Проблемы системы «человек-общество»




Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка. Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. Принципы «нового гуманизма» и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию (2).

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

Причины возникновения глобальных проблем. Несомненно, процесс становления мировой истории обусловлен все более тесным взаимодействием разных народов и стран друг с другом, равно как общими ситуациями - проблемами, с которыми все они сталкиваются в реализации своих собственных целей.

Одни ученые возникновение этих общих ситуаций-проблем современной мировой истории видят в научно-техническом прогрессе, его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата техническая цивилизация, которую создали сами люди Именно техническая цивилизация, полагают они, формирует расточительный образ жизни человека, способствует его уверенности в безраздельном могуществе разума, позволяющего любую сказку сделать былью

Другие ученые причину возникновения современных глобальных проблем связывают с разрушительными свойствами самого человека, в частности с его природной агрессивностью, стремлением к безграничному потреблению, отсутствием общих целей развития.

Марксистские ученые в качестве основной причины появления глобальных проблем обычно называют частнособственнические общественные отношения, которые, по их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации общества, в результате чего и складывается противоречивое отношение людей к природе и друг другу.

Есть и такая точка зрения, которая связывает причину появления глобальных проблем в современной человеческой истории с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся думать и делать что-либо для других поколении, поскольку во многом не являются компетентными в отношении будущего. Многие из них живут только настоящим и для себя. По мнению сторонников этой точки зрения, постановка любой великой цели (решение глобальных проблем -- одна из. таких целей), может стать условием постоянно осуществляемой перманентной борьбы с указанными пороками современного человечества.

Все названные здесь причины, объясняющие появление глобальных проблем, конечно, могут быть признаны состоятельными, если они, как и сами эти проблемы, тоже будут рассмотрены во взаимосвязи и взаимообусловленности. Человечество, каждая его часть, прокладывает себе путь, стремясь успеть в следовании все ускоряющемуся ходу технологического прогресса в мире. Люди рассчитывают только на некий сиюминутный, определяемый своими возможностями результат, и мало заботятся о согласованных сегодняшних действиях в отношении будущего.

В самом широком значении природа - это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом понятий Вселенная, материя, мир. Общество, с позиций материалистической философии, является закономерным результатом на пути поступательного развития материи.

 

Социологи долгое время не могли определить место общества в системе материального мира. Они либо абсолютизировали факт единства природы и общества, либо непомерно раздували их качественное различие. Научный подход в определении взаимосвязи природы и общества предполагает учитывать как их единство, так и их различие. Общество - это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материальных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство. Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыслимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.

 

Понятие географической среды охватывает не всю бесконечную природу, а ту ее часть, с которой непосредственно или опосредованно соприкасается человек. Элементами географической среды являются: рельеф, климат, почва, природные богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения и т.д. Географическая среда необходима для жизни общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие. В XVI веке в связи с великими географическими открытиями и на их основе французский социолог Боден положил начало теории географического детерминизма, согласно которой влияние географической среды на общество является определяющим. Так, по мнению Монтескье, решающую роль в жизни людей играет такой природный фактор, как климат. Монтескье полагал, что нравственные принципы общества, государство и законодательство определяются климатом. В частности, жаркий климат, обуславливает ленность, малодушие людей и неизбежно приводит к возникновению рабства. Холодный климат, наоборот, придает уму и телу людей известную силу, делает их трудолюбивыми и отважными.

 

Географическая среда, конечно, не является решающим условием или причиной общественного развития, но заслуга теории географического детерминизма состоит в том, что она впервые поставила вопрос о влиянии географической среды на развитие общества. Географическая среда не может определять развитие общества и тем более политику государства, но она может ускорить или замедлить темпы развития стран и народов. По мере прогрессивного развития общества усиливается власть человека над природой. Однако вместе с расширением масштабов деятельности человека растет и опасность его неуправляемого воздействия на природную среду. В условиях научно-технического прогресса резко обострилась экологическая проблема, являющаяся одной из самых значительных, глобальных проблем современности.

 

Кроме географической среды необходимым условием существования и развития общества является народонаселение. Народонаселение - это совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий. Без наличия определенного минимума людей невозможны производство и общественная жизнь в целом. В XVII веке на основе теории трудовой стоимости возникла демографическая теория, согласно которой рост народонаселения является тем основным фактором, который лежит в основе исторического процесса и определяет физиономию общества на том или ином отрезке этого процесса. Эта теория впервые в социологии поставила вопрос о роли народных масс в истории. Исходя из того, что стоимость товаров определяется количеством труда, вложенного в их производство, делался вывод, что благосостояние общества будет тем выше, чем больше труда применяется в обществе. А поскольку материальным производством занимаются народные массы, то отсюда следовало, что народные массы, будучи создателями общественного богатства, являются подлинными двигателями истории. Чем выше рост народонаселения, чем выше его плотность, тем быстрее идет общество по пути прогресса. С этих позиций представители демографической теории подвергали резкой критике паразитизм “непроизводительных сословий“ - дворянства, аристократии и духовенства. Достаточно устранить “непроизводительные сословия“, утверждали они, и общество раз и навсегда излечится от всех социальных бед.

 

Однако очень скоро эта иллюзия буржуазных идеологов должна была уступить место жестокой действительности. Духовенство и аристократы были лишены своих привилегий, общественное богатство росло, но вместе с богатством росла и нищета его создателей. Буржуазное общество не только не излечило социальных язв, но к старым язвам прибавило новые, прежде всего, безработицу. В этих условиях демографическое направление начинает менять тональность. Если раньше быстрый рост народонаселения рассматривался как фактор, ускоряющий общественный прогресс, то теперь, напротив, в нем стали усматривать причину всех бед. Особенно ярко эти взгляды выразил английский священник и экономист XVIII века Томас Мальтус. В книге “Опыт о законе народонаселения“ Мальтус сформулировал “великий закон природы“, согласно которому народонаселение растет в геометрической прогрессии, в то время как общественное богатство - в арифметической. Это несоответствие и является, с точки зрения Мальтуса, объективной и, следовательно, неустранимой основой нищеты. Население, по Мальтусу, должно регулироваться посредством войн, эпидемий, ограничения браков и всеми другими способами.

 

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, утверждают, что ныне происходящий демографический взрыв не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы и что уже в ближайшие десятилетия на Земле возможны новые очаги голода. Они предлагают осмыслить ряд чрезвычайных мер по предотвращению “людского муравейника“ - от детоубийства и эфтаназии до применения “пилюль”, ограничивающих рождение девочек и производства по преимуществу мужского потомства.

 

Аргументация Мальтуса была подвергнута резкой критике еще в XIX веке. Н.Г.Чернышевский, в частности, уличил Мальтуса в передергивании фактов. Он показал, что оперируя статистикой Америки, Мальтус сознательно обошел тот факт, что народонаселение США увеличивалось быстрыми темпами не столько за счет рождаемости, сколько за счет эмиграции из других стран. Если бы рост народонаселения в самом деле определял темпы общественного развития, то в таком случае естественно было бы ожидать, что одинаковая плотность населения вызывала бы к жизни одинаковый тип общественной организации, более высокая плотность - более высокий тип. Но факты решительно противоречат этому. Законы народонаселения носят исторический характер, поскольку сами демографические процессы находятся под определяющим воздействием социально-экономических факторов. Рост народонаселения, его численность, плотность, размещение по территории - все это оказывает влияние на ход исторического развития, может ускорять или замедлять развитие общества, но причиной его развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

 

Проблема соотношения природы и общества оказалась в центре современных дискуссии в связи с обсуждением глобальных проблем современности. Сам термин “глобальный” ведет свое происхождение от латинского слова “глобус“, то есть Земля, земной шар. Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и будующее человечества. ГПС - это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, а следовательно, и каждого из нас. Если не будет найдено их решение, то человечеству угрожает гибель или серьезный регресс в условиях самой жизни. Решение ГПС возможно только совместными усилиями всех стран мира.

 

К числу основных глобальных проблем современности относят следующие:

 

1. Проблема войны и мира, т.е. задача предотвращения мировой термоядерной войны.

2. Экологическая проблема. Прежде всего, это предотвращение катастрофического за-грязнения окружающей среды, явления “парникового эффекта“, образования “озоновых дыр“ и т.д.

3. Ресурсная проблема (проблема продовольствия, промышленного сырья и источников энергии).

4. Проблема освоения мирового океана. В недрах морского дна запасы железа примерно одинаковы с запасами на суше, обнаружены огромные запасы нефти и газа, каменного угля и цветных металлов. Кроме того, мировой океан обладает огромным резервом для решения сырьевой и продовольственной проблем.

5. Проблема освоения космического пространства.

6. Проблема преодоления возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, устранение экономической отсталости, ликвидации голода, нищеты и неграмотности.

К числу глобальных проблем многие авторы относят также международный терроризм, распространение СПИДа, наркомании и алкоголизма, проблемы образования, культурного наследия, нравственных ценностей и т.д. Но, думается, что следует различать глобальные и универсальные проблемы. Универсальные проблемы - это общие проблемы для всех стран, но для их решения не требуется усилий всех стран планеты. Поэтому проблемы алкоголизма, образования, культуры и нравственных ценностей - это не глобальные, а универсальные проблемы.


 

Литература

Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., 1974.

Печчен А. Человеческие качества. М., 1980.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием. М., 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: