III. Обсуждение повести М. Пришвина «Жень-шень»




Сегодня мы с вами будем обсуждать повесть «Жень-шень», написанную в 1933 году. Она является одной из жемчужин всей русской литературы. Это поэма в прозе. А для того, чтобы прийти к обсуждению вопросов, затронутых в повести, мне хотелось бы познакомит вас с особенностями края, где происходят события, с особенностями знаменитого растения

В повести корень Женьшень был поврежден оленем, но он остался цел и только на время замер, но затем нашёл в себе силы и дал новый цвет на стебле.

· А герой повести? Не похож ли он на этот Жень-шень?

· Кто он наш герой?

· Почему он решил остаться в этом рае?

 

(Желание понять и постичь; познать себя; возвращение домой – не понимание со стороны окружающих – озлобление («афганцы»). Нужно было дать время – дать найти себя – дать новые ростки – найти смысл жизни!)

Поиски смысла жизни – извечная проблема. Многие писатели пытались найти решение этой проблемы (Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Булгаков и др.)

Именно книги этих писателей помогают открывать нам всё новые грани красоты и души человеческой. Герои стремятся найти смысл жизни, понять себя. Своё «Я». И поступки героев, как бы соотносятся со словами Гёте: «Как познать себя? Не путем созерцания, а только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

· А в чём смысл жизни видит герой?

· В чём корень жизни?

Он находит его не сразу. Для этого ему понадобилось время, умение заглянуть в себя и найти себя!

· А что нужно для успеха в поиске корня жизни? (Чистую совесть и никогда не оглядываться назад, в ту сторону, где все уже измято и растоптано. «А если чистая совесть есть, то никакой завал не испортит пути»)

Корень – понятие многозначное (предки, оседлость, стержень души, источник жизни).

· А в вашем понимании какое из этих значений более приемлемо вам?

· Что думаете вы о корне жизни?

· Что значит корень для Лувена? (лекарство)

· Что он относит ещё к лекарству? (корень, панты, травы, кровь зубра, деньги!!!!).

Главное в жизни Лувена - врачевание! Человек должен иметь главное дело жизни!

Гармония с природой делает человека более чистым, внимательным, учит быть более наблюдательнее, философом и психологом!

· Герой считает, что понять жизнь нам помогает радость. Согласны ли вы с ним?

· Когда человек чувствует острее: в горе или в радости?

«Шелест жизни! – человек чувствует все острее, слышит все чутко – когда он «болен» душой». Когда человек «болен» душой, он начинает размышлять, раздумывать и о всей жизни. Одиночество заставляет нашего героя искать себе «друга». Человек не может быть одинок! (камень-сердце, «плачь скалы», бакланы-бродяги).

Нет утешения! Нет соблазну ожидания лучшего в переменах на стороне!

Там хорошо, где нас нет. (стрелочник из произведения Антуана де Сен-Экзюпери «Маленький принц»)

«Люди?...Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно!» (цветок из пустыни - «Маленький принц»)

· Что нужно для счастья? Когда человек может чувствовать себя счастливым? (свобода)

· А можем ли мы найти счастье? Как найти его?

«Его нельзя найти вне себя» (украинский философ XVIII в. Г.С. Сковорода)

«Как нельзя найти свободы и радости вне себя» (Ричард Д. Бах – XX в.)

И Григорий Саввич Сковорода и Ричард Бах считали так же, что человек живет двойной жизнью, у него два тела, две души. И у героя нашей повести происходит борьба двух людей (он и охотник – незнакомый ему человек)

· Почему его долгое время мучил вопрос, вернее всю жизнь: «Охотник, зачем ты пустил её и не схватил за копытца?

· Почему герой искал женщину, похожую на оленя – цветок Хуа-лу? (целомудрие, чистота, материнство, неприступность. Идеал женственности).

· Почему ушла первая женщина?

· Почему в её глазах был огонь? (не понимание, не желание удержать её, он был ещё не готов, не нашел себя, он был узником своего тела, зависел от запрограммированных возможностей)

· Наш герой говорит, что обретает свободу – выходя в долину Зусу-хо.(простор, красота, свобода). А в жизни? Где она свобода?

· Когда человек может чувствовать себя свободным? (в поисках, в борьбе, имея возможность творить. Но не вседозволенность!!!)

Жизнь на земле – счастье! О счастье жить на земле пишет М. Пришвин в повести, называет её свидетельством победы над самим собой. Это поэма любви! Сколько волнующих проблем ставит перед нами эта повесть!

· А какие нравственные уроки извлекли вы? (долг; обман-смерть, унижение, совесть-гордость, гармония-любовь, свобода – главное дело жизни, умение преодолевать трудности!)

· Все это корень нашей жизни! Все эти нравственные критерии вы должны усвоить. Вы уходите в жизнь, где много-много дорог!

· У каждого человека свой путь. За время существования земли не повторилась ничья судьба. Повторение невозможно. У одного дорога длинна, извилиста, крута, многообразна. У другого – от порога дома в поле и назад. Каждому свое! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить чужой путь! Но мы все идем путем земли: мы люди – дети своей планеты и живем по её законам. Не так-то просто, идя путем земли разбираться в поворотах дорог, троп, тропинок.

Разные люди по-разному могут смотреть на один и тот же факт жизни. А сколько противоречий порой у одного человека!

Найти гармонию – вот предел мечтаний!

Каждый приходит в эту жизнь, чтобы выполнить свою миссию, проделать свой путь. «Я пришла в этот мир, чтобы исполнить своё предназначение» (одна из основателей движения самопомощи Луиза Л.Хей).

Унизительных положений нет, если сам не унизишься! (мужество оленя)

· Когда олень сбрасывает свои рога? (весной)

Смена рогов у оленя- обновление!

· А человек?

· Каждый из нас должен анализировать свои поступки, подводить итог прожитой жизни - Как я прожил? Возвращение к тем дорогам, которые прошел.

 

Помните, что вы сами творцы своей судьбы, своего счастья, творцы собственной духовной красоты!

«Железо ржавеет. Не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»

(Леонардо да Винчи).

Домашнее задание:

- Прочитать «Глаза земли» М.М. Пришвин

- Сообщение по творчеству Мандельштама

 

Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: