Российский Государственный Педагогический
Университет им. А. И. Герцена
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра олигофренопедагогики
Дипломная работа.
«Формирование временных представлений
У детей младшего школьного возраста
С выраженными нарушениями интеллекта»
Выполнила:
Студентка V курса, группы олиго-5
Грачева О. В.
Научный руководитель:
Бойков Д. И.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ГОД
Содержание.
Введение. Стр.3
Глава I. Проблема развития представлений о времени у детей с интеллектуальной недостаточностью в психолого-педагогической литературе.
§ 1. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков
младшими умственно отсталыми школьниками. Стр. 5
§ 2. Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста. Стр.8
§ 3.Особенности формирования временных представлений
у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью Стр.21
Глава II. Особенности развития представлений о времени у детей
младшего возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
§ 1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Стр.35
§ 2. Уровень сформированности временных представлений
(представлений о временах года), выявленный в ходе исследования
у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
интеллекта. Стр.
Глава III. Методика формирования временных представлений
у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
интеллекта.
§ 1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Стр.
§ 2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта. Стр.
Заключение. Стр.
Приложение. Стр.
Цитаты. Стр.
Литература. Стр.
ВВЕДЕНИЕ.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.
Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время (И. П. Павлов).
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие нормально развивающимися детьми. У детей с нарушением интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.
Дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления (С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф).
Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В специальной литературе этот вопрос освещен в малой степени.
Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и отсутствие методической разработанности определяет актуальность исследования.
Цель исследования состояла в разработке системы формирования временных представлений, а именно: представлений о временах года у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта. Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:
· Изучить проблему обучения детей элементарным математическим представлениям в психолого-педагогической и методической литературе
· Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта
· Разработать и апробировать систему формирования представлений о временах года у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования состояла в предположении: в процессе специально организованного обучения, возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями интеллекта временные представления (представления о временах года) и ориентировки, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации.
Объект исследования: процесс овладения детьми младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта временными представлениями, а именно: представлениями о временах года.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о временах года у младших школьников с выраженными нарушениями интеллекта.
Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта и разработана система формирования у детей младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью представления о временах года.
ГЛАВА 1. Проблема развития представлений о времени у детей с интеллектуальной недостаточностью в психолого - педагогической литературе