миллионов слов Даны Саскинд за 2385 слов.




Как мама миновавшая рубеж в 3 года, я могу смело сказать, что многие родители оказываются оставленными с момента выписки из роддома до первого сентября в садике наедине с вопросом: и что же нам с этим маленьким существом делать?

С уходом за ребенком рано или поздно мамы и папы научаются справляться, но вот когда вопрос заходит про модное «раннее развитие» - тут глаза разбегаются. Ведь хочется дать ребенку самое лучшее, чтобы он смог стать богатым, здоровым, известным, успешным, счастливым, самодостаточным - нужное подчеркнуть. Раньше считалось, что успех ребенка зависит от диплома, в лучшем случае от школы, от его оценок и успеваемости. Теперь уже говорят и о садиках. Конечно, все это верно, однако с маленькой поправкой – для всего этого необходим фундамент, сообразительность, усидчивость - необходим мозг, который сможет сначала освоить простые слова и движения, затем более сложную грамматику, лексику, ноты, высшую математику, органическую химию, квантовую физику и т.д.

Сердце, легкие, почки функционируют у новорожденного так же, как они будут работать всю его жизнь, но вот мозг только начинает свое становление. С самого рождения он начинает впитывать в себя информацию как губка, о его пластичности можно слагать легенды. Как существо, которое с трудом ходит, вдруг говорит первое «мама», «папа» и показывает пальчиком? Похоже на маленькое чудо… В действительности, это результат проделанной работы, о масштабах которой можно только догадываться. Каждое мгновение мозг новорожденного обрабатывает бесчисленные потоки информации, делает определенные выводы, корректирует их, интегрирует в тело. До определенного времени считалось, что только генетика влияет на потенциал человека. Однако генетика отвечает за программу развития мозга, за правила, по которым в нем происходят процессы. На то, как же эта программа будет реализовываться, влияет окружающая среда, в которую попадает новорожденный, полностью зависимый от нее.

Если среда отравлена постоянным стрессом, устойчивым и крайне высоким, грубым и вторгающимся, развитие мозга угнетается, гормоны навсегда меняют архитектуру мозга. Более того, стресс влияет на развитие префронтальной коры головного мозга, которая в дальнейшем будет играть большую роль в развитии самоконтроля и организованности (а вы же понимаете, что без этих качеств в жизни вообще непросто). Если же среда стабильная, предсказуемая, теплая, заботливая – то ребенок будет стремительно развиваться.

Из чего же соткан сам мозг (насколько это известно человечеству)? Человек рождается с сотней миллиардов нейронов – и это огромный потенциал, однако без нейронных связей – это лишь звезды, рассыпанные по небосводу. От рождения до примерно 3 лет каждую секунду в голове ребенка образуется от семисот до тысячи новых нейронных связей. Внушительная цифра! Однако показано, что такая нагрузка не может длиться всю жизнь, и после 3 лет мозг начинает отсекать слабые и малоиспользуемые нейронные связи, то есть отсекать возможные потенциалы развития. Поэтому так важно освоить самые разнообразные навыки, которые послужат в дальнейшем фундаментом для более сложных. И, пожалуй, одним из самых важных является речь.

Так как же ребенок, который слушает речь родителей, звучащей для него как набор непонятных звуков, говорит свое первое слово? В первые месяцы после рождения (а в действительности, еще во внутриутробном состоянии), мозг ребенка настраивается на окружающую его речь с помощью статистики. То есть он количественно обрабатывает звуковые потоки, выделяя частоту тех или иных звуков, которые потом уже выстраиваются в отдельные слова и становятся родным языком. Наиболее повторяющиеся звуки становятся некими прототипами-магнитами, которые притягивают схожие звуки (а звуки несхожие «отсекаются» и не запоминаются). Мамочки, которые сюсюкаются со своими крохами, на самом деле интуитивно помогают мозгу – они выделяют тоном и скоростью свое общение с ребенком и поэтому оно становится более легким для усвоения и «статистической обработки», в отличие от беглой взрослой речи.

И конечно в такой момент приходит понимание, что ключевым фактором гармоничного развития становится качество связи между ребенком и воспитывающим его взрослым, в том числе и речевой ее составляющей. Взрослый, как зеркало, отражает ребенку все, что происходит вокруг, что происходит с самим ребенком. В зависимости от качества этого зеркала ребенок получит либо искаженную картину мира, либо достаточно близкую к реальности. В этом взаимодействии, в процессе такой обратной связи мозг ребенка обучается и способен накапливать знания. Без нее эти навыки критически ослабевают. В бытовом аспекте это значит, что посадив ребенка перед телевизором или другим гаджетом, его не получится обучить речи, мышлению, чтению, самоконтролю и многому другому…

Так что же делать-то, точнее как? Дальше будут конкретные действия, принципы общения с ребенком, которые разработаны программой «тридцать миллионов слов» - ТМС, в основе которой лежит доказанная теория о пластичности интеллекта, простым языком: «дети умными не рождаются, умными они становятся». И последнее лирическое отступление: почему «тридцать миллионов слов»? – в долгосрочном исследовании именно эта разница была обнаружена в количестве обращений к детям от рождения до 3 лет среди семей хорошо обеспеченных и семей на пособии.

Настройка на ребенка.

Это самый неуловимый навык – осознанное стремление родителя замечать то, что интересует или беспокоит ребенка и разговаривать с ним об этом. Это значит, если ребенок занят строительством высокой башни из кубиков – присоединитесь к нему, а не предлагайте читать книжки. Внимательно посмотрите, чем малыш увлечен, сядьте рядом, включитесь в его деятельность, описывайте или обсуждайте ее – это укрепит контакт между вами и разовьет речевые навыки. Происходит это потому, что в это время мозг сконцентрирован на том, что действительно интересно и не расходует ресурсы, чтобы постоянно переключаться с зоны своего интереса на другую зону (например, если родитель в нескольких метрах, в гаджете, в другой комнате или предлагает что-то свое). Правда, помните, чем младше ребенок, тем сложнее ему удерживать долго внимание на чем-то одном, и малыш будет сам переключаться с одной игры на другую (тут как раз и проявляется пластичность самого родителя, который это переключение заметит). Если же и вам хочется, чтобы малыш был к вам более внимателен – сюсюкайтесь с ним. Ведь что такое сюсюканье – это упрощенный набор слов, повторы, ритм и мелодичность, произношение нараспев и на более высоких тонах – все это привлекает внимание малыша, побуждая напрягать внимание, вовлекаться и общаться. Настраиваясь на ребенка с самого рождения, родитель дарит ему чувство безопасности, дает уверенность, что рядом есть тот, кто отреагирует и поддержит в трудную минуту – дарит свободу развития (вопреки стрессу «как бы выжить»).

Активное общение

С самого рождения заботливый родитель использует «комментирующую» речь, то есть описывает словами все происходящее «здесь и сейчас» вокруг малыша, предметы или действия. «О, малыш, у тебя мокрый подгузник, давай мама возьмет новый. Сейчас я сниму грязный подгузник и возьму новый, чистый, сухой. Смотри, какой мягкий и совсем не пахнет. Так гораздо лучше? А где же новые синие штанишки и зеленые пушистые носочки…» Такое описание позволяет накопить большой словарный запас, выстроить взаимосвязь между словом и предметом или действием, заложить фундамент для развития речи. Обратите внимание, что использовано минимум местоимений. Для ребенка это слишком абстрактные слова – для него еще нет «он, она, это» - у него есть «баба», «дядя», «бутылочка». Все конкретно и про «здесь и сейчас». Только к 3-5 годам ребенок начинает говорить и про предметы или действия, которые не происходят с ним в данный момент, и, конечно же, это стоит поддерживать и помогать ребенку.

Речь ребенка развивается от действия к построению многосложного предложения. Важно помогать ребенку, наполняя деталями и дополняя его речь. «собачке грустно» - «твоей пушистой собачке грустно», вместо «давай ложиться спать» - «у тебя уже слипаются глазки, ты устал и пора ложиться спать». Можно добавлять прилагательные, глаголы, сравнительные обороты. Такое обогащение речи поощряет малыша к развитию более сложного и разностороннего общения. Более того, такое дополнение воспринимается скорее как предложение лучшего способа выражения, а не негативное исправление.

Развитие диалога.

Когда новорожденный плачет – он говорит, что голоден, ему холодно. Родитель считывает этот сигнал, расшифровывает и соответствующе реагирует. Такой обмен инициативой очень важен для развития мозга и взаимоотношений с ребенком. По мере взросления диалог становится сложнее. И наступает время, когда малышу приходится подолгу подбирать слова и важно давать ему это время, не обрубая инициативу, не прекращая общения. Часто вопросы родителей начинаются с фраз «что, какой» - увы, такие фразы лишь проверяют уже накопленный словарный запас ребенка, но отнюдь не развивают его. Чтобы поощрить ребенка к развитию мышления, лучше задавать вопросы «как, почему, зачем», вопросы с вариантами ответов. На такой вопрос нельзя ответить кивком головы, нужно подумать, построить фразу.

Все эти принципы нужно применять в повседневной жизни, и уже от этого развитие мозга ребенка и его потенциалов будет проходить эффективнее. И тем не менее, есть сферы навыков, на которых стоить заострить внимание.

Ценность чтения всегда была высокой. Совместное чтение прививает любовь к книгам, развивает грамотность, оказывает влияние на подготовленность к школе, а в дальнейшем открывает бескрайние просторы знаний, опыта и приключений. Как же читать книги малышам, полагаясь на базовые принципы ТМС? Родитель открывает книгу и дальше вместе с ребенком исследует ее, корректируя свое внимание вслед за скачущим вниманием ребенка, детально описывая действия или предметы, обсуждая с ребенком персонажей, их поступки, причины, чувства, мысли (с поправкой на возраст и возможности ребенка, конечно). Так для самых маленьких подойдет практически любой текст – их успокаивает голос родителя, к тому же, ребенок начинает понимать как работает язык. С детьми, которым уже нравится трогать или грызть книжки, можно обсуждать свойства книги как предмета («послушай, как шуршат странички», «тяжелая книга»). В процессе непосредственного чтения лучше водить пальцем по строчкам – так ребенок соотносит слова и печатные буквы, которые поначалу являются для него лишь нагромождением линий и черточек. Помимо чтения можно так же рассказывать различные истории. Это могут быть фантастические рассказы или описание того, что происходит вокруг, встречается на улице или дома… Рано или поздно ребенок сам начнет включаться в повествование, с ним можно будет обсуждать чувства и мысли по поводу происходящего.

Еще одной важной сферой является математика. Оказывается, что сформировать хороший фундамент для этой науки не так уж и сложно на практике. Как уже говорилось раньше, ребенок с рождения использует сложный математический аппарат – статистику. Легко догадаться, что он быстро освоит корреляции, сравнения, измерения и т.д. Ребенок, который просит добавки, использует сравнение, малыш, подпевающий в песне, основывается на ритмических закономерностях.

С чего начать? С простого механического счета – один, два, три… Поначалу это набор слов, потом приходит понимание, что они обозначают общее количество «печенек» на тарелке, относительное положение среди других компонентов или измерений. С самого рождения малыша окружают цифры – 5 пальчиков, 2 глазика, 10 машинок, 4 ложки каши или 7 колечек хлопьев. Просто расскажите об этом малышу! «Давай застегнем пуговки на твоем комбинезоне – один, два, три», «у меня есть одна печенька и у тебя две – у нас двоих три печеньки»

Все слова про формы – это же основы геометрии! Вот перед малышом прямоугольная дверь, круглое окно, квадратная подушка с кружочками внутри. Легко развить пространственное мышление, добавляя к слову-форме характеристику – например, большой или выпуклый. Показано, что овладение пространственным мышлением укрепляет навыки решения проблем, является важным составляющим в освоении чтения. А если добавлять еще и слова-измерения! «вот это тяжелая коробка, мне ее не поднять» или «ух, какая длинная макаронина», «какую высокую башню ты построил, выше светильника», «поможешь испечь торт? Нужна мука, стакан, и сахар. Сахара нужно меньше муки, вот так». Казалось бы, простые фразы, но именно они помогают заложить кирпичики большого фундамента.

Важным навыком в жизни взрослых и детей является понимание закономерностей, что помогает прогнозировать. А для этого ребенку нужно стабильное окружение. Так ребенок запоминает, что после смены прогулки будет обед, а после тихий час, после ванны будут сказки и т. д. Знание закономерностей помогает справляться с ежедневными задачами. Ведь если ребенок знает, что произойдет дальше, он может сконцентрироваться на обучении.

Не менее важным в становлении ребенка становится и творчество. Ведь что такое творчество? Это склонность к изучению, к экспериментированию, воображению. В музыке ребенок, как уже было сказано, выявляет ритмические закономерности, но еще музыка поощряет к движению. Так улучшается моторика, развивается тело, тренируется слух, стимулируется образное мышление – укрепляются нейронные связи, отвечающие за абстрактное мышление, эмпатию… Рисование, лепка и другое изобразительное искусство так же развивает моторику, помогает выразить мысли и чувства, которые ребенку трудно вербализовать. А театральные постановки и актерство расширяют кругозор ребенка, обучают социальным навыкам, пробуждают более сложные формы мышления. В чем принципиальное отличие творчества от математики? В искусстве ребенок научается мыслить свободно, развивать свое независимое мышление – а это уже про совершенно другой уровень развития!

Как можно было понять, родительская речь играет ключевую роль в развитии мозга ребенка до 3 лет, Но также можно повлиять на определенные качества характера, например на самоконтроль. Чем более речь насыщенна, теплая, тем больше вероятность, что ребенок вырастет организованным. Это обусловлено тем, что даже неговорящий малыш уже обрабатывает поток звуков, а это развивает инфраструктуру для последовательной обработки информации и в свою очередь создает фундамент для планирования и осуществления реакций. Важно поощрять и поддерживать ребенка в его стараниях и начинаниях, логически обосновывать дисциплину и разъяснять правила, ведь тогда малыш больше обдумывает свое поведение и уже это снижает импульсивность. Так устроено, что дети впитывают родительский стиль воспитания и интегрируют его в свою внутреннюю речь, которая становится основой личного поведения. Поэтому лучший способ привить самоконтроль – показать это собственным примером. Ведь дети часто подражают нам, взрослым, так почему бы не использовать это! Так расстроенный или обеспокоенный родитель может рассказать ребенку о своем состоянии (важно это делать спокойным голосом, не спеша, ведь перед вами ребенок, а не терапевт) – и показать, как конструктивно можно справляться с какой-либо ситуацией.

Говоря про самоконтроль и речь можно выделить два типа обращений – директивный и в форме приглашения/предложения. Увы, директивные формы ограничивают восприятие информации ребенком, не включают сознание, а следовательно не способствует развитию самоконтроля (только помните, если ребенок выбегает на дорогу – тут самое место директивному «стой»). Альтернативой приказам является предложение. Так, объясняя ребенку причинно-следственные связи, предлагая ему самому подумать о конкретном действии, повышается уровень осознанности. Вместо «надевай сапоги» можно сказать «посмотри на улице дождливая погода. Лучше надеть сапожки и мы сможем вместе попрыгать по лужам, а ножкам будет тепло и сухо». Такие длинные речи не срабатывают сразу, они требуют последовательности и терпения.

И еще одним важным составляющим речи и воспитания является поощрение и порицание. Так, например, доказано, что если хвалить ребенка за действия, за его попытки решить проблему, ребенок с большой вероятностью вырастет настойчивым, не склонным сдаваться («смотри, как здорово у тебя получается», «ты так старательно рисуешь, я в восторге от красок на твоей картине»). А вот чтобы ребенок был более великодушен или добр – необходимо хвалить малыша как раз за черту характера, за личностные особенности («ты у меня такой помощник!» – приятным следствием из такой похвалы является то рвение, с каким ребенок начинает заниматься рутинными бытовыми делами). Если хвалить можно и нужно по-разному, то реагировать на недопустимое поведение можно только одним единственным образом – «ты сделал что-то плохо», то есть ругать можно только за поведение. Любое другое порицание вызывает в ребенке столь разрушительное чувство стыда, что может спровоцировать в дальнейшем проблемы с самооценкой и адекватным функционированием уже во взрослом состоянии.

Что ж, о детях и их воспитании можно говорить бесконечно. Здесь существуют разные подходы и разные понимания. И дело каждого родителя найти свой баланс, найти свой путь к сердцу и развитию ребенка. Удачи нам!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: