Аграрно-промышленный комплекс




Сельскохозяйственное производство Хабаровского края развивается в сложных природно-климатических условиях при недостатке пахотных земель. На одного жителя приходится в среднем по 0,07 га пашни, что почти в 10 раз меньше, чем в среднем по России.
Более 30 процентов пахотных земель занимают мелиорированные земли. Освоение новых, а так же содержание освоенных земель требуют больших материальных затрат.
На долю сельскохозяйственного производства приходится около 6 процентов валового общественного продукта края. В крае функционирует около 60 крупных сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий и организаций и около 900 крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственное производство ведется на всей территории, но основные его объемы сконцентрированы на юге края. Повсеместно разводят крупный рогатый скот и свиней, на севере занимаются оленеводством.
Основными возделываемыми в крае культурами являются зерновые, соя, картофель и овощи. При этом большая доля в производстве картофеля и овощей приходится на личные хозяйства населения.
Пищевая промышленность Хабаровского края представляет сложный многопрофильный комплекс предприятий (свыше 60), относящихся к мясомолочной, мукомольно-комбикормовой, масложировой, кондитерской, винодельной, хлебопекарной и другим отраслям, чья продукция составляет 40% продовольственного товарооборота. Наиболее устойчивыми, стабильно развивающимися предприятиями отрасли являются:

ОАО “Хабаровскмакаронсервис”, ОАО “Амур-пиво”, ОАО “Тайга”, ОАО “ликероводочный завод “Хабаровский”, ОАО “Дакгомз”.

В целях выявления объема и структуры сельскохозяйственного производства необходимо произвести расчет коэффициента специализации Хабаровского края по формуле: K=F/P.

Если K>1, данное производство будет считаться отраслью специализации.

Район зерно подсолнечник картофель овощи производство мяса молоко яйцо
Дальневосточный 310,9 1,3 1378,9 493,9 82,5 669,7 753,3
Хабаровский край 24,1 0,1 323,6 137,5 13,6 83,5 209,5

P=(1534,1*100)/8032=19,1

Зерно F=(24,1*100)/310,9=7,75 К=7,75/19,1=0,04

Подсолнечник F=(0,1*100)/1,3=7,69 К=7,69/19,1=0,4

Картофель F=(323,6*100)/1378,9=23,47 К=23,47/19,1=1,23

Овощи F=(137,5*100)/493,9=27,84 К=27,84/19,1=1,46

Производство мяса F=(13,6*100)/82,5=16,48 К=16,48/19,1=0,86

Молоко F=(83,5*100)/669,7=12,47 К=12,47/19,1=0,65

Яйцо F=(209,5*100)/753,3=27,81 К=27,81/19,1=1,46

Как видно из расчетов, производство картофеля, овощей и яйца является отраслями специализации края. Все они развиты в разной степени, но являются важными для экономики Хабаровского края и играют огромную роль в обеспечении населения продуктами питания.

Край также специализируется на черной металлургии, ведь только Хабаровский край является производителем черных металлов на Дальнем Востоке. Лесная промышленность является одной из приоритетных отраслей специализации. Важное место занимает рыбная промышленность, она является также отраслью специализации. Завершается исследование хозяйственного комплекса схемой энергопроизводственного цикла по рыбной промышленности.

               
  икра,соленая,вяленая рыба,рыба холод-        
  ного,горячего копчения,консервированая        
  рыба и морепродукты          
          производство    
  вторичная обработка        
электроэнергия заморозка,соление рыбы и морепродуктов   рыбной муки    
          рыбного фарша    
  первичная обработка   рыбьего жира    
  разделка рыбы и морепролуктов   биоудобрений    
               
  лов рыбы и морепродуктов        
               

 

5. Транспортный комплекс Хабаровского края

Хабаровский край является “центром” транспортной системы Российского Дальнего Востока. Администрация Хабаровского края приложила немало усилий для развития транспортной инфраструктуры:

· Железнодорожные магистрали

Две железнодорожные артерии общегосударственного значения проходят по территории края, пересекающие край и соединяющие восточные и западные регионы страны: Транссибирская и Дальневосточная железные дороги. Паром из Ванино в Холмск (на острове Сахалин) соединяет железные дороги на материке с железнодорожной системой острова Сахалин. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 2,3 тыс. км. Это ни много ни мало - 25 процентов длины сети всех дальневосточных дорог.

· Водные пути

Груз перевозится по водному пути в ближайшие регионы (Сахалин, Амурск, Магадан, Приморье) и за границу (Китай). У региона есть выход к Охотскому морю, Японскому морю и к Тихому океану. Ванино является основным морским портом в Хабаровском крае, по технической мощности он занимает третье место на Дальнем Востоке. Кроме того, работают морские порты в Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре, Охотске, а также в поселках Лазареве и Де-Кастри. Протяженность внутренних судоходных путей - 2,5 тыс. км.

Для речного транспорта используют реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуску, Маю на протяжении более 3,2 тысячи километров. Суда типа «река-море» поставляют грузы из амурских портов на север края, в Сахалинскую и Амурскую области, в Приморье и Магаданскую область. Ходят они в порты Японии, Сингапура, Китая.

· Воздушные пути

Новый международный терминал в аэропорту Хабаровск был построен совместно с японскими партнерами; Хабаровск имеет связи с более чем 40 городами России и СНГ. Рейсы соединяют Хабаровск с США, Китаем, Южной Кореей, Японией, Сингапуром, Таиландом, Израилем и другими странами. Здесь пересекаются два мировых трансконтинентальных авиа корридора, связывающих Северную Америку со странами АТР и Японию с Европой.

· Система дорог

Система дорог лучше всего развита в южной части края. Большая часть дорожных сообщений соединяет Хабаровск с близлежащими населенными пунктами. Асфальтированная дорога между Лидогой и Ванино скоро будет завершена и соединит Хабаровск и Комсомольск с основным морским портом Ванино. Дополнительно Хабаровск имеет прямое шоссейное сообщение с Владивостоком. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 8,3 тыс. км (82% от общей протяженности).

 

Являясь крупным транспортным узлом, Хабаровский край упрочит свои позиции при развитии межрегионального экономического взаимодействия как между дальневосточными регионами, так и сопредельными иностранными территориями. Этому благоприятствует выгодное экономико-географическое, транзитное положение магистральной сети и инфраструктурных объектов с четко выраженной тенденцией к формированию транспортно-коммуникационных коридоров. Концепция предусматривает завершение второй очереди реконструкции совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Амур с укладкой второго пути. Планируются реконструкция и модернизация семикилометрового тоннеля под Амуром. В Хабаровске будет введен в действие центр управления, который будет контролировать движение поездов на основе компьютерной техники и космической связи.
В сфере авиатранспорта планируется реализация целого ряда проектов. В их числе организация ремонта авиационной техники якутских, сахалинских и иных авиакомпаний на ремонтных заводах Хабаровска с одновременным решением вопроса о размещении на ФГУП КНААПО производства запчастей и авиационных нормалей.
Проект предусматривает достройку автодороги Хабаровск - Лидога - Ванино по параметрам второй технической категории с укладкой асфальтобетонного покрытия. Значимость этой автодороги усиливается в связи с перспективами развития Ванинского морского порта, с возможностью создания в этом районе свободной экономической зоны, с перспективами развития Хабаровского и Комсомольского промышленных узлов.

Географические координаты порта: 49 град. 5 минут север. широты; 140 град. 19 минут восточ. долготы. Порт Ванино - крупнейший транспортный узел Хабаровского края. Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванино в Татарском проливе. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Через порт осуществляются перевозки грузов на остров Сахалин, в Магаданскую область, на Камчатку, в северные районы России. Грузооборот порта составляют грузы на паромах, уголь, лесные грузы, нефтеналивные грузы, металлы, контейнеры, продовольственные и рефрижераторные грузы, строительные грузы, удобрения, технологическая щепа. Пассажирские суда портового флота выполняют перевозки пассажиров между следующими населенными пунктами: Ванино - Совгавань, Совгавань - колхоз "Заветы Ильича", Совгавань -Бяуде. Грузовыми судами портового флота перевозятся уголь (Ванино - Совгавань), песок (Бухта Мучка - Ванино, Ванино - Совгавань), песчано-гравийная смесь (Мыс Сюркум - Ванино). Порт обслуживает железнодорожная станция Ванино.

Развит морской транспорт. Порты: Ванино (действует паромная переправа Ванино - Холмск), Николаевск-на-Амуре, Охотск. Судоходство по р. Амур. Принадлежность к отраслям материального производства и связующая роль в межотраслевом и территориальном разделении труда определяют народнохозяйственное значение транспорта. Важно знать общую протяженность транспортных путей и их густоту.

район железнодорожные Речные пути, Автомобильные площадъ густота транспортных путей
  дороги, тыс.км тыс.км дороги, тыс.км района, железно- водных автомоби-
        тыс.км дорожных   льных
Хабаровс-              
кий край 2,3 2,5 8,3 788,6 2,9 3,17 10,53

Густота транспортных путей влияет на развитие отдельных участков территории и в обеспечении ее разными видами продуктов и товарами народного потребления, ресурсами.

С каждым годом эксплутационная длина дорог увеличивается, что показывает повышение в уровне развития транспортной системы края.

  1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования (на конец года; за 1985, 1990, 1995, 2000 гг., включая Еврейскую автономную область), км        
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км        
Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики, млн т-км        
Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования (за 1985, 1990, 1995, 2000 гг., включая Еврейскую автономную область), млн пассажиро-км        

 

 
 
 
 
 
 

 

6. Экологические проблемы Хабаровского края.

 

Природная специфика края, для большей части его территории (около 70 %) выражается в необычайно высокой уязвимости экосистем при воздействии на них хозяйственной деятельности человека, что предопределяет более значительную (по отношению к экосистемам европейской части России) их трансформацию при идентичной нагрузке, а также более экстремальные и, соответственно, более затратные условия ведения хозяйства. Эти особенности как прямо, так и опосредованно проявляются в формировании экологической ситуации в крае.
Хозяйственная специфика Хабаровского края во многом определяется природными предпосылками и особенностями географического положения, что выражается в вытянутости территории в субмеридианальном направлении. В данной связи для края характерно деление на три зоны хозяйственной специализации: южную, с преобладанием сельскохозяйственных отраслей; центральную, выделяющуюся лесохозяйственными отраслями; северную, с доминированием горнорудного производства. Последнее, как азональный тип природопользования, имеет достаточно широкое распространение практически на всей территории края. Основные же обрабатывающие и комплексирующие отрасли и производства сосредоточены главным образом в ведущих промышленных центрах южной части края. В крае по глубине и охвату преобразования экосистем выделяются горнорудное производство и лесопользование. Эти отрасли занимают лидирующее положение и в перечне источников негативного воздействия на природную среду. В основу дифференциации территории по степени проявления экологической ситуации, которая складывается из комплекса возникших в связи с хозяйственной деятельностью экологических проблем, были положены следующие основные критерии: негативные площадные трансформации природных комплексов, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) и выбросов (ПДВ) отдельных загрязняющих веществ, здоровье населения, состояние отдельных индикаторов качества среды, возможность выполнения экосистемами важнейших эколого-стабилизирующих функций. Исходя из этих критериев, для большей части края экологическая ситуация оценивается как вполне удовлетворительная. Напряженной экологической обстановка наблюдается на участках интенсивной лесозаготовки и масштабной добычи полезных ископаемых (карьеры, разрезы, горнообогатительные комбинаты). Это прежде всего отдельные территории Аяно-Майского, Верхнебуреинского, Солнечного, Ванинского, Комсомольского, Советско-Гаванского районов. Основные экологические проблемы здесь связаны с существенным преобразованием поверхности и, как следствие, с уничтожением и деградацией почвенного, растительного покровов, изменением гидрологического режима поверхностных и подземных вод, нарушением криологического режима, а также изменением среды обитания фауны и потерей эстетической привлекательности ландшафтов.

Особую роль в формировании экологической ситуации в Хабаровском крае в последнее десятилетие играли пожары, которые в 1998 г. носили характер экологического бедствия. Пожары, охватившие площадь в 2,5 млн. га (по данным спутниковой системы наблюдений - около 6 млн. га), не могли не повлиять на общую экологическую обстановку, сформировав на значительных территориях центральной и северной частей края ареалы с напряженной экологической ситуацией. Сохраняющаяся на гарях высокая пирогенная уязвимость, значительная их площадь предопределяют длительный период времени естественного лесовозобновления, что не позволит данным территориям выйти из этого состояния в ближайшие десятилетия.
Критическая экологическая ситуация для территории края - относительно редкое явление, по отношению к 1990 г. ареалы ее распространения значительно сократились, что связано с значительным падением и даже свертыванием производства. К началу тысячелетия по отдельным показателям площади с критическим уровнем проявления экологических проблем характерны лишь для Хабаровского, Комсомольского и Ургало-Чегдомынского промышленных узлов, окрестностей поселка Многовершинный. Если для территорий, выделяющихся напряженной экологической обстановкой, основные экологические проблемы приурочены к обширным площадям, то ареалы критической ситуации строго локализованы и очерчены границами промышленных центров и прилегающих к ним территорий. Целый комплекс экологических проблем обусловлен функционированием промышленности и транспорта.



Согласно данным Дальневосточного управления гидрометеослужбы и краевого комитета по охране окружающей среды, объемы выбросов основных загрязняющих веществ в значительной степени сократились в период перестройки в связи со спадом промышленного производства. Между тем, в водной и воздушной среде превышения ПДК и ПДВ по отдельным ингредиентам фиксируются с завидным постоянством.

Уравновесить хозяйственное влияние и сохранить экологический баланс на территории призван экологический каркас, основой которого являются охраняемые природные территории. Анализ экологического состояния территории края и его динамики за последнее десятилетие позволяет сделать следующие выводы:

· В целом экологическая обстановка улучшилась, что подтверждает эффект "социально-экологического маятника" системного кризиса: экологическое улучшение происходит на фоне социально-экономического ухудшения и наоборот.

· Исчезли ареалы с кризисной экологической ситуацией, их ранг по степени остроты снизился, и они выделяются экологическими проблемами, степень проявления которых позволяет отнести эти ареалы к критическому уровню остроты. Заслуживает внимания экологическая обстановка в г. Амурске: уровень проявления большей части экологических проблем дает основание классифицировать ситуацию здесь как удовлетворительную.

· Существенно изменили свои очертания, размеры и пространственную локализацию ареалы с напряженной экологической ситуацией. Во-первых, они несколько расширились и наметилась тенденция их смещения в труднодоступные и сильно уязвимые участки, что связано с увеличением нагрузки за счет ресурсодобывающих отраслей. Во-вторых, в значительной степени эти ареалы увеличились вследствие катастрофических пожаров, а для центральной части края теперь именно ими определяются направленность и глубина трансформации природных комплексов.

· Для большей части территории сочетание экологических проблем практически не изменилось, но острота их проявления для некоторых уменьшилась (загрязнение воздушной среды отдельными ингредиентами), а для некоторых возросла (состояние водной среды и особенно р. Амур, что предопределило возникновение так называемой "фенольной" проблемы).

· В промышленных центрах в последнее десятилетие в несколько раз увеличился "вклад" в загрязнение окружающей среды автотранспорта. По остроте эта проблема является одной из лидирующих

· В формировании наиболее острых экологических проблем, особенно связанных с загрязнением р. Амур, значительнее, чем в прежние годы проявилось влияние Китая с его интенсивным экономическим развитием

· Положительным моментом, влияющим на оздоровление окружающей среды, явилось увеличение в крае количества и площади охраняемых природных территорий, призванных сохранить экологический баланс.

Выявленные современные тенденции динамики антропогенной нагрузки на природные комплексы и их экологическая интерпретация в целом свидетельствуют о несоответствии темпов снижения производства темпам снижения нагрузок, возрастании доли ресурсоемких типов природопользования и расширении сферы их экологического влияния, о продолжающейся "поляризации" пространственного распределения нагрузок, возрастании влияния на окружающую среду автотранспорта, усилении зависимости экологической обстановки от эколого-географического положения края.

Из указанных выше показателей, определяется средний уровень воздействия городских поселений на природную среду, который равен 798,82.

Население в результате своей жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Для определения уровня воздействия необходимо рассчитать среднюю экологическую плотность населения и выявить средний уровень воздействия городских поселений на природную среду. УВ определяется по формуле: УВ=ЭП/БКП, где

ЭП- средняя экологическая плотность населения; БКП- биоклиматический потенциал.

Хабаровск УВ=(600,5*1,5)/0,93=968,5

Комсомольск-на-Амуре УВ=(286,7*1,0)/0,93=308,28

Амурск УВ=(52,3*1,0)/0,93=56,24

Николаевск-на-Амуре УВ=(30,6*1,0)/0,93=32,9

Из выше проведенных вычислений видно, что Хабаровск оказывает самое значительное воздействие на окружающую среду. Он в большей мере, по сравнению с другими городами или населенными пунктами, загрязняет атмосферу, воду, почвы и т.д.

 

Заключение

 

Хабаровский край - это молодой, динамичный регион на Дальнем Востоке России, располагающий значительными природными ресурсами. Его отличительными чертами являются: выгодное географическое положение, уникальная природная среда, богатые природные ресурсы, промышленный и научный потенциал, развитая транспортная сеть и квалифицированные кадры. Немаловажен и рост заинтересованности со стороны населения, местных органов власти и деловых кругов края в расширении международного экономического сотрудничества.

Приграничное положение, наличие незамерзающих морских портов, способных обеспечивать значительный объем внешнеторговых операций, возможность осуществлять международные транзитные перевозки через Транссибирскую и Дальневостосточную железнодорожные магистрали определяют Хабаровскому краю важную роль в интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Более 60 стран мира имеют торговые связи с Хабаровским краем.

На мировом рынке Хабаровский край известен как производитель продукции в области авиа- и судостроения. Он имеет успех на рынках лесопродукции, черных и цветных металлов, нефтепродуктов, рыбо- и море продукции.

Край богат полезными ископаемыми. Здесь имеются олово, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, брусит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф.

В экономике края доминирующую роль играет промышленность, что находит отражение в высокой степени урбанизации края. В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю промышленности приходится 92%.

Специфика промышленности края проявляется в высоких затратах на строительство и транспорт, а также в ограниченности только первичной переработкой сырьевых отраслей (лесной и горнорудной промышленности). Вместе с тем в крае значительно выше, чем в других регионах Дальнего Востока, уровень развития машиностроения. На его долю приходится около 1/4 объема всей товарной продукции промышленности. Это более чем в два раза выше, чем в среднем по Дальнему Востоку. Производство продукции машиностроения сосредоточено в Хабаровске, Комсомольске-на- Амуре.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1% всех земель края, из них пашня занимает 17%. В крае выращивают пшеницу, ячмень, сою, картофель и овощи, кормовые культуры, плоды и ягоды. Животноводство имеет мясо-молочную направленность. Развиты оленеводство (на севере края), звероводство и охотничий промысел. За счет собственного производства в крае обеспечиваются на 30 - 40% потребности в молоке и мясе, на 55 - 60% - в овощах и картофеле.

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока.

Приоритетными остаются на ближайшее время целый ряд межрегиональных проектов. Это освоение Тунгусского месторождения подземных вод, строительство угольного терминала в Ванине, строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток и др. Важным считается при этом ресурсное обеспечение инвестиционных программ за счет как бюджетных средств, так и кредитов отечественных и зарубежных банков. Благо рядом соседи (Япония, КНР, Республика Корея), обладающие колоссальными финансовыми ресурсами, которые могли бы пойти в обеспечение.

Таким образом, географическое положение Хабаровского края и его микрорегионов определяет уровни возможной самоидентификации жителей по «вертикали регионов» и самовосприятия себя «гражданами мира». Оно также обусловливает степень консолидации регионального сообщества, его информированности и культурной открытости, мобильности, контактности с представителями других российских регионов, зарубежных стран, субкультур, религий и т.п. На этом основании можно утверждать, что: в геокультурном плане существует значительный разрыв между юго-центральными и северными районами Хабаровского края; краевой центр в увеличивающемся «отрыве» от Москвы все более принимает на себя роль культурообразующего фактора в своем регионе, притягивает молодежь и влияет на ее этические, эстетические и экзистенциальные ценности.

 

Библиографический список:

 

1. Алимов Р., Жохова Л. Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1998г.

2. Атлас Хабаровского края/ А. М. Махинов, пред. ред. кол. —Хабаровск, 2000.

3. Бизнес-карта России. Дальний Восток. Промышленность. Кн.1/ Сост. О.В. Юферев и др. - М.: МП "НИК", 1998.

4. Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.//Экономист. 2001г. №9.

5. Дальний Восток - возможность сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона//Экономист. 1998г. №6.

6. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.

7. Природно-экономические зоны: под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А. Сем. 1998.

8. Прокапало О.М. Социально-экономический потенциал субъектов федерации российского Дальнего Востока — Хабаровск, изд-во ХГТУ, 1999.

9. Регионоведение: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

10. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

11. Региональная экономика: Учеб.пособие/ Под ред.М.В.Степанова — М.: ИНФРА—М, Изд-во Рос.экон.акад., 2000.

12. Хабаровскому краю 60 лет: Статистический сборник. — Хабаровск, 1998.

13. www.adm.khv.ru/invest2.nsf/ — Сервер Правительства Хабаровского края.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: