Философские основы инклюзивного образования в контексте СФГОС для детей с ОВЗ (по материалам статьи автора: Пургина Е.И.)




В современном мире происходят кардинальные перемены как в социокультурной политике в целом, так и в образовании в частности.

Главной целью социального развития является становление и самореализация каждого человека. Эта идея стала центральной в новой образовательной парадигме, которая определяет ценности, цели, сущность и направления развития образования.

В рамках личностно ориентированной парадигмы естественно и закономерно воспринимается идея инклюзивного образования.

В международной программе ЮНЕСКО «Образование для всех» инклюзивное образование означает равное представление возможностей всем обучающимся получать качественное образование и развивать свой потенциал, невзирая на пол, социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое местоположение, необходимость в специальном образовании, возраст, религию и т.п

В очерченном контексте можно выделить и более локальную проблему: инклюзивное образование связано с идеей обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно выделить два аспекта в понимании инклюзии:

· с одной стороны, это такая практика включения человека в культуру и социум (включение человека в его соотнесенности с референтной группой), которая способствует культурному обогащению как самого человека, так и всей культуры данного социума.

· С другой стороны, инклюзией также называют включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.

В историческом контексте образовательная система людей с ограниченными возможностями проходит в своем развитии несколько этапов.

1.«Социальное исключение» (термин введен У. Уилсоном) – начало XX века – середина 60-х годов XX века. Изолированное обучение в специальных учреждениях.

2. Интеграция – середина 60-х – середина 80-х годов XX века. Изменение представлений о норме, принятие многообразия норм в обществе, экспериментальная деятельность в сфере совместного обучения.

3. Инклюзия (в научный оборот введен 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями) – с 90-х годов XX века – признается наиболее гуманной и эффективной образовательной практикой.

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», принимая на себя обязанность реализации инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями на всех уровнях образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей» (1, с. 6).

Принцип доступности был провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. «Доступ – это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то другую среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможнсти доступа, а не характеристиками окружающей обстановки»

В Законе об образовании (ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами (1, с. 5).

Согласно ст. 79. п. 4 образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования (1, с. 102).

В соответствии со ст. 79 п. 2 Закона общее образование обучающихся с ограничеными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (1, с. 102).

Инклюзивное образование в России находится в стадии становления. Реализация принципов инклюзивного образования актуализировала ряд проблем, которые можно обозначить как теоретико-методологические, аксиологические, праксеологические.

Аксиологические аспекты инклюзии являются наиболее неоднозначными, так как предполагают фундаментальные изменения системы ценностей в новой парадигме «образования для всех» и преодоления социально-культурных стереотипов восприятия людей с ограниченными возможностями.

Праксеологические проблемы предполагают совершенствование нормативно-правовой базы для перехода к инклюзивному образованию на любом уровне обучения, создание доступной информационно-технической среды в образовательном учреждении, психолого-педагогическое сопровождение и подготовку кадров для работы с особой категорией обучающихся.

Одна из гуманистических ценностей современности – признание права каждого человека на уважение и принятие его индивидуальных особенностей – нашла свое воплощение в реальной возможности людей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в общеобразовательных учреждениях.

Принципы инклюзивного образования включают в свое содержание основные ценности, которыми должно руководствоваться образовательное сообщество:

· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· каждый человек способен чувствовать и думать;

· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· все люди нуждаются друг в друге;

· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Философская и педагогическая антропология позволяют высветить антропологические аспекты проблемы обучения и развития человека с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования, исходя из положения о том, что человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в большей мере нуждается в образовании, которое дает ему импульс к саморазвитию, самореализации в плане телесного и духовного развития. Инклюзия способствует социализации обучающегося благодаря диалогу и активному взаимодействию с социокультурным окружением на протяжении всей жизни.

Механизмом реализации философско-методологических идей и правовых норм инклюзивного образования в отечественной практике станет разработка специальных стандартов общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время предложена для обсуждения Концепция Специального Федерального государственного образовательно го стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС), которая разработана ведущими специалистами Института коррекционной педагогики РАО. Концепция СФГОС предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования и является основой специальных стандартов для детей с различными отклонениями здоровья, обучающихся как в специальной (коррекционной) школе, так и массовой школе в условиях интеграции или инклюзии.

Центральной идеей стандарта является положение о том, что равенство образовательных возможностей предполагает учет специфических различий между группами лиц с ограниченными возможностями здоровья для создания благоприятных условий осуществления образовательного процесса и достижения определенных результатов. Главная цель и интегральный результат – это социокультурное развитие личности средствами образования.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устраняемые трудности, до детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Соответственно, одни группы детей могут обучаться при специальной поддержке совместно со здоровыми сверстниками, другие нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. Таким образом, для каждой категории детей требуется дифференциация специального образовательного стандарта.

СФГОС рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования. Цель образования детей с ограниченными возможностями здоровья – введение ребенка в многообразное поле культуры.

Особое внимание в Концепции уделяется структурам образовательных программ, а именно – академическому компоненту и специфическому компоненту жизненных компетенций, необходимых для успешной социализации личности. В вариативных частях стандарта предлагается выделить семь одинаковых образовательных областей (язык, математика, естествознание, человек, обществознание, искусство, физическая культура), которые будут включать два компонента: «академический» и

«жизненной компетенции».

Выделены три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения. Первый уровень является цензовым, т. е. сопоставимым с уровнем основного или полного общего образования здоровых сверстников, второй и третий – принципиально не сопоставимы с цензом. На этих уровня сокращается «академический» компонент и расширяется область развития жизненной компетенций обучающихся. Эти уровни предполагают разработку четырех вариантов стандарта. Требуется более детальная разработка критериев успешности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В целом, концепция СФГОС поддержана образовательным сообществом, т. к. в ней нашли отражения важные методологические подходы современного образования и определен конкретный механизм практической реализации идей инклюзивного образования в основной школе. Но ряд положений требует уточнения. В Концепции (раздел 2.3.) при выделении четырех базовых вариантов стандарта (А, В, С, Д) инклюзивное образование предусмотрено только для обучающихся по стандарту А. Для всех остальных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по уровню развития, отнесенных к получающим образование по стандартам В, С, Д предусматривается нахождение «в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья» (5, с. 17). Таким образом, получается, что дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут достигнуть уровня образования, сопоставимого с уровнем здоровых сверстников, лишаются возможности получить инклюзивное образование, вопреки желанию их родителей. У обучающихся, их родителей должно быть право выбора между коррекционным, специализированным образовательным учреждением и общеобразовательным, реализующим инклюзивное образование в соответствии с положениями документов ЮНЕСКО и ООН по правам ребенка. В Концепции СФГОС желательно изложить требования к условиям реализации адаптированных образовательных программ при осуществлении инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий.

Конкретные шаги по созданию инклюзивного образования в нашей стране, учитывающие методологические подходы, разработанные в мировой практике, позволят реализовать право на образование лиц с особыми образовательными потребностями, создать новый механизм взаимодействия специального и массового образования, адаптировать образовательные программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, снизить степень изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья, повысить их социальную адаптивность и активность в образовательной сфере.

Инклюзия важна для всех участников образовательного процесса. Она позволяет «обычным» обучающимся приобрести опыт толерантной коммуникации, развивает эмпатию, формирует чувство ответственности и уважения к правам других. Для преподавателей актуализируется возможность практики индивидуального и личностно ориентированного обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: