Рекомендации для использования символдрамы в работе с детьми




Символдрама в работе с детьми

Пожалуй вряд ли найдется психолог, имеющий пусть даже небольшой опыт работы с людьми, и ни разу не столкнувшийся с детскими травмами клиентов. В детском возрасте так много закладывается для будущей жизни человека, что этот вклад невозможно переоценить. Начиная с рождения, и, даже, с перинатального периода, на ребенка влияет множество факторов, которые потом сказываются на будущей личности и судьбе.

И, конечно, есть проблемы, которые начинают проявляются уже в детстве. И которые подчас нельзя откладывать, надеясь на то, что «авось само рассосется». Различные страхи, навязчивые состояния, ночное недержание мочи — в этих случаях родители часто понимают, что необходима помощь специалиста. Однако, есть менее «серьезные» с точки зрения взрослых симптомы — такие, например, как отсутствие концентрации, неуверенность, проблемы в общении с другими детьми, вспышки агрессивности и т.д. И в этих случаях также может быть необходима помощь психолога или психотерапевта.

Но пока дети не подросли, не прошли определенные этапы развития, формирования личности — многие психотерапевтические подходы, так хорошо показавшие себя в работе со взрослыми людьми, им не подойдут.

Активно развивающиеся в последнее время в нашей стране различные арт-терапевтические техники расширяют возможности решения детских проблем. Сказкотерапия, песочная терапия, рисование, музыка, лепка — вот далеко не полный перечень подходов, эффективно использующихся для работы с детьми.

Символдрама — одно из направлений психотерапии, также хорошо зарекомендовавших себя в работе с маленькими клиентами. Возможности этого метода проработать неосознаваемые переживания, учитывая при этом механизмы сопротивления и защиты, дают положительный эффект в работе с разными детьми.

Суть метода символдрамы

Символдрама, или Кататимное переживание образов (КПО), или «сновидения наяву» — это все названия одного метода психотерапии, разработанного немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером в середине двадцатого века. Существенный вклад в развитие символдрамы внесли профессор Х. Хеннинг и психотерапевт П. Хорн. В России метод стал известен благодаря переводам, выполненным Я. Л. Обуховым.

Данное направление базируется на принципах глубинной психологии классического психоанализа и его современного развития — анализа бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты, переноса, контрпереноса. Большое влияние на развитие символдрамы оказала влияние теория архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также разработанный им метод активного воображения.

Основой метода символдрамы является свободное фантазирование на заданную терапевтом тему. Работа с образами позволяет сделать наглядными внутренние конфликты, бессознательные желания, защитные механизмы. С помощью представления, преобразования, изменения образов, их развития, происходит улучшения состояния клиентов, которое приводит к реальным изменениям в жизни.

Техника проведения терапии (общие положения)

На первой встрече происходит обсуждение запроса клиента с терапевтом. При работе с детьми на консультации присутствует кто-либо из родителей.

На каждом сеансе проходит предварительная беседа, на которой обсуждается состояние клиента, его рисунок (если он выполнялся дома), и любой актуальный для работы материал.

Затем клиент, сидя в удобном кресле или лежа на диване, погружается в состояние расслабления.

В ходе третьего этапа клиент представляет себе заданные терапевтом образы. Терапевт сопровождает клиента, побуждая его рассказывать обо всем, что тот видит и чувствует. Комментарии терапевта, находящегося рядом, помогают клиенту ощущать рядом искренний интерес и поддержку. Открытые вопросы о деталях и свойствах образов позволяют клиенту двигаться дальше, избегая влияния представлений терапевта.

Затем терапевт просит клиента «вернуться обратно», после чего следует небольшое обсуждение. Считается, что пока в этом состоянии — после сеанса — человек мало способен к умозаключениям, он еще захвачен образами и чувствами. Тем более, в случае терапии с детьми. Таким образом обсуждение не заходит далеко, а просто завершает процесс.

Весь курс может состоять из 8-15 сеансов, в отдельных случаях есть необходимость в большем количестве встреч — от 30 до 50. В неделю возможно планировать от 1 до 3 встреч.

Рекомендации для использования символдрамы в работе с детьми

Существуют общие (и для взрослых, и для детей) противопоказания для применения метода, среди которых:

— Низкий уровень интеллектуального развития (IQ ниже 85);
—Острые и хронические психозы;
—Церебрально-органические синдромы;
— Отсутствие мотивации.

При шизоидных и ярко выраженных навязчивых особенностях личности в работе по методу символдрамы могут возникнуть сложности.
При работе с запущенными и делинквентными детьми вопрос о применении метода решается индивидуально; также — при заикании.

Каждый раз при принятии решения о целесообразности применения символдрамы необходимо учитывать:
—уровень развития ребенка;
— динамику внутри семьи ребенка.

С детьми в возрасте до семи лет работа по этому методу проводится редко — только в тех случаях, когда терапевт может дать ребенку чувство безопасности и защищенности, при этом компенсируя недостаточно зрелую организацию Я маленького клиента и его защитных механизмов.

Наиболее целесообразным считается использование метода символдрамы с детьми от 8 до 12 лет, т.к. в этом возрасте инстинкты отходят на второй план, и психическая энергия может направляться на развитие Я и механизмов его функционирования. Активность в этом периоде направляется на достижение умений, ребенок овладевает окружающим миром, принцип реальности приобретает большее значение. Фантазия определяется динамическими действенными представлениями. Эти процессы дают возможность эффективного использования метода символдрамы.

Мотивы в символдраме

В работе по методу символдрамы клиенту предлагается определенная тема — так называемый мотив. В результате длительных экспериментов были выбраны такие мотивы, которые с точки зрения диагностики более релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и при этом обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

Для детей и подростков Х. Лёйнер предложил следующие мотивы:
1.Луг
2.Гора
3.Ручей
4.Дом
5.Встреча со значимым лицом.
6.Опушка леса.
7.Лодка.
8. Пещера.

Кроме того, существует еще три широко используемых в работе с детьми мотива:

1.Наблюдение и установление контакта с семьей животных.
2.Получение во владение надела земли.
3. Представление себя на 10 лет старше.

Для подростков дополнительно рекомендуются мотивы собственной машины или мотоцикла.

Для диагностики наиболее эффективными считаются мотивы:
—дерево;
—три дерева;
— цветок.

Иногда используются специфические мотивы, например:

—представление реальной ситуации в школе и дома;
— представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву;
—путешествие вглубь своего тела;
— представление эмоционально значимых для ребенка предметов (любимая мягкая игрушка, кукла).

Мотив «Луг»

Мотив можно вводить после теста «цветок» в качестве начала работы по методу символдрамы. А также — в начале каждого сеанса.
Мотив задается в неопределенной форме. Детали образа могут меняться от сеанса к сеансу. Текущее настроение часто представлено в погоде, а постоянный настрой клиента —во времени года.
Луг выражает бесконфликтный материнский мир. Любые нарушения образа свидетельствуют о конфликтах, кризисах.
Мотив обладает не только диагностическим, но и терапевтическим свойством — для этого клиенту предлагается сделать на лугу то, что ему хочется.

Мотив «Гора»

Мотив горы подразделяется на четыре части: рассмотреть гору издалека, подняться в гору, посмотреть с вершины на окрестности, спуститься с горы.
В описании важны форма, высота, растительность и т.д. И, конечно, эмоциональные впечатления. При подъеме отмечаются крутизна, сложность подъема; при анализе панорамы, открывающейся с вершины — широта обзора, закрытые зоны; при спуске — также детали ландшафта, эмоции.

Этот мотив особенно рекомендуется в случае проблем:

—с уверенностью в себе, закомплексованности;
—соперничества;
—достижения;
—депрессивной пассивности;
—проблем с половой идентификацией;
— при заикании.

Мотив «Ручей»

Этот мотив задают после мотива луга. Часто бывает, что ручей возникает сам собой. Клиента просят описать как сам ручей, так и настроение, связанное с образом; а также ответить на вопрос «что хочется сделать».

Глубинное психологическое значение потока воды — это выражения психического развития, потока психической и жизненной энергии.
Важно, что человек выбирает — двигаться вниз или вверх по течению. И, конечно, какие образы возникают по пути следования вдоль ручья, как изменяются поток, ландшафт и т.д.
Источник символизирует оральное материнское обеспечение, а его характер — отношения между матерью и ребенком на первом году жизни.

Мотив «Дом»

Это очень многоплановый мотив в символдраме; на работу с ним зачастую требуется много времени. Поскольку в этом мотиве может оказаться много конфликтного материала, его рекомендуют вводить в работу только с теми клиентами, способны выдержать подобную нагрузку.
Дом просят описать сначала снаружи, затем внутри.

Считается, что дом переживается как выражение личности человека, или какой-либо ее части. Структура дома отражает желания, защитные установки, страхи, семейные проблемы.
Дети обычно представляют реальный дом, поэтому этот мотив становится важным для того, чтобы понять домашнюю ситуацию ребенка.
Считается, что этот мотив зависит от текущей ситуации, в которой находится клиент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: