Учебно-информационные материалы по дисциплине




ЭУМК

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Сокольчик В.Н., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории права и гуманитарных дисциплин


 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Учебная программа по философии и методологии науки (рабочий вариант) …………………………………………………………………….3

2. Теоретический раздел:

2.1Электронное учебное издание (курс лекций под ред. А.И.Зеленкова)……………………………………………………………38

2.2 Иллюстративный материал…………………………………………243

3. Практический раздел (планы семинарских занятий, темы рефератов, дополнительная литература по темам)……………………………….247

4. Темы рефератов для подготовки к сдаче кандидатского минимума по философии и методологии науки; литература для написания рефератов; методические указания к написанию рефератов………270

5. Задания для самостоятельной управляемой работы магистрантов и аспирантов (список литературы для самостоятельного прочтения, тестовые задания, хрестоматийные тексты (фрагменты) для прочтения и разбора)………………………………………………………………..292

6. Словарь-справочник……………………………………………………..407


 

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

Учебная программа для студентов магистратуры специальностей:

Юриспруденция»

Экономика и управление народным хозяйством»

и аспирантов специальности:

Экономика и управление народным хозяйством»

 

Факультет международных экономических отношений и менеджмента, юридический
Кафедра Истории права и гуманитарных дисциплин
Курс Магистратура, аспирантура
Семестр 1 - 2
Всего часов по дисциплине  
Всего аудиторных часов по дисциплине  
Лекции  
Семинарские занятия  
СР  
Форма контроля Кандидатский экзамен

 

 

 

1.Пояснительная записка

В условиях глобализации, когда в полной мере обозначилась сложность и противоречивость современного мира, когда прежние идеалы и нормы претерпели существенные изменения и происходят различного рода кризисные явления в социальной, духовной, политической сферах жизни общества, именно философия, опираясь на многовековой опыт человеческой культуры и науки, призвана определить пути дальнейшего существования человечества, новые ценностные и мировоззренческие ориентиры.

Учебная дисциплина «Философия и методология науки» занимает одно из центральных мест в научной подготовке магистрантов и аспирантов. Она формирует научное мировоззрение личности, способствует развитию знаний в области методологии науки, в т.ч. культуры ведения научной дискуссии, написания научных текстов, адекватного использования языка науки.

В программе курса «Философия и методология науки» предлагается рассмотреть как традиционные вопросы философского знания в ценностном измерении современной цивилизации, так и методологические проблемы науки, с акцентом на анализе достижений науки и техники, ключевых проблемах философии и науки в современных условиях. При освещении этих вопросов обращается внимание на то обстоятельство, что преподавание философии и методологии науки должно быть ориентировано на творческое усвоение основополагающих положений мировой философской мысли и достижений современной науки.

Сложность и противоречивость современного общественного развития в качестве важнейшей задачи подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру и аспирантуру обусловливает потребность в развитии способностей и приобретении навыков самостоятельного теоретико-методологического мышления молодых ученых.

 

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины заключается в раскрытии специфики научного знания, выявления тенденций и закономерностей его развития, анализе важнейших философских и методологических проблем современной науки о человеке, обществе, природе, в том числе:

- формирование у аспирантов и магистрантов современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях, принципах синергетики, деятельностном подходе;

- овладение основами мировой и отечественной философии науки;

- развитие способностей креативного и критического мышления в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-теоретического и научно-практического, рационально-ориентированного мышления;

- формирование знаний основ методологии науки.

Задачи дисциплины

Непосредственной задачейпреподавания философии и методологии науки является формирование у магистрантов и аспирантов соответствующих философских и научных компетенций - предметных и операциональных.

Магистранты и аспиранты должны знать:

§ основные проблемы современной философии, в том числе сущностные ориентации и перспективы развития философии науки;

§ сущность, структуру и функции науки;

§ ключевые этапы развития гуманитарного и естественнонаучного знания;

§ уровни и формы научных исследований;

§ динамику развития наук;

§ роль гуманитарных наук в культуре современной цивилизации.

В результате усвоения дисциплины обучаемый должен будет:

– ориентироваться в основных философских и методологических проблемах, возникающих в историческом развитии науки – гуманитарном и естественнонаучном знании;

– получить представление о важнейших тенденциях развития гуманитарного знания;

– знать философские и методологические проблемы современного научного знания и основные варианты их решения;

– уметь выстраивать научную дискуссию, знать основы научной аргументации.

уметь характеризовать:

– науку в целом и гуманитарную науку в частности;

– формы и методы теоретического и эмпирического исследования;

– основные этапы развития науки, ее парадигмы;

– научный прогресс и его последствия.

уметь анализировать:

- традиции и инновации в динамике науки;

- парадигмы современной науки;

- достижения в процессе развития науки.

приобрести навыки и качества:

- философского осмысления проблем научного знания, значение и место науки в современной культуре человечества;

- креативного и методологически подготовленного исследователя, опирающегося на последние достижения научного знания;

- работы с научными текстами.

3. Тематический план курса «Философия и методология науки» (132 часа)

№ п/п Содержание курса Лекции Семинары и практикумы СУРС Всего
Раздел I Философия и ценности современной цивилизации        
1.1 Статус и предназначение философии в жизни общества          
1.2 Философское осмысление проблемы бытия          
1.3 Философия глобального эволюционизма          
1.4 Проблема человека в философии          
1.5 Специфика социальной реальности          
1.6 Основные проблемы социальной динамики          
1.7 Развитие общества как цивилизационный процесс          
1.8 Философия культуры          
Раздел II Философско-методологический анализ науки        
2.1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире          
2.2 Наука в ее историческом развитии          
2.3 Структура и динамика научного познания          
2.4 Методологический инструментарий современной науки          
2.5 Создание научного текста          
2.6 Наука как социальный институт          
2.7 Наука в системе социальных ценностей          
Раздел III Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль А. Философия естествознания и техники Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания        
3.1 Основные парадигмы в развитии социально-гуманитарного знания          
3.2 Основные парадигмы в развитии естествознания          
3.3 Философия техники. Техника и человек          
Вместо заключе-ния Философия и наука на рубеже XX и XXI в.        
  Всего        
             

 

 

4 .Содержание курса

Раздел1. Философия и ценности современной цивилизации

Тема1. Статус и предназначение философии в жизни общества

1. Философия как мировоззрение, ее функции и роль в системе культуры.

2. Природа философских проблем. Предмет и проблема научности философии.

3. Особенности культуры и типы философского мышления на Востоке и Западе. Философия и национальное самосознание.

4. Основные исследовательские стратегии постклассической западноевропейской философии.

 

Тема2. Философское осмысление проблемы бытия

1. Поиски метафизических оснований бытия в истории философии. Становление онтологии как учения о бытии.

2. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Проблема бытия человеческой субъективности и ее интерпретация в неклассической философии.

3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи; современная наука о ее строении и свойствах.

4. Основные концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств различных форм движения материи.

5. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

6. Природа как среда обитания человека. Научный и философский анализ биосферы и ноосферы в их историко-генетическом единстве и развитии.Идея и проблемы коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования

Тема3. Философия глобального эволюционизма

1. Понятия движения и развития в науке и философии.

2. Становление диалектики как философской теории развития в единстве онтологического, гносеологического и логического аспектов.

3. Современные дискуссии о статусе диалектики и особенности социальной диалектики.

4. Взаимосвязь диалектики и синергетики, их роль в осмыслении эволюционных процессов.

5. Эвристическое значение глобального эволюционизма в объяснении динамики мира в решении проблем формирования современной научной картины.

Тема4. Проблема человека в философии

1. Человек как предмет философского и научного анализа; основные подходы в постижении многомерного феномена человека.

2. Основные концепции антропосоциогенеза. Проблемы изучения биосоциальной природы, сущности и существования человека.

3. Сознание, его свойства, структура и функции как предмет познания в различных философских традициях.

4. Единство сознания, языка и коммуникаций. Функции языка.

5. Сознание и интеллект, творчество. Проблемы искусственного интеллекта.

6. Ценности бытия человека в обществе и мире; личностный выбор и смысл жизни.

7. Философское осмысление феномена смерти, бессмертия, свободы, ответственности человека и особенности его бытия в условиях антропологического кризиса.

Тема5. Специфика социальной реальности

1. Предмет и специфика социальной философии. Понятие социальной реальности и представления об обществе как системе.

2. Проблемы типологизации и изучения социальной структуры общества. Современные концепции социальной стратификации.

3. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии (марксизм, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас).

 

Тема6. Основные проблемы социальной динамики

1. Общество как развивающаяся система. Базовые факторы, источники и движущие силы социальной динамики.

2. Происхождение и природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ; их роль в жизни общества.

3. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода, статус и функции социального субъекта.

4. Вариативность, исторические альтернативы и выбор путей развития общества.

5. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

6. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса и проблема его гуманности.

 

Тема 7. Развитие общества как цивилизационный процесс

1. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Особенности техногенной цивилизации, характерные черты, перспективы информационного общества.

2. Тенденции взаимодействия цивилизаций и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.

3. Культурно-цивилизационные особенности восточнославянских народов, условия и проблемы их консолидации и самоопределения в современном мире.

4. Исторический выбор, проблемы и перспективы развития белорусского общества.

Тема 8. Философия культуры

1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).

2. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в условиях глобализации.

3. Ценностные формы сознания (мораль, искусство, религия) и их роль в динамике культуры.

4. Проблемы адекватности духовных форм бытия социальной реальности и феномены мифологии, утопии, идеологии.

5. Новые тенденции социокультурного развития мирового сообщества.

 

Раздел 2. Философско-методологический анализ науки

Тема1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире

1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

3. Основные проблемы философии науки.

4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания, паранаука, девиантная наука.

5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности.

 

Тема 2. Наука в ее историческом развитии

1. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития.

2. Античный идеал науки. Особенности средневековой науки.

3. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

4. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки.

5. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Тема 3. Структура и динамика научного знания

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического исследования, эмпирический базис научной дисциплины, научный факт и специфика эмпирических обобщений и закономерностей.

2. Абстрактные и идеальные объекты. Понятие научной теории и ее функции. Проблема и гипотеза.

3. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки. Стиль научного мышления.

4. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса и его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.

 

Тема 4. Методологический инструментарий современной науки

1. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки, общенаучная и частнонаучная методологии познания. Методика и техника научного исследования.

2. Системный подход, его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.

3. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

4. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода. Методы эмпирического и теоретического исследования.

5. Обоснование результатов исследования и его виды (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).

6. Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).

7. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.

8. Множественность методологических стратегий и методологических новаций. Роль информационных технологий в современном научном познании.

Тема5. Создание научного текста

1. Научный текст: специфика и структура научного текста.

2. Освоение и глубина понимания научного текста.

3. Работа над созданием научного текста.

4. Вторичные научные тексты

Тема 6. Наука как социальный институт

1. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

2. Специфика, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Школы в науке. Наука и образование в Республике Беларусь.

3. Понятие научного сообщества, его стратификационная структура и проблема «научной демократии». Научная иерархия, феномен элиты в науке и статус ученого в современном обществе.

4. Специфика и формы научной коммуникации. Диалог, полемика, дискуссия, аргументация, ее виды и необходимые параметры.

5. Конкуренция и конфликты в науке, пути их разрешения.

6. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Праксеологическая функция науки в основных видах социальных технологий: хозяйственно-экономических, политических, управленческих, образовательных.

Тема7. Наука в системе социальных ценностей

1. Роль науки в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм.

2. Социальные ценности и нормы научного этоса. Особенности научного сознания, проблемы мотивации и признания в науке.

3. Возможности и границы науки. Этика науки и научная рациональность. Творческая свобода, социальная ответственность ученого и контроль над наукой.

4. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

 

Раздел 3. Философия социально-гуманитарного познания, естествознания, техники

 

Тема1. Основные парадигмы в развитии социально-гуманитарного знания

1. Специфика и особенности объектов, методов, познавательных средств, языков социально-гуманитарного знания.

2. Исследовательские программы социально-гуманитарного знания (натуралистическая, методологический редукционизм, социологическая программа, психологическая и культурно-историческая программа, историцизм).

 

Тема2. Основные парадигмы развития естествознания

1. Становление классического естествознания. Общенаучный статус механистической картины мира.

2. Революционные изменения в науке конца XIX – первой половины ХХ в., их роль в формировании неклассического естествознания и философско-мировоззренческое значение.

3. Постнеклассическое естествознание, его объекты, предмет и особенности методологии. Специфика и междисциплинарный статус синергетики.

4. Гуманитарная, этическая и экологическая экспертиза науки (гуманитаризация, этизация, экологизация и ее развитие) и аксиологическая ориентированность современного естественно-научного познания.

 

Тема3. Философия техники. Техника и человек

1. Техника как объект философского осмысления. Понятие техники, ее историческая эволюция и современные интерпретации.

2. Генезис и социодинамика техносферы. Становление техноструктуры XXI в. и глобализация технических систем. Технополисы и технопопуляции.

3. Информационно-компьютерная революция и проблема создания искусственного интеллекта. Гносеологические проблемы компьютерной репрезентации знаний.

4. Экономические, социокультурные и социоэкологические последствия развития техники и критерии их оценки.

5. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком.

 

Вместо заключения.

Философия и наука на рубеже ХХ иХХ1 вв.

Тема1. Философское осмысление новых проблем развития общества

1. Историческая динамика культуры: от модернизма к постмодернизму. Философская репрезентация культуры.

2. Глобализация, ее модели, социокультурные параметры и их философское осмысление.

3. Развитие глобальной информационно-коммуникационной сети мирового сообщества и формирование коммуникативной парадигмы в современной социальной философии.

Тема2. Философия в культуре духовно-экологической цивилизации

1. Особенности взаимодействия человека и природы в контексте техногенной культуры и экологические императивы современной цивилизации.

2. Философия и наука о сущности и перспективах устойчивого развития и коэволюции человека и биосферы.

3. Экологическая культура и ее роль в становлении постиндустриального общества.

4. Новые комплексные проблемы развития мирового сообщества и роль философии как методологии междисциплинарного синтеза знаний.

5. Пути интеграции, кооперации знаний в развитии современной науки, проблемы и перспективы становления синергетического стиля мышления.«Эпоха глобализма» и проблема сохранения белорусской национальной культуры и государственности

 

Учебно-информационные материалы по дисциплине

Основная литература

1. Берков В. Ф. Общая методология науки. – Мн., 2001.

2. Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004

3. Водопьянов П. А., Бурак П. М. Философия и методология науки/ учебно-методическое пособие. – Минск, 2006г.

4. Западная философия: итоги тысячелетия (антология). – М., 1997.

5. Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

6. История философии: Запад – Россия – Восток: в кн. – Кн. – 4. Философия ХХ века. – М., 1999.

7. История философии: Учебник / Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001.

8. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. – М., 2000.

9. Кармин А. С., Бернадский Г. Г. Философия. – СПб., 2001.

10. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997г.

11. Кохановский В.П., Лешкевич Т..Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Ростов-н-Дону, 2004.

12. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. Учебное пособие. М., 2001

13. Лось В.А. История и философии науки. Учебное пособие. М., 2004.

14. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учеб. пособие. – М., 2005.

15. Негодаев И. А. Философия техники: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 1997.

16. Никифоров П.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998.

17. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2001–2002.

18. Новейший философский словарь. – Мн., 1999.

19. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. – М., 1998.

20. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. – Т. 4. – М., 1997.

21. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М., 1996.

22. Степин В. С. Основы философии науки. – М., 2004.

23. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

24. Философия и методология науки: Учеб. пособие / под ред. В. И. Купцова. – М., 1996.

25. Философия и методология науки: учебно-методический комплекс для студентов магистратуры / Под ред. А. И. Зеленкова. – Мн., 2004.

26. Философия: Учеб. пособие. / Под ред. В. К. Лукашевича. – Мн., 2001.

27. Философия: Учебник / Под ред. Ю. А. Харина– Мн., 2005.

28. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

29. Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988.

30. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Современная наука: ценностные ориентиры. Учебное пособие. Мн., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и науки в ее связи с наукой. М., 2000.

3. Границы науки. М., 2000.

4. Косарева Л.М. рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

8. Наука в культура. М., 1998.

9. Наука в системе социальных связей. М., 1995.

10. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

11. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

12. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

13. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

14. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

16. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986.

17. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: