Педагогические системы общественного дошкольного воспитания за рубежом (Ф.Фребель, М.Монтессори, Р.Штейнер).




Тема 1.3. Зарубежный опыт в работе дошкольного образовательного учреждения.

План

1. Педагогические системы общественного дошкольного воспитания за рубежом (Ф.Фребель, М.Монтессори, Р.Штейнер).

2. Дошкольное образование в разных странах на современном этапе.

Литература

1.Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. с.15

 

Педагогические системы общественного дошкольного воспитания за рубежом (Ф.Фребель, М.Монтессори, Р.Штейнер).

Фридрих Фребель - немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания (родился в 1782 г. в Тюрингии). 1840г. ознаменован в истории педагогики тем, что Фребель дал своему дошкольному заведению (год открытия – 1837-й) в г.Бланкетбурге название детский сад. Однако, новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф.Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф.Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них.

Ф. Фребель разработал детальную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п. В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока.

В первом блоке даны представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента: 1) чувства; 2) познавательная и практическая деятельность с предметами; 3) язык; 4) математика. (Дальше их описания Фребель не пошел и их взаимосвязи не показал.)

Во втором блоке Фребель характеризует этапы, цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

- первый (исходный) — связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления;

- второй (младенчество) — действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельные предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя;

- третий (детство) — ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение: взрослый знакомит детей с названиями предметов, явлений, показывает разные отношения между предметами, явлениями и действиями, учит проводить линии и зарисовывать, считать в пределах десяти и многое другое;

- четвертый (отрочество) — поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»).

Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой — развитие органов чувств, движений, речи путем игр и систематических упражнений. Предлагаемые автором «дары» сопровождались разнообразными стихами, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» до детей. Например, при знакомстве с кубом действие с ним сопровождается словесным описанием: «Плоскость видел ты одну, пять других рукой я жму» (при этом воспитатель прикрывает все грани, кроме одной, рукой).

Первый «дар» (для детей с шести месяцев). Ящик с шестью шариками (красный, голубой, желтый, лиловый, зеленый, оранжевый), с цветными шнурами и качалкой.

Цель - знакомство ребенка с движением и направлением движений (вниз, вправо, вперед и т.д.), с цветом.

Второй «дар». Ящик с шаром, цилиндром и двумя кубами одинакового размера. Этот «дар» предлагается давать детям, начиная со второго года жизни. Цель — знакомство с тремя основными формами в процессе игры.

Третий «дар». Ящик, в котором находится деревянный куб, разделенный на восемь кубиков. Его предлагается давать на третьем году жизни, стремясь удовлетворить желание детей этого возраста узнать, как сделаны вещи, что находится внутри.

Четвертый «дар» (для детей от трех до семи лет). Кубический ящик с восемью кубиками или кирпичиками. По своему употреблению похож на третий «дар» и составляет как бы его естественное продолжение.

Пятый «дар». Куб, разделенный на 27 кубиков, из которых три (каждый) разделены на два и три — на четыре трехгранные призмы. Это продолжение третьего и четвертого «даров». Вводится новый элемент — форма с треугольной плоскостью.

Шестой «дар». Куб, состоящий из 27 плиток или кирпичиков, из них три разделены вдоль пополам, а шесть — поперек пополам. По сути дела, шестой «дар» — это усложненное продолжение предыдущего.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже дети с проблемами приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, даже превосходили в развитии других ровесников.

Сейчас эта педагогическая система – одна популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России.

Самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану в подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Заповеди Марии Монтессори:

1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится.

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Свобода и дисциплина – это две стороны одной медали. Мария Монтессори считала, что детям можно все, что не нанесёт вреда окружающим. В остальном ребенок может сам решать, чем, сколько времени и с кем он будет заниматься. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно становиться независимым от взрослых.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Основные правила пользования Монтессори-материалами:

· Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

· Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

· Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

· На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

· При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

· Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

· Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

· Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

Эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

Недостатки системы М. Монтессори:

· Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

· В системе нет ролевых и подвижных игр.

· После системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Рудольф Штайнер является основателем вальдорфской педагогики. Ее главная цель - это развитие человека и его способностей. Эта педагогика представляет собой систему "детский сад - школа". В вальдорфских детских садах царит атмосфера приветливости, спокойствия, доброжелательности, там нет нецензурных слов и толкотни. Помещения обязательно отделаны природными материалами, а стены покрашены в цвета, которые подходят для возраста детей.

Воспитатели в таких детских садах избегают нагрузки на память, считая, что всему свое время и до семи лет идет физическое развитие ребенка и его творчества. При этом, все показывается на примере воспитателей. Ребенок до школы остается в сказочном мире: там участвуют в различных театрализованных праздниках, драматических и кукольных спектаклях. Также обучаются лепке, обработке камня, резьбе по дереву, вышиванию и, причем, имеют дело именно с природными материалами (шерстью, деревом, глиной).

Принципы методики:

- близость к природе максимальная (огород, ферма) и удаление от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера);

- широкий подход к изучению окружающей среды;

- большое внимание оказывается к трудовым и эстетическим дисциплинам (лепка, музыка, ткачество, рисование, вязание) и меньшее внимание традиционных предметов (математика, чтение со второго класса);

- отсутствие оценок, принуждения, эталонов правильности;

- уважение индивидуальности ребенка и его к личности;

- принцип обучения - это подражание. Мама занимается своими домашними делами или творчеством и показывает пример своими действиями, а дети повторять за ней ее действия;

- интерьер только природный. Не признаются никакие искусственные материалы. Игрушки и мебель только натуральные.

В течение дня детей знакомят с информацией:

1. творческая и трудовая, (шитье, вязание, лепка и т.д.);

2. душевная (музыка, ритмика);

3. духовная, развивающая мышление.

Причем группы в садах разновозрастные, но маленькие дети учатся бытовым навыкам у старших детей, а старшие при этом развивают ответственность, когда присматривают за младшими.

Дети сами организовывают досуг, а взрослые только показывают в каком направлении двигаться. Игрушки самодельные, так как их цель – это развивать фантазию ребенка.

Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

1. если выполнение желания ребенка может причинять вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2. если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3. если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

В группах сада много поют, рассказывают сказки, учат стихи наизусть, а также показывают кукольные представления, причем самые разнообразные праздники - это обязательная часть обучения. Очень красиво и пышно празднуют дни рождения детей, много праздников, которые связаны с природой (например, праздник урожая) или мистические (например, праздник фонариков). Обязательный концерт по окончанию года.

Недостатки системы:

- В детском саду полностью отсутствуют занятия по чтению, счету;

- Не приветствуются занятия в других кружках и секциях;

- Большая зависимость успеха обучения от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта.

Результатом применения системы Штейнера должная стать личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребенок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации, дисциплинированный и ответственный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: