Для заказа доставки работы




Введение................................................................................................ 3

Глава I. Теорешческос обоснование модели формировании

профессиональной коммуникашвной komhcichihocih спсциалис1а в nyie кулыуры и искусен}

1.1. Коммуникашвная компсюшносм,: еесущноаь и

содержание.............................................................................................. 25

1.2. Опиши ия рашпия риюрики и эшкеш в кошекс1е современною
образования............................................................................................. 59

1.3. Обоснование модели итерированною изучения риюрики и эшкеш в
вузах кулыуры и искусе i в.......................................................................... 97

Глава 2. Реализации модели коммуникашвной компост пост у сгудентв в учебном процессе вузов кулыуры и искуест

2.1. Реализация меюдики нрофаммно-целевого подхода кишефированному обучению С1удешов вузов кулыуры и искуест.................................. 118

2.2. Меюдика формирования коммуникашвных навыков (мудетои в среде вузов кул ь i уры и искусе in....................................................................................... 133

2.3. Технологи формирования профессиональных коммуникашвных
навыков................................................................................................ 1 62

Заключение............................................................................................ 180

Список ли I ера гуры................................................................................ 188

Приложении.......................................................................................... 214

ВВЕДЕНИЕ

Актуальное ib юмы исследовании обусловлена социально-экономическими, социсжулыурпыми и психоло! о-педа! огическими фак юрами общее i вешки о развишя. Все объекшвпые процессы формирования социально-кулыурною upociрапсiва немыслимы бе* учасшя кадровою ресурса сферы кулыуры и искусе та. Лксиомашчиым ciajio популярное выражение «кадры peinaioi все». Hei смысла оспаривать данный nociyjiar, поскольку в реальной динамике социально-кулыурною раши!ия общеепт)ю правомерно.

Широкий диапазон информационною прос транс иш, причаспюсп, населения к решению проблем в различных обласгях социальной дся1слыюс1и предъявляют повышенные фсбования к уровню профессионалиша специалист сферы Kyjrbiypbi. Он призван не только сощавап» общее! венные духовно-ишеллекгуальпые продую ы, по и Bbieiyimib носи (ел ем и фан ел я юром кулыурных ценное гей, формируя их па личное шом и общее г венном уровнях ну юм реализации поюнциала профессиональной komiiciciiiiiocih, коммуиикажвпых механизмов влияния па каждою измноючислепных предеjaim iелей аудиюрии.

Жим1едея1елыюс1ь общества немыслима без общения анмавляющих ею индивидов, личноеiей, ipyini, и ее качесию, результа! определяются кулыурой, уровнями и спек i ром складывающихся о i ношений. Формирование коммун и кашвиых навыков каждого субъек!а общества имеет сущеешепиое шачение и с ючки зрения социалыю-кульгурпой самореализации, дос1ижепия определенного социальною ciaiyca, определяющих 1акже профессиональную компекчщшо специалист.

Профессиональная подютвка выпускника вуза кулыуры, освоившею обракншельную ирофамму высшею учебною заведения1, предпола[ае1 шкже достжепие им необходимых коммуникашвных уровней. К сисциалис1у вузов кулыуры предъявляют особые фсбования в сфере

коммуникации, как профессионалу, рабошющсму среди населения, а значи!, владеющему педа1 oi ичсскими, психолш ическими, социоло! ическими, кулыуроло1 ическими шапиями, меюдиками, icxiiojioi иями, коюрыс С1аповя1ся и ею руках средспюм изменения социшм.по-кулыурмой среды.

Мпоюленшй oiii.li рабоп.1 со сгудешами вутв культуры и слупшелями системы дополниicjibiioiо профессиональною обраювапия дае! авюру основания ум.ерждап., чю уровень их коммуиикашвнои KOMiieicJiniociH как профессионалов еще далек or качественною сосюяния. Данный фак1 подшерждаегся и харак]ерис1икой общею невысокою духовно-правешенною фона, нрису1С1вую1цего в коммуникажвном проявлении каждою фажданина. Эю сопряжено с определенными причинами: oicyicnweM общей национальной идеи, коюрая смогла бы подчиним» себе целевые, нраве н.снпыс, идейные усфемлеиия российскою общее иш; Офицагельиым влиянием нижосориюй челе- и кинопродукции, пропагандирующей насилие, бездуховное и>, прими i иви'ш oi ношений, мыслей, чувеп}; недосшочным чит1ельским уровнем, что обусловлено снижением ишереса как к самому тению, 1ак и к книге в целом; бедиосм.ю словарного запаса, неумением полноценно выразип> мысль, подобран. необходимые слова; orcyiciBHCM в процессе обучения дсчей, подросшов, молодежи специальных дисциплин, ориентированных па развише ло1ическою мышления, речи, oiciaJiocibio дидакшческих меюдик с применением коммуникашвных приемов и тк далее. Мее Э1и причины даюг общий ре.улыаг - низкую коммуникашвную кулыуру ученика, специалист, полшика, бизнесмена.

В насюящее время проблема профессиональной коммуникаывиой KOMneieninociH сгудснюв вузов кулыуры, в чаемюеш речевой ее сосшиляющей, ciohi более осфо, чем в предыдущие юды. Эго связано со снижением в последнее время качеемзепною уровня преподавания гуманшарных дисциплин в общеобраюва1елыюй школе, чю сказывайся на

' col iaciuiuainapra\i выспит професситштшо обра1онлшя

5 под1 оiовке абиiуриенiов к обучению в вузе, с hi норированием на про1яжении деся]ков Jiei в учебных планах дисциплины «Риторика»; oicyiciBHCM ин1срак|ивпых к'хнологий в обучающем процессе, развивающих речевые способноеiи, ло1ичсское мышление, формирующих словарный банк". Такова общая проблема, фебующая немедленною решения ее па юеударс1 венном и местом уровнях.

Включение России в жизнедея1елыюсп> мирового сообщеста, ИИ1СНСИ1ШЫС коммуникашвиые свяш cnoco6ciByioi появлению вес большей восфебованносш в шорешческих знаниях и пракшческих навыках общения, правил поведения, искусе та ведения nepei опоров, чго тчас1ую являйся i аратом доаижения успеха в иолишке, юриспруденции, экономике, кулыуре, семейных и неформальных отошениях. Особое значение в этой связи приобреше; полноценное, содержа гельное наполнение каждым членом общее та досуювою времени, котрос ciaiioimica факюром военшания, социализации, повышения кулыурною уровня, ассимиляции членов современного общеста. Возрождение ишереса к вопросам речевою и r)ihkciною поведения в демокрашческой современной России очень своевременно и иде! параллельно с рашшием рыночных 01 ношений и укреплением позиций нашей с iраны па международной арене. Кошакш с предаави! елями западною бизнеса, учасше наших специалисюв в международных научных конференциях, симпозиумах, семинарах, рашише кулыурных связей с зарубежными С1ранами, возможносш свободною выезда за рубеж для рабош и 01дыха, - все эю предъявляем повышенные фебования к уровню владения коммуникативной кулыурой, эшкешыми формами поведения, в юм числе и будущих специалисюв кулыурпой сферы.

OiBeiciBenHocib за наполнение и качеспю содержания досу1а, развшие социалыю-кулыуриой сферы, ложшея па специалист, организующею

" С'имакоил I С \l(M()infcd(>o)4(.tin»pMiopiihCBinMiiainn 'amoptrp лис каш нет iiqjk/I С Симамта - ]>я!Ш., 1499

полноценное времяпрепровождение. Реализацию социально значимых целей, качеспзо профаммною воспитания обеспечиваю! менеджер, шоу-мен, певец, laimop, продюсер, режиссер и дру!ис профессионально подюювлеиные кадры. Их профессиональное образование осущеавляю! вузы кулыуры и искусе IB, которые формирую! концепцию подюювки будущего специалиста и реализую! ее модель в cooibcicibhh с «ребованиями государе тонною стандарт высшею профессиональною образования. По насколько пцаюльпо разработаны требования данною документ, насколько продуманной являе1ся полишка вуза в формировании профессиональной компетентности будущего специалист, насколько подготвленным он выйдет из cien вуза- забот каждою учебною заведения. В данной сшуации вуз вынужден восполниib пробелы в воспитпии, допущенные ранее в семье и школе.

Нр01шюречия между фебованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности специалист кулыуры, и их реализацией в и рак i икс профессиональной подюювки, между вошожпоаями вузовской подюювки в процессе обучения риюрике и этикету и неразработппосшо общепедаютической, меюдической обеспеченное i и ною процесса и обуславливали ак1уалыюс1ь исследования.

Исследование посвящено проблеме формирования коммупика1ивпой KOMiieieiiinociH у С1уденюв вузов кулыуры и искусав посредспюм внедрения инновационной меюдики комплексною, итерированною обучения риюрике и этиксму.

Cieiiein» разраб(ианн()С1и проблемы.

11роблема развишя коммуникативных способноеюй издревле была предмеюм изучения предаавшелей различных наук - философов, социолоюв, недаююв, психолоюв, кулыуролоюв, дефекта логон, лишвисюви дру1их.

Изначально исючниковой базой данною исследования явилось изучение юоретических подходов фундаментальных 1"уманитрпых наук в опюшеиии

7 явления коммуникации, как основы для анализа современных реалий, ра*рабо!ки ав юрской концепции формирования коммуникашвной KOMneicniHociH специалиста сферы кулыуры,

В исследовании мы опирались на идеи и концепции, предетвленпые в 1 рудах философов, изучавших вопросы коммуникации. Среди них Лрисююль, Плаюн, Ф.В. Шеллишср и другие, коюрыс сводили понимание общения к обмену мыслями и эмоциональными переживаниями, а само обгцепие факювали лишь как личные взаимоо!ношения индивидов. Немецкие философы (Г.В. Гсюль, И. Каш) рассматривали человеческое общение уже в каююриях субъскгно-объекиюй связи в виде одионаправленпо] о процесса,

IB философском acneKLc коммуникация рассмафиваеюя ирименшелыю кмировоиренческим позициям в формировании общественной личпос1и, ею деяюлышешой сущносш (Бердяевым П.Л., Ьашщевым Г.С., Буевой JI.II., KaianoM M.C., Коном И.С. и дру! ими).

И{учепие кулыуролслических pa6oi (Лроиова Л.Л,, Лрнольдова Л.И., Нрасова К.С., Кармина Л., Кондакова И.В., Орловой Э.Л., Разумною В.Л., Флиера А. Я. и дру i их) позволило вы я вин. и проанализирован^ современное сосюяние кулыурпых процессов в общесше и их особенности. В исследовании пас ишересовал acneKi кулыуры через коммуникашвную К0мпе1снцию (Дмшриев Г.Д., Нрасов 1э.С, Крылова II.Б., Мамонтов СМ.). Общие проблемы кулыуры общения рассмафивались Вологвичем Л.Л., Волковой И.Л., Кун>мииым 1:.С, Мухамепяновой Г.В.

Разные ючки зрения па содержание и объем поияшйного amiapaia риюрики апалишровались в фудах Ломоносова М.В., Мер*лякова А.Ф., Кошапскою П.Ф., Зелепецкого К.П., Рождес! венскою 10.В., Граудипой Л.К., Аннушкипа В.И,

В психолсм ических научных трудах особое внимание удсляс!ся природе и сущносш общения и коммуникашвпых способное!ей человека (Бодалсва

Л.Л., Кап-Калика В.Л., Леошьена Л.Л., Ломова Б.Ф., Выкмскою Л.С., Мальковской Т.П., РубинппсйиаС.Л. и дру1их).

Вопросы психолою-педакм ической подюювки к общению офажены и i рудах Азарова IO.I1., Доброиича Л.В., Кучьминой II.В., Мудрика Л.В., Пефоиской Л.Л., Нарьпииа Б.Д. и дру1их. Проблемы под10юики людей к ошимальному общению рассма1риваю1ся и рабошх и шестых зарубежных педаююв и пеихолоюв - Берна Э., Джеймса М., Карнсги Д., Спока Б., Фромма В., Фрапкла В., Фене С. и прочих.

Присыпая к paccMOipennio обошаченпой проблемы, авюр обращалась, прежде всею, к исследованиям по психологии общения авюрои Бодалева Л.Л., Зимней И.Л., Леошьена АА, Ломова Б.В.

Педаютчсекий ракурс коммуникашвпой природы широко представлен в (рудах: Балдыиюка Ю.И., Бушелевой Б.В., Грехнеиа B.C., 'Герехиной Л.Л. -о кулыурс педаю1 ическо1 о общения; Кулioi кипа 10.1 1., Маркова А.К., Орлова Л.Б., 11ос1алюка П.10. - об особспнос1ях недаюжческою общения; Горшковой В.В., Курганова С.Ю., Прониной 1г.1:. - о диадою и mohojioic и общении; Гуревича Л.М., Климова И.А., Шелиховой П.И. - об индивидуальном с i иле педаго! ической дея1слыгос i и; Абульхаповой-Слаиской К.А., Андреевой Г.М., Аникеевой П.П., Бодалева А.А. - о псдаю1ических проблемах межличносшою общения; Ладыженской ТА, Фор.чанонекой П.И. -о кулыуре речевою общения и 1ак далее.

С ючки 'фения рашшия личпосш С1удеша в педаюжческом процессе опора делалась на положения концепций саморазвшия (Мошеесори М.), развивающею обучения (Алышуллера Г.С., Аванова И.П., Волкова И.П., Давыдова Э.Э., Казаковой А.Г., Селевко Г.К., Эльконипа Д.Б., Якиманской И.С. и дру!их), 01делы1ых положений Вальдорфской педаю1ики (ППейнера Р.), педаю1ики среды (Шапкою СТ.) и органи'шциоипо-недакиических среде 1 и (Моисеевой Л.Г., Кошмапа СП., Кавокина СП.). Ишерее преде [авляла харак1срисгика коммупика шиною поведения личности, сфук1урпыс компонешы процесса общения и социально формирующие

9 вснможпосш общения, пуш их реализации в сфере свободною времени, сформулированные Орелыюным 10.Л.

Различные с троны подтювки кадров социалыю-кулы урной сферы освещены в рабошх Баклановой U.K., Наклаповой Т.И., Васильевой Т.Г., Майера Л.Л., Миропчик В.И., Новиковой JI.C, Садовской B.C., Серовой З.И. и друшх. Вопросы рашшия коммуникашвиых способности специалисюв сферы кулыуры, а 1акже роли профилированных дисциплин в процессе обучения рафабашвались Асшювич К.Г., Жарковой Л.С, Клюевым В.К., Пефыкипой C.1L, Сусловой И.М., Чукаевой A.M., ХрисшдисТ.В.

Особое месю занимаю! исследования, посвященные формированию и совершенс!новацию коммуникашвиых способности у смудепюв социалыю-кулыурной сферы в процессе подюювки в вузах кулыуры - Арефиной 11.10., Нсспгалиевой A.M., Спириной ILM. и дру| их.

Культура общения как компонент профессиональной кулыуры специалиста началась Крыловой П.Н., проблемы коммуникашвиых умений - Мудриком В.А., Ьодалсвым В.A., JIhhmcicom Х.И. и дру| ими.

Проблеме формирования и развшия коммуникашвной KOMiieieninociH у (мудешои педаю1ических вуюв посвящены исследования Кабаковой 1;.С, Кашницкою В.И., Прохоровой Н.В. и прочих. Исследованию коммуникашвной компечеппюсш посвящены раб()1ы Емельянова 10.П., Цветовой Л.А., Турчаниновой 10.11. и дру]их. Проблема формирования профессиональных коммупикашвно-речевых умений рассмафивае1ся в сиаеме педатгических (Кан-Каликом В.А., Слаасниным В.А.) и психоло! ических (Ананьевым 1>.Г., Выкнским Л.С, Гальпериным П.Я.) концепций нолапнот формирования уме i венных дейепшй в общении.

Су[цес1веппое значение в рамках коммуника1ИВ!ЮЙ комне1енции имее1 направление формирования и развишя иноязычной культуры общения у С1удснюв, котрое нами прослежено в рабошх Алилуйко li.A., Жумаевой Л.А., Искаидеровой О.Ю., Харисовой ГУ.

К)

Соверпюпс i новацию кулыуры деловою общения посвящены исследования Наукипой С.Л., Ивановой В.И., Лажова М.С., Киуру К.В., Лимоновой М.А., Мопжиевской В.В., Муювкипой О.М. и дру1их.

Супники? риюрики как среде та формирования коммуникашвной KOMiieicHiiiociH выявлена в pa6oiax Михальской Л.К., Ладыженской Т.А., Львова М.Р., Кох i сна П.П., Коровиной В.Я., Купиной И.А., Матвеевой Т.В., CiepuHiia И.А.

Проблема развшия коммуиикашвпых и риюричееких способное!ей у аудеиюв в процессе профессиональной подгоювки разрабошпа в исследованиях Горобец Л.И,, Липаювой 13.Ю., Мазур Т.В., Павицкой З.И., Соловьевой М.В., Слухай Т.А., Усмановой Л.Р., П[вайко А.П., Щербова А.Д. и дру1 их.

Проблемы -)1ике1а освещены в pa6oiax Т.Н. Холоповой, М.М. Лебедевой, И.Алехиной, А.П. Липшиа, Ф.А. Кушпа, О.Я. Соловьева, В.В. Кобзевой, О.А. Аб*аловой и дру1 их.

Пами изучены 01дельпые рабош по 1сории риюрики, методике ее обучения (Андреева В.И., Апнушкина В.И., Граудииой Л.1С, Гридипой Т.А., Зарецкой li.II., Ивановой С.Ф., Инполиювой П.А., Иссерс О.С, Павловой П.Д., Романовой IUI., Пахарь А.В., Рождеегвенскою 10.В., Шамьеиовой Г.Р.). Проблемам обучения риюрике в общеобразоваюльных учебных заведениях посвящены диссершциоппые исследования Грудцыпой П.Г., Соколовой М.Г. и друшх,

Обоснование ак1уалыюс1и юмы ношолило сформулирован» объект исследования - профессиональное образование пудентов вузов кулыуры и искусе! в.

Предметы исследования определен процесс итерированною обучения «риюрике» и «ликс1у» будущих спепиалиств сферы кулыуры и искусен* как сфуюурпой сос1авляющей формирования профессиональной комму пика шиной komiiciciiimocih.

Цели, исследования: 1сорсшческое обоснование, разрабо1ка и эксперимешалыюе апробирование модели ишефированпою обучения риюрике и 'зiиксiу по формированию коммупикашвиой компаепшосш у аудешов вутв кулыуры и искусав,

В eooiBeiciBHH с целью сформулированы следующие основные задачи исследовании:

1. выявление сушиоаных xapaKiepHciHK процесса формирования коммупикашвиой komiicicii iiiocih сгудетов с у юч пением основных попяшйиых каююрий изучаемой проблемы;

2. выявление рациональных меюдоло1Ических компопепюв ишефированпою обучения риюрике и гз i и кс i у в сооиинепши с современными фебованиями к профессиональной деяюлышаи будущих специалисюв сферы кулыуры с опорой па фадиции классических риюрических icopira и эшкешых школ прошло!о;

3. разрабоиса модели ишефированпою обучения риюрике и эшкау с целью формирования профессиональной коммупикашвиой komiicicii 1 носiи у аудешов вузов кулыуры и искусе 1в, определение ошимальиых условий, уровней, кршериев досшжепия гк|)фек1ивнос1И данною процесса;

4. разрабо1ка авюрских меюдов совершена вовапия речевой и тшкешой KOMiieienmociH аудешов вузов культуры и искусав (риюрические ифы, феииш и, коммупикашвно-импровизационные задания и упражнения, специальные задания па сияше эмоциональною напряжения при помощи речи, коммуиикашвные профессиональные сшуации, ассоциашвные упражнения и дру1 ис);

5. разрабо1ка и внедрение 'жеперимешалыюй ав юрской нрофаммы "Риюрика + мика" и дру!их методических маюриалов, формулирование меюдических рекомендаций по июгам проведения исследования;

12 6. 'жеперимешальная проверка эффекшвпоаи авюрской модели ип1С1рированпо1о обучения, апробация основных компоненюв коммуникацию направленной профаммы курса: струк!уры, содержания, принципов обучения сгуденю» в вуie кулыуры и искусен^ но формированию их профессиональной коммуникативной KOMiieieniHoein. Гиншеш исследования cociohi в предположении о юм, чю формирование и совершеиспшиапие профессиональной коммуиикашвной KOMiieienniociH у С1удспю»буде1 наиболее г)ффекшвным при условии:

основополагающей роли полидисциплинарпою подхода к обучению аудешов в вузах кулыуры и искусен*;

итерации коммуникашвпо направленных предмеюв, в часпюаи, риюрики и -миксча;

усилс!шя влияния педаю1ическч)1о во действия в процессе обучения с помощью реали шции инновационных профамм;

адашации меюдоложчееких компонешов итерационною обучения аудешон к современным фебовапиям профессионаличма специалисюи сферы кулыуры с опорой на фадиции классических школ риюрики и ииксча;

развишя мошиациопной сферы и акшвичации личноеш С1удеп1а к профессиональной дея1слыюс1и;

личноспю-дся^лыгоспюю и коммуника1Инно-дея1елыюсшо1о подходов, обеспечивающих вовлечение с1уденгов в акшвпую и самоеюя1ельиую учебную дея1ельпосп>, направленных па раскрышс индивидуальное i и. 11реобраюиапис личное i ho-i ворческих, праве i венных и речевых качеав каждою сгудеша;

соблюдения chcicmhoio подхода к организации учебпо-HociiHiaiejibnoio процесса, предуемафивающею скоординированное использование всею комплекса обучающих среден! и меюдик,

Mc i одоло! ичсскан основа исследования

Меюдоло1ичеекую основу нашею исследования соствляю! положения современной философии образования о необходимости ею 1уманизации, субыжшвносш всех учаепшков педаю[ичсско10 процесса (Зинчепко В.П., Круюва О.П., Сухомлипскою В.Л., Шварцмана К.Л. и других); о взаимодейсшии как процессе, в ходе коюрою происходит изменение субъекюв {Аверьянов AJL, Афанасьев В.Г. и дру1ие); о дея1ельносги как акшвной форме опюшеиий и о человеке как субъект дежелыюеш и ошошений (Выю1ский Л.С, Леонгьев А.А., Пе1ровский А.В. и дру|ие); о возможпосш целенаправленно!о развишя профессионального самосознания иедаима (Куликов Л.П., Орлов A.1J. и друше), а [акже ряд исследований, посвященных изучению педаюшческою общения и взаимодейспзия (Водален А.А., Вулъфов В.З., Гордин А.10., Горшкова В.В., Кап-Калик В.А., Мальковская Т.А., Мудрик А.В., Новикова Л.И. и другие). Значимым для исследования явилось ма1сриалис1ичсское понимание взаимосвязи мышления и речи в стповлсиии языковой личпоеш (Выюгский Л.С, Леошьев A.A., lioinn Г.И., Караулов Ю.Н.).

Исследование базировалось на риюрических 1еориях Плагопа, Арискяеля, Сократ, Квипшлиапа, Цицерона.

Теорешчсской и меюдоло1Ической основой диссершции явились учения о развиши личпоеш, деяшльпоспюй cymnocin человека и ею [ворческой ак1ивпосш; 1еория поэшпною формирования умеренных дейспзий; концепция информационной ihiiojioi ии личпоеш.

Исследование опиралось на 1сории коммуникации и пеориюрики в Фудах Золоювой Г.А., Тарасова Н.Ф., Авропина В.П., Никольскою Л.Н., Крысина Л.П., Швейцера А.Д. и дру1их. Психоло1Ической основой изучения коммуникашвной комие1енции явилась 1сория речевой деятельное ш (Жинкипа 11.И., Зимней И.А., Леон i ьева А.А.).

Особое значение приобрели положения концепции общею и профессиональною развишя специалист в вузе кулыуры, разработпной

14 кафедрой педаимики и психологи МГУКИ под руководспюм 10.Л. Aiapoiia и рашиюй » исследовании Хрисшдис 'Г. И. И cooibcicibhm с эюй концепцией процесс подюювки к педологическому общению рассмафиваеюя как процесс целостыи, сисюмный, преде твляющий собой сдипечво трех иодсиае.ч; юхноло!ической, социально-психоло!ической, духовно-личное той. Ош подсис1емы имени свою с i рук гуру, по hmccic с 1см lecno вшимодсйс1вую1, 1ак как в своем едшкмвс преследую! цель дан, основа гсльную социалыю-педа! отческую, психолою-педаю! ическую подтювку будущим специалиаам в вузе кулыуры и искусен.

Для создания концепции формирования коммупикашвпой KOMneieninocin будущих профессионалов в сфере кулыуры основой послужила юория педанлической (частой) риюрики (Михальской Л.К.); положения 1еории закономерноеiей усвоения речи (Федорспко JI.1L).

Меюдические концепции обучения риюрикс (Ладыженской Т.Л., Львова М.Р., Ширяева I:. И.) eiajm оеиовопола1аю1цими в разрабо!ке а» юрской модели подююнки енсциалисюв, имеющих высокий уровень коммупикатвпой komiicichiiiocih.

Необходимое!!, совершеиспювапия меюдолшии и меюдики обучения риюрикс, Э1ике!у, кул ы у ре общения аюуализируюг исследуемую проблему.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гшкмеш были использован комплекс эмпирических и |еорс!Ических меюдов.

Теорешческий анализ философской, кулыурологической

лишвис]ичсской, нсихоло!0-неда101 ической, пракшческой, докумешалыюй, с1а1ис[ичсской, иллюсфашшюй лшсра!уры в облает шории и меюдики профессиональною образования; научной периодики; педа! отческий эксперимст; еттешческая обрабо1ка полученных в исследовании данных; сравни 1СЛЫ1ЫЙ анализ и обобщение нракшческою оиьиа обучения риторике и >!HKCiy С1удепюв вузов кулыуры; социолотческие меюды (обсервационные меюды - прямое и косвенное наблюдение за речевым поведением с!удснюв в ее ieei венных условиях профессиональною

15 общения, диашосшка, анксшрование, 1есшрование, беседы, праксимсфическис меюды - апали* продукюв учебной деяюлыюеш: письменных pa6oi, про i о ко лов наблюдений, записей на мапшгофонпую лешу и др.); моделирование процесса итерированною обучения риторике и 'лике]у; обрабо1ка данных иедаюжческою 'жеиеримеша,

Исследование осущсспшялось в 1счсние шесш jici (1999-2005 г.г.) и включало к'орешческое осмысление роли курсов риюрики и эшкаа в формировании профессиональной коммупика1ивной компеа'нпюсш аудешов вучов кулыуры и искусе 1в, проведение конешшрующею, поисковой) ">iaiiou 'жеиеримеша и опышою обучения риюрикс и T-imceiy, рафабогку юорежческих основ концепции, совершено пювание методики обучения в процессе эксперимент, внедрение авюрекой методики в широкую пракшку чере* преподавание в вузах кулыуры и искусав и дру1 их учебных заведениях. База исследования

Исследование проводилось па ба*е Московскою государственною унивсрсикча кулыуры и искусав, Гумапшарпою ипешгуш телевидения и радиовещания им. М.Л. Лиювчипа, Учебною цешра Московской юродской 1елефоииой ccih г. Москвы, курсов риюрическою цен фа "Преображение". Общее количеаво учасшиков, охваченных исслсдоваюльской рабоюй, сос1авило: аудешы названных вуюв - 880 человек, слушатели Учебною цеп фа МГТС (резерв руководи юл ей) - 1200 человек.

В процессе исследования нами выделено гри исследовательских гмапа, каждый hj коюрых имел свою цель и чадами:

1-й паи - поисковый, кипаапфующий (1999-2000 г.г,). Па 1Сорс1Ическом уровне началась 1СОрешческая и меюдическая лиlepaiypa по маюриалам диссершции; рафабашвалея и уючнялся план проведения жеиеримеша; конкраишровались цели, задачи, сроки, месю, эшны прохождения маюриала и формирования профессиональных коммуникацию значимых и поведенческих умений; рафабагывалаеь

профамма оиыпюю обучения и методика ею проведения; уючпялся перечеш, базовых коммупикашииых умений, входящих в поняше комму пика! ивиой комшмешности; намечались необходимые кош рольные мероприя1ия, сроки, месю их проведения, способы количественной и качсс1 венной оценки рсчулыаюв экспериментальной работы. На эюм лапе изучалась дея1слыюс1ь е1удспюв но иодюювке к профессиональному общению; определялся уровень развиши коммуникашвных способности и умений у студен юв кош рольных и эксперимешальных фупп; изучал ись учебные планы, ирофаммы, меюдичсские рафабокш преподавателей вузов, в юм числе и тех дисциплин, коюрыс имекн ошоптеиие к разви шю коммуникашвных способностей будущих спепиалисюв. Констатирующий 'эксперимент позволил определить уровень знаний студентов об общении, кулыуре речи и жанрово-сшлисшческих особенностях профессиональной речи, выделиib наиболее характерные функционалыю-сшлисгические и жанровые ошибки; об этикете и специфике профессиональною поведения, профессиональной компетентности,

г)ю дало ношожпоси» выдели п> и обосновать проблему исследования, определить сю цели и задачи, сформулировать рабочую гипоюзу.

2-й паи - формирующий (2001-2004 vs.). Цель ею состояла в юм, чтобы и экспериментальных фуппах с помощью специально разработанной протраммы и методики обучения осуществить процесс формирования у С1уденюв качесш профессиональной коммуникашвной компетентности. Па данном 'лапе рафаба1ывалась и проверялась профамма опьпно-эксперимешальиою обучения. Одной из задач данною Diana была апробация нскоюрых форм и меюдов работы со С1удешами для повышения уровня их коммуникативной компетентности.

В течение 5 лет {с 2000 по 2005 юды) соискатель проводила занятия в рамках курсов "Риюрика", "Деловая риюрика", "Кулыура речи" со сiудетами 1-х и 2-х курсов Гуманш арного института телевидения и радиовещания им. М.А. Лиювчина (ГИТР), Московскою юсударствешшю

17 университета кулыуры и искусеiи (МГУКИ), слушаюлями курсов при ИД! 10 МГУКИ (студенты ил Казахстана - 36 человек), несколько ipyuii с1удс1пов заочною 01деления.

Также в 1счеиие Э1их лет проводились чатшия со шрослой аудиюрией: cjiyinaiejiH риюрических курсов "Преображение" (50 человек), преподаватели колледжа при МГУКИ (при кафедре педатжки и психоложи - 30 человек).

В -эксперименте принимали участие 5 покжов С1удепюв по 200 человек (около 1000 студентов ГИТР).

В 2000-2001 учебном юду в ГИ'ГР чаияшя проводились по ав юре кой меюдикс по курсу «Риюрика» и «Деловая риюрика» бе* привлечения лекций и ШИЯ1ИЙ по -пикету. Студентами была заполнена общая анкета (200 чел.). Эта i руина определена как кошрольная.

В 2001-2005 учебных юдах соиска1елсм была предложена и реализована модель интеграции водном курсе дисциплин риюрики и э гике га. В начале среди с[удешов проведено анкешровапие (с использованием " общей" анкеты на начальном этиеобучения, заключительной анкеты -поее ию1ам).

В данный период были рафабшапы и апробированы семь учебных

программ:

Разработаны курсы лекций и протраммм практических занятий, по которым и проводилось обучение студентов'.

3-й 01 an - контрольный (2004-2005 г.г.), в ходе ко юрою был выявлен и conociaBJieii уровень достижения профессиональной коммуникативной

Деловое оошение и теловон пикет нро!рамма курса и мегочическис материалы /от рел В А Луков- М [МП1, 2002 19 с, Де ниш риюрика учебная иротрамма шя сгулетов специальности 'Экономика и у Иран imitc ил ирешрняшях отрасти культур! 1 и искусала' - М Ml УКИ, 2002 - 19 с, Стилистика русского яшка про1раммак)рсадля сту (снгпв ciiuinajn ности Социалию-ку ил урна* ленка» носи," - М Ml УКИ, 2002

2\ с, Дсшвая риторика иршрамма курса и мсюлнческис маюриалы'отв рел ВЛ Луков - М 1ИП',2002 -21с, Де.тоная ригорика.-учебпля iipoipanuia,ия-студепши-специальности—Речевые коммуникации'.-•-&'!..— — МПКИ,201)1 28 с, Риюрика учебная нршрлмма - М 1И[Р,2006 20 с, 'Экспериментальная нрофамма

Риюрика t ■пикет (пеонуб ншжанныи вариант)- 2003 -20 с

Общая риюрика история и современность (I 5 и i), 'Этикет в России sa 200 леч (лекции и библилрафическии список), Kjpe icKtutu и практических танягнн ' Риторика - ку нлура речи - ораторское мастерство',шя курсо»

Преображение (2 и i), курс Ц.КШ1Н Kj ц.тура речи (и рамках нрофаммы 'руескнй яшк и ку нлура речи тля Ст) union 1-го курса ТИМ'), Риюрика 'Экстерн курс ыя сту (ентов ф та мене («мента и про иоссрското мастере та I И IP, Деловая риюрика (1 5 и л), семинар 'Де юная риюрика и нсихожиия общения' (2 5 и i), семинар Ршорика, ку нлура речи, никеч ' ш курсов Преображение' (] 5 и i)

18 К0М1Ш1СНПЮС1И у С1УДСНЮВ контрольных и экспериментальных групп, дана оценка полученных в жеперимешалыюй paooie ре»улыаюв. Был проведен анализ экспериметальпых данных и оформлялся ickci диссертции.

Цель 'жеперимешалыюй рабоил заключалась в досшжепии эффекшвпосш процесса обучения, позволяющего успешно формирован» качсова профессиональной коммупика1ивной комитсншосш ciyjicina -буду!нею специалист кулыуры.

Научная новизна заключаеюя в следующем:

уючиеио попяше комму пика! ивпой компеюшносш,

преде iавлсппой как целоешый, ишефашвный феномен, как свойсию, имеющее высокую профессиональную значимое! ь, cipyKiypy, определяющую 1еоре1ические основы и направления коммуникажвпого развшия и самораштия С1удспюв;

выявлены сущиосп, и содержание процесса формирования профессиональной коммупика1 ивпой компе1еишос!и специалист сферы кулыуры с авюрской ишериретцией ключевых поняшй;

выявлены меюдоло!ичеекие комионсты итерированною обучения с!удсшов ву-юв кулыуры и искусен», принципы, закономерное!и, содержащие положения классических школ риюрики и эшкет, в копгекс1е |ребоваиий к современному специалист социалыю-кулыурной сферы;

обоснована и иредешвлепа авюрская модель обучения С1уденюв вуюв кулыуры и искусен» nyiCM итерации дисциплин "Риюрика" и "Э1ИКС111 с выявлением педакнических условий, on i имитирующих процесс: едипс!ва всею обраюваюльпою iipocipancnia; ор1апитции самопоз!1ания пюрческих способности и возможности ЛИЧНОС1И специалист на основе педаии ической 1ехполо1ИИ формирования и развишя у будущих специалисюв коммуникашвных епособиос1ей; знание мсюдики создания icKcia; наличия у псдаю!а специальной иодютовки / филоло1 ической, исихолою-педаю! ической, коммуника! ивпой/; акшвною вовлечения

19 аудсшов в пракшческую дея]елы!осп.; ориешапия на профессиофамму специалист; посфоспия взаимодейсший нреиодава1елей и С1удс1пов в диалошческой форме обтения; паправлеппосш содержания, форм opiainmnHH, ме годов и среде т обучения на формирование коммуникашвных умений; педакн ическою управления процессом формирования коммуникашвной компеюипюсш с учеюм содержания, сфуюуры, -напои и Л01ики >имо процесса;

[еорешчсски и эксперимеи шльпо обоснована 1схноло1Ия итерированною обучения будущих еиециалисюв; доказана педа! oi ическая ценное и» данной icxhojioihh; 01слежепа динамика развишя коммуника1ИВНой komiiciceiiiiociи у С1удснюв вузов кулыуры и искусав и процессе обучения.

Тсорстческал значимое! i. исследования определяйся icm, чю:

- предаавлепы (еорешчсски обоснованные авюрская концепция и
модель формирования профессиональной коммуникашвной
К0МПС1СПШ0СШ аудснюв вузов кулыуры и искусст;

выявлены уровни и кри1ерии коммуникашвной KOMiieieninociH С1уденюв в кошекае профессиональных [рсбований к специалист сферы кулыуры и искусав; условия эффекшшюю развишя коммуиикашвноаи в процессе итерированною обучения аудешов в сиаеме учреждений кулыуры и искусст высшего профессиональною образования;

- выявлены ocuoBonojiaiaioiiiHe меюдологические компонешы
доешжеиия коммуиика[ивпой компаешносш на основе проведения
0Ш0Л01 ическою анализа классических школ ритрики и эшкаа;

ишерпрешровапо содержание основных понятий в кошекае
ишсфашвпою подхода (коммупикашвпая комиаепгпоаь,
профессионал ьиая коммупикашвпая KOMiieieinnocib,

коммуиика1И1шые способное! и, умения, риюрика, ">ihkci);

20 использование авюрскою понимания дефиниций обновляем содержательный компонент обучения;

обобщены юорежческие основы обучения риюрике и этикету

(лиш вис[ические, психолою-педаю] ичеекие, ме (одические);

сформулированы требования, предъявляемые к меюдике

ишегрированною обучения коммуникативным дисциплинам;

определено их содержание, ориешированное на создание

блаюирияпюй поведенческо-речевой а1мосферы и активизацию

студенюв, повышение уровня их профессиональной

коммуника1 ивпой компстешпосш; актуализированы цели изучения

ишефироваппых дисциплин.

Пракшчсскгш значимоеib рсчулыаюн исследования заклгочаеюя в

юм, чю они внедрены в содержание учебною процесса Московскою

юсударс темною университет кулыуры и искусе!в и Гуманитарною

HiiciHiyia юлевидения и радиовещания им. М.А. Лиювчина:

- авюрская модель формирования коммуникативной KOMneienmociH у

С1уденюв в процессе итерированною обучения риюрике и) 1 иксjу явилась основой разработки учебных профамм в вузах кулыуры и искусств (МГУКИ, ГИТР);

- критерии, характеризующие уровень развития коммуникативной KOMiieieninocra специалиста, использованы для определения эффективности развития сю коммуникативно значимых знаний и умений в процессе обучения студентов факулыеюв журналистики, звукорежиссуры, менеджмент, режиссуры ГИТР, С1дсигов факулысчаСЖД МГУКИ;

- оритииальные авторские методики развития коммуникативных качеств специалиста испольюваиы в условиях искусственно сосанных си!уаций ею будущей профессиональной деятелыюеш; сущее i нуютцая еис юма разни шя коммуникативных рече-

21 поведенческих умений дополнена новыми приемами и упражнениями;

- нордические положения, нракшческий маюриал исследования, рафабошнные профаммы Moiyi бьпь использованы учи iелями школ на уроках риюрики и рашиюя речи, прсподана1елями вуюв в учебном процессе вуюв кулыуры и искусав, средних специальных учебных заведений, па лекциях и прак!ических заияшях по риюрике, кулыуре речи, эшкау, меюдикс преподавания русскою языка, на семинарах и курсах, связанных с изучением речевой и di икс той деятльпосш, в проведении педаинической пракшки С1удеиюв, при подтювке курсовых и дипломных pa6oi, в учреждениях донолни1ельного образования, chcicmm повышения квалификации, снециалиаами С1удий и кружков, учреждений социальной защит населения, занимающихся ор1анизацисй социалыю-кулыурной дея1елыюс1и;

- предс!авлеиы авюрскис рафабоши шня1ий с их применением и меюдическими рафабоюми для иреподавак'лей.

Конкраный ма!сриал исследования можем бьпь использован при
разрабсикс учебных программ и написания учебников по риюрике и эшкау
для вуюв кулыуры и искусав; при подюювке метдических пособий,
рафабо1ке спецкурсов, факулыашвных курсов по риюрике и эшкау, для
раш-лия речи и повышения рсче-новсдснческой кулыуры аудешов,
аби1уриепюв и вфослых елуша1елсй спермы дополни! ел ыкм о

образования.

Дос1 опорноеib резулыакш, выводов и рекомендаций, полученных в диссершции, обеспечиваемся меюдолошческой обоснованности) 1еоре1ических позиций; адеквашоаыо меюдов исследования целям и задачам формирования комму пика швной компсютноаи; огфеделяася опорой на проверенные резулыаш рабоп,! ашора по проведению юораических и гфакшческих заняшй в обласш речс-повсдепческоЙ

22 дся i сльнос i и с i уде и i он в качес i не преподана юля Ml 'УКИ и 1 'ИГР; ■эффекшлпооь заняшй оценена Судетами, а гакже руководи!елями базовых ор|апитций (чю оiражено н aKiax о внедрении); обеспечиваскя пцаюлыю подюювленным и проверенным обучающим эксперимешом; под i верждас 1 ся положи i ел ьными резулыашми эксперимешалыгаю обучения, количеспюм и качесшом с!уденческих pa6oi.

Дос! опорное [Ь научных положений, выводов, рекомендаций,
полученных в резулыаю исследования, обеспечивалась определением
исходных 1еоре1ико-меюдоло1 ических



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: