Первый Историко-правовая характеристика и значение Виленского земского привилегию 1565




440 лет назад произошло событие, которое стало вехой не только в истории парламентаризма Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, но и в истории народов современных Беларуси, Литвы и Украины. Во время заседаний Большого Виленского сейма 1565-1566 г. шляхта Великого Княжества Литовского обратилась к великого князя Сигизмунда Августа с просьбой о введении в государстве " кшталтомъ съ Коруны Полское "Уездных сеймиков" для лепъшого и вечистого всякого порадку въ речи посполитой "[1]. В ответе монарха, который был датирован 21 декабря 1565, на просьбу о выдаче привилегии на образование уездных сеймиков " рачилъ Его Кр [Олевск] Милость милостиве зезволяти "[2] и в то же время шляхетством была высказана просьба о том, чтобы хозяин великий князь решение свое " отъ того времени согласно обетницы свое господаръское постановити и привильемъ своимъ на вечъные времена подтвердити рачилъ "[3]. 30 декабря 1565 [по григорианскому календарю — 9 января 1566 г.] " приводячи к большей порядку речь посполитую », Сигизмунд Август издал соответствующий нормативный правовой акт, имевший силу общегосударственного закона[4]. На просьбу шляхты о том, чтобы привилегия " теперешний Виленский новый, на соймики поветовые выданый "Был внесен в новый Устав, великий князь также дал свое согласие[5].

Дипломатический анализ оригинала Виленского земского привилегию 1565, хранящийся ныне в Главном архиве древних актов в Варшаве[6], позволяет предположить, что законопроект был подготовлен в государственной канцелярии в очень сжатые сроки. Исходя из выводов Андрея Рыбакова[7] и Алеся Груши[8] о персональной ответственности писарей канцелярии ВКЛ за подготовку актов, можно утверждать, что за разработку законопроекта Виленского земского привилегию 1565 непосредственно отвечал хозяйский предводитель и великий писарь литовский Ян Шымкович[9], подписью которого этот нормативный правовой акт скреплен. Не исключено однако, что участие в подготовке законопроекта могли взять во время Виленского сейма 1565-1566 г. и другие большие писаря ВКЛ — Астафей Богданович Волович, Ян Николаевич Гайка и Николай Павлович Нарушевич. Специально следует отметить тот факт, что великий князь Жигимонт Август заверил и скрепил своей подписью законодательный акт общегосударственного значения, который не успели украсить должным для документов такого типа образом[10]. Для того, чтобы Виленский земский привилей 1565 приобрел юридическую силу, требовалась еще скрепить его государственной печатью ВКЛ. В связи с тем, что после смерти в мае 1565 виленского воеводы, земского маршалка и канцлера ВКЛ Николая Радзивилла Черного должность канцлера оставалась вакантной[11], а падканцлерски правительство еще не существовал de jure, трудно утверждать однозначно, что Виленский земский привилей 1565 был скреплен государственной печатью именно в день, когда он был подписан великим князем[12]. Поскольку к Виленского земского привилегию 1565 привешенные малая государственная печать ВКЛ[13], можно предположить, что функции пячатара ВКЛ уже в декабре 1565 мог выполнять писарь великий литовский Астафей Богданович Волович, который стал первым подканцлера ВКЛ после получения 11 марта 1566 г. номинационное привилегию на этот пост[14].

По примеру Польской Короны Виленский земский привилей 1565 определял в каждом судебном уезде ВКЛ " где либо вряды судовые засажены, и где потом через нас господаря засаженье врядов судебных со Их просьбы и зволенья дойдет "Институт малых сеймов, которые должны были созываться" на местцах головнейших " [15] за 4 недели до вального сейма. Право участия в малых сеймах было дано монархом " всим обывателем …… паном советам Нашим, князем, паном врядником земским и дворовым, и всим нация шляхетского и состояния рыцерского, где кто в Котор повете оселость мает », Однако привилегия не определил полный состав участников этих съездов[16]. В соответствии с предписаниями закона обыватели ВКЛ, принадлежавших к шляхетского сословия, должны были съезжаться на " сеймы поветовые ", Чтобы" o потребах Речи Посполитое радити и намовляти, и обмысляти ", А также" на выбиранье послов к сеймом вольном и иным потребам земским належачих, для лепшего порадку во всих речах и способ ку справедливости и Обороны ». Об эти нужды уездная знать спавяшчалася специальными письмами монарха, но уездные шляхетские корпорации могли и сами определять вопросы для обсуждения на сеймах, формулировать свои предложения. Таким образом, как справедливо отмечает А. Рахуба, Виленский земский привилей 1565 не давал сеймики право на одобрение нормативных правовых актов, но четко закрепил за уездными перадсоймавыми съездами шляхетства права законодательной инициативы[17]. Принципы организации и деятельности перадсоймавых малых сеймов Виленский привилегия 1565 также четко не определил. Сигизмунд Август ограничился утверждением, что они должны происходить " тем же прикладом и порядку, яко на таких-то соймех поветовым дело, поступок и обычай заховывается в панство нашом Коруне Польской ». Как видим, в тексте Виленского привилегию 1565 не встречается и собственно термин " соймик ». Вместо него законодатель употребляет термины " сеймы малые "," сеймы поветовые "," съезда поветовые "При том, что в просьбе шляхты на Виленском сейме 1565-1566 г. об образовании взрослых уездных перадсоймавых шляхетских съездов был применен именно термин" Соймик "[18]. Впервые этот термин согласуется в отношении уездных перадсоймавых "соймов малых" только в тексте Устава 1566 [Р. III, ст. 5 " О соймикахъ поветовыхъ и о выправованю и посланю из них пословъ земъскихъ на вальные съемъ (сейм) "][19].

Значение Виленского земского привилегию 1565 в истории государственности и права исторической Литвы и Руси (Беларуси и Украины) заключается в том, что наряду со статьями 5, 6 и 12 III раздела Статута ВКЛ 1566 он юридически оформил в ВКЛинстытут общегосударственного парламента (вального сойма) с определенной системой представительства и институт региональных перадсоймавых сеймиков, которые позволили относительно многим обывателям шляхетского состояния (землевладельцам "на земском праве" и вассалом первой степени великого князя) реально участвовать в принятии политических решений и реализации властных полномочий в своем государстве. Как метко отметил краковский историк права профессор Станислав Плаза, именно на сеймики опирался весь сложный громадина парламентской системы Речи Посполитой обоих народов[20]. Новейшие же исследования показывают, что во второй половине XVI — первой половине XVII в. деятельность сеймиков активно способствовало укреплению политической и правовой культуры шляхты ВКЛ, характерными чертами которой в это время были благоговение к праву и высокие требования к моральным качествам и уровню образования лидеров региональных шляхетских элит. Участие средней и даже мелкой дворянства в определении государственной политики ВКЛ и Речи Посполитой обоих народов не был в это время фикцией, что подтверждают не только результаты диссертационных и монографических исследований Генрика Люлевича[21], Анджея Рахуба[22], Анджея Закшевский[23], Генриха Виснэра[24], Артурас Василявскаса[25], Павла Лойко[26], Владимира Подолинского[27], но и утверждение новогородского коменданта Василия Копти, который, подчеркивая преимущества monarchia mixta (смешанной формы правления), образно сравнивал в 1632 г. Речь Посполитую с хором, в котором звучит не один только королевский альт, но множество " свободных голосов "Согласно поддерживают одну мелодию[28]. Как метко отметил конце XX в. английский историк Норман Дейвис, " при посредничестве местных земских сеймиков знать Речи Посполитой совершала контроль над вольном сеймом, руководила налоговой системой и военными делами …, и это не был образ повсеместной анархии, который приобрел преимущество в XVIII в., а несомненно смелый эксперимент в области демократии, который в эпоху абсолютизма и религиозных войн был новой живительную альтернативой "[29].

 

Литовский статут 1529 ещё сохранял первенствующее положение магнатов, закрепляя за ними ведущую политическую роль и особую юрисдикцию. Однако издание первого общегосударственного кодекса было началом ограничения произвола крупных магнатов в отношении шляхты. В литовском статуте 1529 были закреплены условия, необходимые для зачисления в шляхетское сословие, в результате чего некоторые слои населения были исключены из него. Литовский статут 1566 установил общую подсудность всей шляхты и обязательное присутствие её на поветовых сеймиках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: