Кляксография мелкими каплями




Практическая работа.

Работа:Стручковой Виктории

182 группы, Коррекционная педагогика в начальном образовании

 

Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг. Использовать её можно для разных целей. Для создания художественных произведений.

Варианты кляксографии.

Инновационная техника «кляксография»

Само название говорит о том, что изображение получается от нанесения кляксы на середину листа. Можно хорошо смочить кисть в краске, капнуть на поверхность листа, а можно налить жидкую гуашь прямо из баночки. Повертеть листок, не торопясь, рассмотреть, на что похожа клякса, с чем ассоциируется изображение. Младший и средний дошкольный возраст характеризуются конкретным мышлением, поэтому педагог берет на себя функцию распознавания образа кляксы, где недостает очевидной детали – у неваляшки ручки, у кроны дерева – ствола. Предлагает нарисовать детям лучики у солнца, шляпки у грибов, хвостик у рыбки. Дети этого возраста большие непоседы и нечаянное движение с листом бумаги может расплескать краску и испачкать окружающих.

В целях безопасности следует нарисовать кляксы заранее и просушить, тогда дети могут брать листы бумаги с высохшими кляксами и вращать как угодно – на столе, в воздухе.

Можно видоизменять кляксу, слегка наклоняя в разные стороны так, чтобы краска растекалась, образовывая причудливые следы. Кляксы получаются более замысловатые, и привлекать следует не одного ребенка для создания образа, а несколько, так как чем больше идей, тем интереснее коллективный замысел. Значит можно создать коллективный рисунок из клякс.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с трубочкой.

Вариант кляксографии – раздувание трубочкой, под воздействием воздуха краска растекается на мелкие части. Необходимо убедиться в том, что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку. Надо обратить внимание детей на то, что не следует касаться трубочкой кляксы.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Детям можно предложить коллективную форму организации для создания коллажа. Целью применения этой технологии является развитие абстрактного мышления, используя разные темы: «Космический мир», «Подводное царство», «Сказочные деревья». Трудно предугадать, какое содержание детских рисунков может получиться.

 

Кляксография с ниточкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, краски, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

Тайны чернильных клякс

Во многих зарубежных странах есть музеи силуэтного искусства. Они привлекают множество людей. Там представлены черные изображения, вырезанные из бумаги. Но мало кто знает, что искусство силуэта имеет религиозные основы и коренится в древних культах расплывчатого черного пятна.

Силуэты появились в незапамятные времена. Первобытные люди пугались теней и видели в них силы зла. Так воз­ник черный силуэт, символизировавший тень. Изображая силуэты на стенах пе­щер, люди избавлялись от злых духов. Прошли тысячелетия, и это искусство приобрело аристократический лоск. Оно прошло весь путь эволюции художествен­ных стилей. Есть силуэты в стиле барокко, классицизма и эклектики, и среди них мы находим настоящие шедевры.

Огромную роль в истории силуэтно­го искусства сыграла обыкновенная чернильная клякса. Особый интерес к ней возник в эпоху романтизма. Поэ­ты-романтики, увлекавшиеся всем не­обычным, не только рисовали силуэты чернилами и вырезали изображения из черной бумаги, но и создавали рисунки из случайно попавших на бумагу капель чернил.

Развлечения за письменным столом

Такого рода изображения мы встречаем, например, у А.С. Пуш­кина. Как известно, великий поэт любил рисовать на полях своих ру­кописей и отдельных листах. Пуш­кин рос в среде, в которой силуэт­ному искусству придавали большое значение (такова была мода того времени), и черные абрисы были милы его сердцу. Любая клякса становилась для него источником нового графического образа: он превращал капли чернил то в коп­ну волос, то в абрис далекой горы, то в казацкую бурку. Пушкин не считал себя художником и позволял своему перу выводить на бумаге те образы, которые приходили на ум.

Романтики поэтизировали чернильные кляксы, искали в них скрытые смыслы. Они уже не боялись волшебства, а сами охотно придумывали сказки и легенды о том, что в капле чернил сидит черт, предлагающий продать душу или собст­венную тень. Поэтому клякса посажена не случайно, а по велению дьявола. Как бы аккуратно ни обращался пишущий со своими пером и чернильницей, «атаки черта » было не избежать. И чтобы изба­виться от его приставаний, необходимо было «нейтрализовать » кляксу - превра­тить в какое-нибудь изображение.

Так и возникла кляксография - искус­ство создавать изображения на основе чернильных пятен. Художники-кляксографы активно экспериментировали с чернильными пятнами. Очень часто они наносили на бумагу капли внабрызг, а за­тем складывали лист вдвое, так что еще не высохшая капля отпечатывалась и на другой половине. Получалось нечто, похо­жее на крылья бабочки (это был самый популярный в Европе мотив кляксогра­фических композиций). Эти произведе­ния искусства нередко окантовывали и украшали ими стены. Кляксографиче­ские работы украшали альбомы дам из аристократического общества

Поклонниками кляксографического искусства были Пушкин и Андерсен. А русский художник Федор Бернштам лю­бил развлекать детей, создавая смеш­ные картинки из чернильных пятен и цветных клякс.

От небрежности - к живописности

В XX веке клякса стала символом не­аккуратности и небрежности. Юмористы высмеивали грязные тетради на страни­цах детских журналов, а карикатуристы рисовали толпы клякс с ножками и гла­зами, которые совершали атаки на уче­нические тетради. Детские поэты часто упоминали кляксы в стихах о школе.

В эпоху «красочности » скромные пятна туши и чернил были почти забыты. Но в 1960-е годы про них вспомнили. И бла­годаря художникам кляксы стали цветны­ми. Акварель не давала такого количест­ва брызг, как чернила, посему художники создавали эти брызги искусственно. Эта манера очень полюбилась детям.

И клякса, и пятно могут показаться скуч­ными. Ведь цветных книг выпускается все больше. Однако разве многоцветье и яр­кость - главное? Ведь неприглядные, на первый взгляд, чернильные пятна всегда завораживали людей своей таинственно­стью и магией, будоражили фантазию и уводили в мир снов и сказок.

В 1964 году в Польше вышла почто­вая марка с изображением смеющейся кошки, эскиз которой создал художник Януш Грабяньский.

В основе изо­бражения лежит огромная серая рас­плывшаяся клякса. Художник так удачно превратил ее в кошку, что впечатление было очень сильным.

Эта почтовая миниатюра получила ог­ромную популярность во многих странах мира. Получалось, что кляксография при­шла и в почтовый дизайн. Но Грабяньский пошел дальше и стал активно иллюстри­ровать книги. Его многоцветные компо­зиции состояли из красочных пятен, нане­сенных внабрызг. Эти книги полюбились читателям во многих странах мира.

Приёмы кляксографии

Кляксография обычная: в ее основе – прием монотипии (отпечаток).

Кляксография с трубочкой (метод растекания).

Кляксография с нитью

Кляксография мелкими каплями

Закапать краской мелкими капельками лист бумаги. Найти в полученном хаотичном расположении мелких клякс какие-то образы и дорисовать их, соединяя капельки карандашом, фломастером или ручкой.

Кляксография комбинированная (в одном рисунке используется две или несколько техник кляксограм).

Инструменты и техника выполнения. Мастер – класс

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

· художественную кисть или зубная щетка;

· краски, в этом виде искусства применяют только жидкую акварель;

· картон или лист белой бумаги;

· ёмкость для воды;

· трубочки;

· нить.

Используем метод монотипия. Приготовим краски - добавим по несколько капель воды в каждый цвет акварели. Лист бумаги свернем пополам и развернем. На одну сторону ближе к середине капнем несколько жирных капель - клякс. Можно использовать краску разного цвета.

Затем сложим по линии сгиба лист пополам и ладошкой проведем несколько раз вверх, вниз, чтобы краска растеклась по листу. Осторожно развернем лист. Мы видим причудливое пятно.

Подумаем, на что это похоже? Пофантазируем. «Оживляем » кляксы - превращаем их в живые существа или предметы. Внимательно рассматриваем кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Можно подрисовать карандашом какие-то детали.

Кляксография капельным методом

Кляксография с нитью – прижать вторым листом окрашенную нить и вытянуть её

Добавим штрихи и получим готовые рисунки

Кляксография с трубочкой (метод растекания)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: