Естественнонаучного и гуманитарного познания 3 глава




121. Можно подумать: коли философия трактует об употреблении слова «философия», то должна существовать некая философия второго порядка. Но это как раз не так; данная ситуация скорее уж соответствует случаю с орфографией, которая должна зани­маться и правописанием слова «орфография», не превращаясь при этом в нечто, относящееся ко второму порядку.

122. Главный источник нашего недопонимания в том, что мы не обозреваем употребления наших слов. — Нашей грамматике не­достает такой наглядности. — Именно наглядное действие (übersichtliche Darstellung) рождает то понимание, которое заклю­чается в «усмотрении связей». Отсюда важность поисков и изоб­ретения промежуточных звеньев. Понятие наглядного взору действия (der übersichtlichen Darstellung) имеет для нас принципиальное значение. Оно характеризует тип нашего представления, способ нашего рассмотрения вещей. (Разве это не «мировоззрение»?)

123. Философская проблема имеет форму: «Я в тупике».

124. Философия никоим образом не смеет посягать на действи­тельное употребление языка, в конечном счете она может только описывать его.

Ведь дать ему вместе с тем и какое-то обоснование она не может. Она оставляет все так, как оно есть.

И математику она оставляет такой, как она есть, не может про­двинуть ни одно математическое открытие. «Ведущая проблема математической логики» остается для нас проблемой математики, как и любая другая.

125. Не дело философии разрешать противоречие посредством математического, логико-математического открытия. Она призвана ясно показать то состояние математики, которое беспокоит нас, — состояние до разрешения противоречия. (И это не зна­чит — уйти от трудностей.)

Главное здесь вот что: мы устанавливаем правила и технику иг­ры, а затем, следуя этим правилам, сталкиваемся с тем, что не все идет так, как было задумано нами. Что, следовательно, мы как бы запутались в наших собственных правилах. Именно эту «запутанность в собственных правилах» мы и хотим понять, то есть ясно рассмотреть.

Это проливает свет на наше понятие полагания (Meinens). Ибо в таких случаях дело идет иначе, чем мы полагали, предвидели. Ведь говорим же мы, например, столкнувшись с противоречием: «Я этого не предполагал».

Гражданское положение противоречия, или его положение в гражданском обществе, — вот философская проблема.

126. Философия просто все предъявляет нам, ничего не объясняя и не делая выводов. — Так как все открыто взору, то нечего и объяснять. Ведь нас интересует не то, что скрыто. «Философией» можно было бы назвать и то, что возможно до всех новых открытий и изобретений.

127. Труд философа — это [осуществляемый] с особой целью подбор припоминаний.

128. Пожелай кто-нибудь сформулировать в философии тезисы, пожалуй, они никогда не смогли бы вызвать дискуссию, потому что все согласились бы с ними.

Почему, по мнению Л. Витгенштейна, философская проблема имеет форму: «Я в тупике»?

Как Л. Витгенштейн определяет труд философа?

Системный подход как общенаучная методология современного естествознания

Дайте общую характеристику системному подходу. Назовите его основные признаки.

Каковы историко-научные предпосылки системного подхода?

Понятие «система» и его функции в системно-структурных исследованиях.

Назовите другие основные понятия, используемые в рамках системного подхода. Дайте их краткую характеристику.

Каково значение идей системного подхода для построения современного научного знания (в психологии, социальном управлении, этнографии).

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 96–116.

 

Дополнительная литература

Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997.

Э.Г. Юдин

Системный подход и принцип деятельности.

<М. 1978. С. 98--101>

Одной из первых наук, в которой объекты исследова­ния начали рассматриваться как системы, явилась био­логия. Главный предмет системных исследований в био­логии составляет многообразие связей в живой природе, их разнокачественность и соподчинение. При этом на каждом уровне биологической организации выделяются свои особые ведущие связи. Именно на путях углубле­ния представлений о системе связей отыскивается в на­стоящее время решение проблемы иерархического строе­ния (соподчинения уровней) живой природы, а также связанной с этим проблемы управления. Представление биологических объектах как о системах позволяет вме­сте с тем по-новому подойти и к некоторым проблемам, издавна стоявшим в биологии. Одним из примеров мо­жет служить развитие некоторых аспектов проблемы взаимоотношения организма и среды. Как известно, У. Росс Эшби сделал важный шаг вперед в трактовке этой проблемы, акцентируя внимание на идее гомеостазиса. Тем самым в центр исследования был поставлен ди­намический аспект взаимодействия организма со средой; это существенно углубило прежние представления, осно­вывавшиеся, как правило, на тезисе о простом равнове­сии. Важно подчеркнуть, что само понятие гомеостазиса выросло из понимания организма как системы.

Системные идеи сравнительно давно получили выра­жение и в некоторых психологических концепциях. Прин­ципы системного подхода нашли воплощение в культурно-исторической концепции психики

Л. С. Выготского, в «генетической эпистемологии» Ж. Пиаже, в «физиоло­гии активности» Н. А. Бернштейна, а также в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других советских психологов.

С системными идеями теснейшим образом связана и общая теория знаковых систем. К настоящему времени сложились обособленные лингвистическая, ло­гическая, психологическая и социологическая трактовки знака, каждая из которых опирается на специфические способы подхода к знаковым системам (знаковая систе­ма как языковая система, как система значений и логи­ческих связей, как орудие мышления, как средство ком­муникации) и использует вытекающие отсюда методы анализа. Принципиальная же задача семиотики как об­щей теории знаковых систем состоит в том, чтобы синте­зировать эти различные подходы. Эта задача до сих пор не решена наукой, и мы считаем, что в ее решении систем­ный подход может оказаться весьма плодотворным.

Системная направленность исследований пробивает себе дорогу и в ряде других областей современной науки. Среди них прежде всего следует упомянуть кибернетику, в которой понятие «система» является одним из основ­ных. Решаемые кибернетикой задачи по информационно­му моделированию функций живых организмов, исследо­вания по бионике, развитие теории самоорганизующихся систем, приложения кибернетики к социальным исследо­ваниям и т. д.— для всех этих направлений исследова­ния характерны постановка и решение системных задач. Принципы системно-структурного анализа все шире про­никают в науки об обществе, науки о Земле, в языкозна­ние и т. д.

Помимо науки не менее важной сферой внедрения в общественное сознание идей системного подхода явля­ется современная техника. Начавшаяся в последние де­сятилетия научно-техническая революция уже сейчас су­щественно изменила исходные принципы конструирования современных технических сооружений. Для этих соору­жений характерны: 1) большие масштабы — по числу ча­стей, по объему выполняемых функций, по абсолютной стоимости и т. д.; 2) наличие определенной целостности, функционального единства (общей цели, общего назначе­ния и т. д.), что приводит к сложному иерархическому строению системы; 3) сложность (полифункциональ­ность) поведения; 4) высокая степень автоматизации, оз­начающая, в частности, повышение степени самостоя­тельности системы в ее поведении; 5) нерегулярное, ста­тистически распределяющееся во времени поступление внешних воздействий и, наконец; 6) наличие в целом ряде случаев состязательного момента, т. е. такого функ­ционирования технической системы, при котором необхо­димо учитывать конкуренцию отдельных частей создава­емого сооружения. Такие сооружения получили название больших систем; примерами их явля­ются системы управления уличным движением в городах, железнодорожным и другими сообщениями, автоматиче­ские системы обработки научной и иной информации, сис­темы управления ПВО и т. д.

Разработка и конструирование таких систем принес­ли существенные изменения в общие методы техническо­го мышления: системный подход стал рассматриваться как важнейший, даже определяющий компонент совре­менной техники. Единство тех­нической системы, подчинение изделия системе, страте­гия поведения системы, системность в проектировании системы и т. д.— таковы исходные установки этих новых методов технического мышления. Их рождение, естест­венно, связано с аналогичными движениями в различных технических науках.

Наконец, организация производства и управление им — третий основной источник современных системных представлений. Гигантское возрастание сложности тех­нических объектов с неизбежностью привело к тому, что в процессе их конструирования оказываются связанными в единое целое тысячи предприятий, сотни тысяч исполни­телей. В результате этого наряду и даже задолго до со­здания самой по себе технической системы складывается и живет по своим законам другая неразрывно связанная с ней система — система по созданию системы.

Даже из этой краткой характеристики основных на­правлений становления системного подхода нетрудно убедиться, что в каждом случае задачи системного иссле­дования весьма специфичны, так что вряд ли возможно отождествить проблематику этих направлений. Тем не менее некоторые важные моменты с несомненностью ука­зывают на существенную общность перечисленных нами направлений разработок в науке, технике и организации производства. Именно эта общность и позволяет гово­рить о системном подходе как некоторой особой и внут­ренне единой исследовательской позиции.

Каковы же основные черты этой позиции?

При методологическом анализе проблем современной науки нередко (явно или неявно) проводится мысль о том, что развитие познания связано с возрастанием сложнос­ти принципиальных подходов к исследованию и методов научного познания. Конкретные обоснования этого взгля­да весьма многообразны, но с известным огрублением их можно свести в одну достаточно общую схему. Согласно этой схеме иерархия усложнения способов исследования выглядит примерно следующим образом.

Простейшей формой научного описания и соответст­венно исходным уровнем исследования любого объекта является основанное на эмпирических наблюдениях опи­сание свойств, признаков и отношений исследуемого объ­екта. Этот уровень анализа можно назвать параметри­ческим описанием.

Когда выявлены параметры объекта, познание пере­ходит к определению поэлементного состава, строения исследуемого объекта. Основная задача состоит здесь в том, чтобы определить взаимосвязи свойств, признаков и отношений, выявленных на первом этапе (уровне) ис­следования. Эту стадию можно назвать морфологиче­ским (субстратным) описанием объекта.

Дальнейшее усложнение познания связано с перехо­дом к функциональному описанию, которое, в свою оче­редь, может исходить из функциональных зависимостей между параметрами (функционально-параметрическое описание), между «частями» как элементами объекта (функционально-морфологическое описание) или между параметрами и строением объекта. Методологическая специфика функционального подхода состоит в том, что функция элемента или «части» (подсистемы) объекта за­дается на основе принципа «включения», т. е. выводится из характеристик и потребностей более широкого целого.

В каких отраслях научного знания первоначально складывались системные представления?

Каковы системные принципы технического конструирования?

Коммуникация в современных научных сообществах

Что представляет собой система коммуникации в современной науке? Каковы ее основные компоненты?

Назовите исторические этапы развития коммуникации в науке (по статье: Д. Дж. Прайс. Тенденции в развитии коммуникации – прошлое, настоящее, будущее).

Каковы основные модели научной коммуникации?

Назовите основные направления науковедческого исследования формальной и неформальной коммуникации. В чем состоит эффективность межличностной коммуникации в мире?

Неформальная коммуникация в науке: основные идеи концепции «невидимого колледжа» (по статье: Д. Дж. Прайс, Д. Б. Бивер. Сотрудничество в невидимом колледже).

Коммуникация в современной науке. М., 1976. С. 93–109; 112–113; 335–350.

Дополнительная литература

Дюментон Г. Г. Сети научной коммуникации и управление фундаментальной наукой. М., 1987.

Мирский Э. М. Управление и самоуправление в научно-технической сфере //Социологические исследования. 1995. № 7.

Д. Дж. Прайс

Тенденции в развитии коммуникации – прошлое, настоящее, будущее.

<Коммуникация в современной науке. М., 1976. С. 112-114>

Шесть преимуществ межличностной коммуникации в науке

1. Оперативность. Межличностная коммуникация ме­жду учеными более оперативна (по сравнению с печат­ными материалами) в передаче сообщений о новых науч­ных событиях тем, кто включен в соответствующую ком­муникационную структуру.

2. Избирательность (адресность). Межличностная сеть направляет научные новости тем ученым, для кого эти новости существенны, причем делает это часто с гиб­костью, которая превосходит формальные службы инфор­мации. Это особенно важно для информирования тех в данной дисциплине, кто не находится на месте воз­никновения событий. В этом отношении исследователь часто попадает в зависимость от друзей, которые работают примыкающих направлениях, но знают о его интересе и обращают его внимание на вещи, соответствующие этому интересу. Межличностная коммуникационная сеть функ­ционирует, таким образом, избирательно и адресно, при­спосабливая элементы новой информации к профилю ин­тересов отдельного ученого. Это ее свойство особенно ценится участниками фундаментальных исследований, что объяснимо узкой и индивидуализированной природой специальных интересов ученых в этой области. В погра­ничных областях ученый даже не всегда способен оценить значение новой информации для его работы.

3. Оценка и синтез. Когда ученый обращается со сво­им вопросом к коллеге, а не к библиотеке, указателю или другим формальным средствам информации, такое обра­щение имеет ряд преимуществ, хотя при этом он может не получить полной информации. Во-первых, коллега выдает ему информацию, а не документ. Во-вторых, в за­висимости от направления работы и своих интересов коллега мог уже прочитать большое число источников и отобрать те из них, которые, по его мнению, заслуживают запоминания и упоминания. Иными словами, колле­га уже прошел через операции отбора и оценки информа­ции, возможно, даже и через операцию синтезирования элементов информации, в результате чего он выдает об­ратившемуся к нему ученому конечный результат этих нескольких операций.

4. Извлечение прикладного смысла. Для представите­лей прикладных дисциплин особую важность приобрета­ет то обстоятельство, что в процессе передачи научной информации коллеги переводят ее обычно с исходного языка эмпирического, лабораторного исследования или фундаментальной теоретической дисциплины на приклад­ной язык — язык действия. К тому же идущая от коллег коммуникация может в отличие от коммуникации с по­мощью более формальных средств добавлять к научному знанию оценку его значения для данных практических ситуаций и оценку условий, в которых это вновь приоб­ретенное знание может применяться. Практик, особенно в медицине, нуждается часто не столько в том, чтобы знать сам рецепт поведения, сколько в том, чтобы знать, как, когда и при каких обстоятельствах действовать по этому научному предписанию.

5. Передача неформулируемого содержания. Сообще­ния, несущие содержание совершенно специфического вида, в основном передаются только через прямые кон­такты между учеными. К такой информации относятся неопубликованные мельчайшие детали опубликованных уже открытий, технические тонкости исследования, све­дения об инструментах и использованных в исследовании материалах, о степени продуктивности полученного опы­та и выработанного навыка и т. д. Ин­формация этого рода, как правило, не попадает в литера­туру, а если и публикуется, в ней трудно бывает разо­браться. Можно предложить несколько гипотез насчет того, почему информация этого рода часто остается не­опубликованной и незамеченной, почему она трудна для восприятия. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что такую информацию трудно кратко сформули­ровать в словах – ее проще «показать», чем рассказать о ней.

6. Сопутствующая обратная связь. Одним из наиболее очевидных преимуществ межличностной коммуникации любого рода является постоянно присутствующая в ней возможность обратной связи при двустороннем обмене сообщений. Это относится и к обмену научной информа­цией. Межличностная коммуникация дает ученым воз­можность познакомиться с реакцией слушателя на их высказывания и в результате этого получить полезные критические замечания относительно их работы и их идей. Этот же механизм делает межличностную коммуни­кацию существенной частью системы признания в науке. С точки зрения слушающего, сообщение коллеги час­то несет в себе информацию об уровне мышления говоря­щего.

Вместе с тем обратная связь и сама по себе играет важную роль в процессе управления обменом информаци­ей, частью которого она является. Беседу, если она от­клонилась от темы, всегда можно без особых усилий и потерь времени вернуть в нужную колею с помощью направляющих замечаний типа: «я хотел услышать не об этом...»; «не стоит уточнять»; «а нельзя ли поподроб­нее?»

Д. Дж. Прайс, Д. Б. Бивер

Сотрудничество в невидимом колледже

<Коммуникация в современной науке. М., 1976. С. 335--336>

Многие исследования по социологии современной науки и по способам коммуни­кации ученых показывают, что одной из доминирующих структур, в которых протекают коммуникационные про­цессы, является та форма связи исследователей, которая стала известна как «невидимый колледж». Исторически это название восходит к группе связанных друг с другом ученых середины XVII столетия, которые затем формаль­но организовали Лондонское Королевское общество. До этого они встречались на неформальной основе, чем и от­личались от более «видимых» групп при колледжах Уадома и Грешема. Члены группы общались с помощью писем, чтобы добиться обсуждения своих работ, обеспе­чивать приоритет, а также иметь возможность получать сведения о работах, ведущихся в других местах другими учеными. В контексте организационной структуры совре­менной «большой науки» термин «невидимый колледж» не обладает точностью: определение этого термина, как и его понимание, колеблется, к сожалению, от автора к автору.

В основе представлений о «невидимом колледже» ле­жит, видимо, то обстоятельство, что в каждом из наиболее активных и соревнующихся друг с другом научных на­правлений обнаруживается существование особой «вну­тренней группы». Входящие в такую группу ученые ока­зываются обычно в прямом контакте с каждым исследова­телем, который вносит весомый вклад в данное направле­ние, не только на национальном, но и на международном уровне, включая все страны, где данное направление по­лучило достаточное развитие. Основной состав группы собирается обычно где-нибудь и приятных местах на уз­ких конференциях. Члены этой группы информационно связывают отдельные исследовательские центры. Они пе­ресылают друг другу препринты и оттиски статей, сотруд­ничают в исследованиях. Эти лица составляют как бы ядро, объединяя всех более или менее известных исследователей данного направления, они оказываются в состоя­нии контролировать финансирование и лабораторное обес­печение исследований как на местах, так и в националь­ном масштабе. Они оказывают решающее влияние на престиж остальных ученых, на судьбу новых научных идей, так что в конце концов именно они обладают реша­ющим голосом при определении стратегии научного по­иска к данной области.

Какого рода научная информация передается почти исключительно в ходе прямых контактов между учеными?

Назовите коммуникативные каналы, используемые в «невидимом колледже».

Взаимоотношение науки и общества в работе Дж. Бернала «Наука в истории общества»

В каких аспектах может рассматриваться наука?

Какие пути взаимоотношения науки и общества выделяет Дж. Бернал?

Какое влияние оказывают «великие люди» на прогресс науки?

Какую роль отводит Дж. Бернал социальным факторам в изменении техники?

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 17 – 38.

Дополнительная литература

Косарева Л. М. Методологические проблемы современной западной историографии науки// Методология историко-научных исследований. М., 1978.

Дж. Бернал

Наука в истории общества.

<М., 1956. С. 18--21; 26--27>

То, что наука является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, – результат очень недавнего развития. Только в XX веке профессия ученого становится сравнимой по значению с более ста­рыми профессиями церковников и законников. Эта профессия признается также чем-то отличным, хотя и сродным, от тех профессий медиков и техников, которые становятся менее зависимыми от традиций и все более проникаются наукой. Ее крепнущий союз со специальными профессиями имеет тенденцию все больше отделить науку от обычных занятий, распространенных в обществе. …В настоящее время многим людям независимо от их специальности наука представляется родом деятельности, осуществляемой определенными людьми –учеными. Само по себе слово «наука» («science») не очень древнего происхождения. Вевел впервые употребил слово «ученый» («scientist») в 1840 году в своей «Философии индуктивных наук». «Нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Ученым». В нашем представлении эти люди разобщены: одни из них работают в скрытых и недоступных лабораториях со странными аппаратами, другие занимаются сложными вычислениями и дока­зательствами, и все они пользуются языком, понятным лишь их коллегам. Такое отношение действительно имеет некоторое оправдание: хотя наука и развивается, все больше влияя на нашу повседневную жизнь, она не становится от этого более понятной. … Наука уже приобрела столь много черт, характерных для исключитель­ных свободных профессий, включая такие свободные профессии, которые тре­буют длительной практики и серьезного обучения, что, как общепризнано, го­раздо легче распознать ученого, чем познать, что такое наука. Действительно, легко определить науку как то, что делают ученые.

Институт науки как коллективное и организованное целое существует недавно, но он обладает особыми экономическими чертами, имевшими место еще в период, когда наука развивалась усилиями отдельных людей. Однако наука отличается в общем от всех других свободных профессий тем, что научная практика не приносит непосредственной экономической выгоды. …Те или иные продук­ты науки вне определенного непосредственного применения не подлежат про­даже, хотя в совокупности и в относительно короткий срок, воплотившись в технику и промышленность, они могут принести больше нового богатства, чем все другие свободные профессии, вместе взятые. В результате проблема добывания средств к жизни всегда была основным занятием ученого, и труд­ность разрешения этой проблемы в прошлом была основной причиной, задер­живавшей развитие науки, и все еще задерживает его сегодня, хотя и в значи­тельно меньшей степени. …В конечном счете как задачи ученого, так и оплата его труда исходят из со­циальных институтов и традиций, включая приобретающий с течением времени все большее значение институт самой науки. Это не обязательно означает унижение науки. Социальная направленность науки, по крайней мере вплоть до недавнего курса на ее милитаризацию, была общей и ненавязчивой и могла оказать действенную помощь изобретательным умам, заставляя их сосредо­точивать свое внимание на узловых проблемах текущей практики.

Действительное унижение науки – это разрушение и извращение, возни­кающие в обществе, в котором ценность науки определяется тем, как она может пополнить частную прибыль и средства уничтожения. Однако вовсе не противоестественно судят те ученые, которые усматривают в этих извращающих науку целях единственную причину, в силу которой общество, где они живут, поддерживает науку, и они не могут представить себе никакого другого общества, сильно и искренне ощущая, что вся эта социальная направ­ленность науки является неизбежным злом. Они жаждут возврата к иде­альному положению, которого в действительности никогда не существо­вало, где наука преследовала бы исключительно свои собственные цели…

В ходе рассмотрения науки как института и ее особенностей мы недостаточно четко выделили один аспект, отличающий научный и технический прогресс от всех остальных аспектов достижений общества. Этой особенностью наук является их кумулятивный характер. Методы ученого имели бы неболь­шую ценность, если бы он не овладел огромными запасами знаний и опыта, накопленного раньше. Вероятно, ни одно из этих положений нельзя считать совершенно точным, но они достаточны для ученых-практиков, которые нашли отправные точки для будущей работы. Наука является развивающимся ком­плексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше – на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружеников. Одного знания того, что уже известно, недостаточно; чтобы называться ученым, необ­ходимо внести что-то свое в общее дело. Наука в любое время представляет собой общий итог всего того, чего она достигла к этому времени. Но этот итог не статичен. Наука – это нечто большее, чем общий комплекс известных фак­тов, законов и теорий. Критикуя, часто столько же разрушая, сколько и созда­вая, наука постоянно открывает новые факты, законы и теории. Тем не менее все сооружение науки никогда не перестает развиваться. Она, если можно так сказать, вечно находится в ремонте, но в то же время всегда исполь­зуется.

Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важней­ших институтов человечества, таких как религия, право, философия и искус­ство. Разумеется, эти последние имеют более древнюю историю и традиции, чем история и традиции науки, и им уделялось больше внимания, чем науке, но все же они в принципе не являются кумулятивными. Религия имеет дело с сохранением «вечной» истины, в то время как в искусстве имеет зна­чение скорее деятельность индивидуумов, чем школа. Ученый же всегда сознательно старается изменить принятую истину, и его работа очень скоро растворяется, вытесняется и теряет характер индивидуальной деятельности. Не только сами художники, поэты, но и все люди любуются, слушают или читают великие произведения искусства, музыки и литературы прошлого в оригинале, в точном воспроизведении или переводе. Благодаря своему непосредственному воздействию на человека они всегда остаются живыми.

И, наоборот, лишь незначительное меньшинство ученых и историков науки и вряд ли кто-либо другой изучает великие исторические труды науки. Результаты этих трудов включаются в современную науку, тогда как их ори­гиналы хоронятся. Именно эти установленные отношения, факты, законы, теории, а не способ их открытия или того, как они были впервые препод­несены, имеют значение для большинства результатов.

Какой смысл вкладывается в понятие «институт науки»?

Какой характер науки отличает ее от религии, права, философии, искусства?

 

В. И. Вернадский о генезисе науки и научных революциях в трудах по истории науки

Какие важнейшие предпосылки возникновения науки отмечает

В. И. Вернадский?

Что собой, по В. И. Вернадскому, представляют основные закономерности развития науки?

В чем В. И. Вернадскому видится суть коренных изменений, происходящих в науке?

В чем, согласно В. И. Вернадскому, заключается методологический потенциал историко-научных исследований?

Вернадский В.И. Из истории идей. Мысли о современном значении истории знаний //Его же. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 214–227; 229–242.

Дополнительная литература

Микулинский С. Р. В.И. Вернадский как историк науки. Предисловие //Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 5–32.

В. И. Вернадский

Избранные труды по истории науки.

<М., 1981. С. 238--241>

Мысли о современном значении истории знаний

Перелом научного мировоззрения, сейчас указанный, охватил область физико-химических наук. В отличие от того, что наблюдалось в XVII и XVIII столетиях, науки математические и биологические, при огромном их росте в XIX веке, не вносят в наше научное мировоззрение изменений, вызывающих коренной перелом по сравнению с миропониманием прошлого века.

Но в другой области знания – в понимании положения человека в научно создаваемом строе мира – сейчас наблюдается огромный скачок научного творчества, одновременно идущий с ростом физико-химических наук.

Напрасно стал бы человек пытаться научно строить мир, отказавшись от себя и стараясь найти какое-нибудь независимое от его природы понимание мира. Эта задача ему не по силам; она является, по существу, иллюзией и может быть сравнена с классическими примерами таких иллюзий, как искания perpetuum mobile, философского камня, квадратуры круга. Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки. Находя правильности и законности в окружающем его мире, человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму. В научно выраженной истине всегда есть отражение – может быть чрезвычайно большое – духовной личности человека, его разума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: