыре теории прессы». Пропаганда, виды пропаганды. Агитация.

 

Тема 4. Журналистика как система СМИ

 

Система СМИ как исторически формирующаяся структура. Факторы, определяющие типологическую структуру СМИ России. Векторы развития российских СМИ. Информационные холдинги. Пражурналистские явления. Возникновение периодических печатных СМИ. «Ведомости» – первая российская газета. Типология печатных СМИ. Изобретение телевидения. Развитие телевидения в России. Типология телевизионных каналов. Типология телепрограмм. Государственные и частные телекомпании. Общественное телевидение. Изобретение радио. Типология радиостанций. Понятие радиоформата. Формат: музыкальный, информационный, имиджевый, технологический. Типология сетевых СМИ. Возникновение интернета. Особенности гипертекста. Отличия сетевых СМИ от традиционных СМИ. Различные подходы к типологии сетевых ресурсов. Типология интернет-СМИ. Инфраструктура СМИ. История возникновения информационных агентств. Мировые агентства. Ведущие агентства России. Региональные информационные агентства. Типология информационных агентств. Рекламные агентства. PR-агентства. Пресс-центры. Техническая часть инфраструктуры. Институты работы с кадрами. Организационно-управленческая инфраструктура.

Темы семинаров

Тема 1. Знакомство

Практическое задание

Подготовить устное сообщение (5 – 10) на тему по выбору:

"Мои опыт работы в СМИ"

"СМИ моего региона"

"СМИ, которым я отдаю предпочтение"

 

Тема 2. Специфика массовой информации

Литература

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте признаки информационного общества.

2. Что такое социальная информация?

3. Каково место журналистской информации среди прочих видов социальной информации?

4. Каковы признаки массовой информации?

5. Какие трактовки термина информация возможны в среде журналистов?

 

Практическое задание

В печатных СМИ найдите примеры текстов, удовлетворяющих основным потребностям общества в массовой информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: