Игры и упражнения на развитие речевого дыхания




Проект «Школа логопедической помощи

Детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями

в детских садах Вологодской области «Логопеды – детям!»

РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Консультация для родителей

Тема: «Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения»

 

Форма проведения: очная

 

 

Дата проведения: 2.12.2021

Клокова Наталья Александровна, учитель-дефектолог

МАДОУ «Детский сад № 85» г. Череповец

 

г. Череповец

 

Цель: ознакомление родителей с особенностями речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями речевого дыхания у детей.

2. Познакомить родителей с трудностями в речевом дыхании детей.

3. Предложить игры и упражнения по развитию речевого дыхания у детей данного возраста.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения», памятка для родителей "Формирование речевого дыхания. Игры и упражнения".

Содержание консультации

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звуко-образование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

Неправильное речевое дыхание нередко приводит:

— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

— неправильному использования интонационных средств выразительности;

— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

 

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Правила при выполнении упражнений:

1. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

2. Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальной, так и подготовительной и фронтальной работы с детьми.

3. Для проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания рекомендуем следующее:

· правильно определить задачи в зависимости от возраста и нарушений речевого дыхания;

· подобрать игры и упражнения с учетом возраста и нарушений;

· занятия проводить:

- с небольшими группами (не более 10 детей);

- с подгруппами (не более 4-5 детей);

- индивидуально.

· проводить занятия 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака), или вечером после дневного сна;

· должно быть, четкое объяснение и показ взрослым;

· продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;

· упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза;

· длительность выдоха должен соответствовать возрасту ребенка (младшим – до 3 слов на 1 выдохе, старшим – 5-6 слов);

· необходимо следить за постепенностью усложнения игр и упражнений;

· в целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: