Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.
Рис. 4
Правовые формы – отражается связь государства и права, обязанность государства при выполнении своих функций действовать на основе права и в рамках закона | Неправовые формы – организационно-подготовительная работа в процессе осуществления функций государства. Не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия |
Правотворческая деятельность – подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна | Организационно-регламентирующая – текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства – подготовка проектов документов, организация выборов, планирование, координация действий, контроль |
Правоисполнительная деятельность – зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных), возглавляемых правительством страны. | Организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа: связана с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием и т.д. |
Правоохранительная деятельность – Правоохранительная деятельность – властная, оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности | Организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связана с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению |
Договорная форма – используется в государствах с развитой рыночной экономикой, с децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами | |
Рис. 5 Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции | |
Убеждение | Значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через позитивные юридические средства (субъективные права, законные интересы, льготы) |
Принуждение | Значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового воздействия (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение осуществляется через такие юридические средства как меры пресечения, приостановления, наказания |
Рекомендации | Значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства |
Поощрение | Значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность |
Классификация функций государства
Рис. 6
Внутренние функции | Основные направления деятельности государства внутри страны 1) экономические (стратегическое управление экономикой страны) 2) политические (данные функции осуществляет политическая (государственная) власть (законодательная, исполнительная, судебная) 3) социальные (обеспечение социальной защищенности личности: здравоохранение, просвещение, строительство жилья, культурный отдых, работа транспорта) 4) функции финансового контроля (учет государством доходов, бюджет и пр.) 5) функции охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений) природоохранительная функция – охрана памятников природы (заповедников); охрана экологии – особенно в последнее время актуальная функция (загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромного запаса смертоносного оружия |
Внешние функции | Основные направления деятельности государства на международной арене 1) взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных отношений, сочетающих интересы данного государства с общими интересами всех государств) - в межгосударственном экономическом сотрудничестве – обмен новейшими технологиями, развитие кредитно-финансовых связей и пр. (ООН) - в политической области – решение вопросов войны и мира. Такая международная организация как ЕС имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные, судебные органы. По политическим вопросам занимается Совет безопасности - культурное, научно-техническое сотрудничество – вопросы образования, науки, культуры (ЮНЕСКО, Международный союз архитекторов, Гринпис и пр.) 2) Оборона страны от нападения извне - укрепление оборонной мощи страны (экономика обеспечивает высокий уровень военной промышленности, создание запасов стратегического сырья, продовольствия и пр.) - повседневное совершенствование вооруженных сил, повышение их боеспособности и боеготовности - охрана государственных границ - организация гражданской обороны (эвакуация жителей) - военное обучение запаса вооруженных сил (резервов) |
Регулятивная функция | Обеспечение четкой организации общественных отношений, связана с положительными явлениями общественной жизни, возникающих в разных сферах общественных отношений (правоотношения) – общественные отношения возникающие в процессе применения норм права. - семейные - финансовые - имущественные - трудовые - уголовные - административные - процессуальные и пр. |
Охранительная функция | Нацелена на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Выражается: - в установлении системы запретов на совершение противоправных деяний (КоАП, УК, ГК) - и применении юридических санкций за совершение указанных деяний (штраф, исправительные работы, запрет занимать определенную должность, арест, тюремное заключение и пр.) |
Классификаций функций государства множество.
Некоторые высказывают идеи о том, что указанные выше функции не характерны для государства, поскольку в их решении заинтересованно все общество. Соответственно для государства характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности – осуществления государственной власти. В таком случае государство имеет только 3 основных функции – законодательную, исполнительную, судебную.
Представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной группе. При таком подходе выделяют 4 функции: экономическая, политическая, социальная и идеологическая.
Также многие юристы-правоведы считают деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны во многом зависит от внешних условий и внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования как Европейское Сотрудничество, СНГ и пр. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую просто невозможно.