Естественные источники радиации




Естественные радионуклиды делятся на четыре группы:

долгоживущие (уран-238, уран-235, торий-232);

короткоживущие (радий, радон);

долгоживущие одиночные, не образующие семейств (калий-40);

радионуклиды, возникающие в результате взаимодействия космических частиц с атомными ядрами вещества Земли (углерод-14).

Источники радиации, созданные человеком (техногенные)

Искусственные источники радиационного облучения существенно отличаются от естественных не только происхождением. Во-первых, сильно различаются индивидуальные дозы, полученные разными людьми от искусственных радионуклидов. В большинстве случаев эти дозы невелики, но иногда облучение за счет техногенных источников гораздо более интенсивно, чем за счет естественных. Во-вторых, для техногенных источников упомянутая вариабельность выражена гораздо сильнее, чем для естественных. Наконец, загрязнение от искусственных источников радиационного излучения (кроме радиоактивных осадков в результате ядерных взрывов) легче контролировать, чем природно обусловленное загрязнение.

Энергия атома используется человеком в различных целях: в медицине, для производства энергии и обнаружения пожаров, для изготовления светящихся циферблатов часов, для поиска полезных ископаемых и, наконец, для создания атомного оружия.

 

Работа по обеззараживанию техники

 

Загрязнение транспортных средств и техники радиоактивными веществами может происходить во время выпадения радиоактивной пыли, веществ из радиоактивной тучи или при преодолении зараженной местности.

При одинаковых уровнях радиации на местности степень загрязнения машин может быть разной в зависимости от их вида, состояния и условий загрязнения. Это объясняется тем, что из гладких и блестящих, покатых поверхностей радиоактивная пыль легко осыпается или смывается осадками, а на поверхностях сложной конфигурации концентрируется.

Считается, что при выпадении радиоактивной пыли, веществ в сухую погоду транспортные средства и техника загрязняются с плотностью, которая составляет 10% от плотности загрязнения местности. Если транспортные средства и техника загрязнены за счет процессов вторичного пылоутворения, можно считать, что степень их загрязнения приблизительно в 100 раз меньше от степени загрязнения местности.

В зависимости от наличия средств дезактивации, степени загрязнения и времени используется тот или другой способы дезактивации.

Один из наиболее доступных способов дезактивации - это смывание радиоактивных веществ струей воды под давлением. Выполняется он посредством специальных машин и приборов или машин и приборов, которые используются в народном хозяйстве. При смывании радиоактивной пыли всю поверхность загрязненного объекта последовательно сверху к низу обмывают сильной струей воды. Струю направляют под углом 30-60° к поверхности, которая обрабатывается, на расстоянии 3-4 м с тем, чтобы вода стекала на землю, а не разбрызгивалась в разные стороны. Особенно плотно промывают пазы и щели. Степень загрязнения объекта в результате такой обработки может быть снижена в 10-20 раз.

Иным способом дезактивации есть смывание радиоактивных веществ водой или моющими растворами с одновременной протиркой подручными средствами, смоченными в дезактивующих растворах, водой или растворителями. Для достижения полноты дезактивации загрязненные поверхности обрабатывают 2-3 раза. После каждой обработки поверхность протирается досуха.

Зимой обработку загрязненных объектов можно проводить 2-3-разовой протиркой их поверхности снегом. Особенное внимание уделяют обработке труднодоступных мест. Для дезактивации сухих не замасленных поверхностей пользуются методом пылоотсмоктывания. Отсос пыли осуществляется при одновременной протирке сверху к низу поверхности, что обрабатывается щетками. Особенно плотно обрабатываются пазы и щели, а также детали и узлы, которых касается личный состав при использовании техники.

Частичная дезактивация транспортных средств и техники осуществляется при необходимости после выхода из загрязненного района. Для проведения частичной дезактивации в первую очередь используются подручные средства: веники, щетки и т. др. Можно также использовать дезактивирующие комплекты и специальные растворы, если они есть в наличии.

Частичная дезактивация проводится обслуживающим персоналом транспортных средств и техники. С помощью специальных средств и материалов обрабатываются те места и узлы машин, к которым касались в процессе управления. Дезактивацию автомобиля начинают с обработки тента. Сначала его выбивают, находясь во внутренней части кузова; потом, став на задний борт кузова, обметают веником или щеткой. Верх кабины, моторную часть автомобиля, переднее стекло, щетки и подножки обметают и протирают. Потом обрабатывают внутренние поверхности кабины, приборы и рычаги управления. Если на машине предусматривается перевозка людей, то дополнительно обрабатывается задний борт из внешней стороны и внутренняя поверхность кузову.

Аналогично проводят дезактивацию железнодорожного транспорта, самолетов, сельскохозяйственной, строительной, путевой и другой техники.

Если радиоактивные вещества выпали вместе со снегом, его необходимо сразу убрать из транспортных средств и техники. Снег может подтаять и примерзнуть к поверхности машин, тогда его счищают лопатами. Если же снег таял, то вода вместе с радиоактивными веществами попадает в труднодоступные для обработки места.

Полная дезактивация транспортных средств и техники заключается в удалении радиоактивных веществ из загрязненных поверхностей к допустимым величинам загрязнения. Она проводится за пределами загрязненной территории на станциях обеззараживания транспорта, которые заблаговременно создаются на базе моющих отделений гаражей, станций обслуживания автомобилей, а также на площадках дезактивации, расположенных в полевых условиях вблизи водоемов. На железнодорожном транспорте и самолетах полная дезактивация проводится в подразделениях обслуживания и ремонта.

В сооружениях для обеззараживания транспортных средств и техники устанавливается одна или несколько поточных линий. Каждая линия состоит из последовательно расположенных 2-3 рабочих постов, на которых обрабатываются транспортные средства и техника. Параллельно потокам устанавливают столы для обработки деталей и узлов, которые снимаются. К каждому рабочему посту подводится горячая вода и сдавленный воздух которым будут дезактивироваться машины, что установлены на эстакады. Сброс загрязненной воды происходит сквозь приемщик в отстойник и дальше - в промежуточные колодцы. Возле рабочих мест располагаются емкости для приготовления дезактивирующих растворов, щетки, веники и инструмент, которые могут быть нужными при обеззараживании транспортных средств.

Машины, что прибыли на станцию обеззараживания, поступают на площадку для обеззараживания транспортных средств где дозиметриста определяют степень их загрязнения. Места, что заражены наиболее сильно, отмечаются и в дальнейшем поддаются более тщательной обработке. Потом машины освобождаются от груза и поступают на первый рабочий пост, где из них снимают запасные колеса, тенты которые передают на столы, предназначенные для обработки деталей. Здесь машины также освобождают от грязи и масла, после чего машины поступают на второй пост, где проводится дезактивация с использованием моющих дезактивирующих растворов.

На третьем рабочем посту определяется полнота дезактивации машины и проводится монтаж ранее снятого оборудования. Машины, что загрязнены больше допустимых норм, возвращаются для повторной дезактивации. Обработанные машины передвигаются на площадку для обеззараживания транспортных средств и техники, где протираются, смазывают и готовятся к выезду.

При низких температурах дезактивация транспортных средств значительно осложняется: грязь, которая находится на машине в виде густого масла и замерзаний, удаляется с большими усилиями. Под руководством обслуживающего персонала площадки в выполнении работ из предыдущей очистки машин от снега, льда и грязи и в проведении дезактивации принимают участие экипажи машин, которые проходят дезактивацию.

 

Обеззараживание

 

Обеззараживание - выполнение работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции зараженных поверхностей. Для того чтобы исключить вредное воздействие на человека и животных необходимо выполнить комплекс работ по обеззараживанию территории, помещений, техники, приборов, оборудования, мебели, одежды, обуви, открытых частей тела. Обеззараживание проводится также при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных.

Для удаления радиоактивных веществ с заражённой поверхности, обеззараживания и удаления РВ и бактериальных средств проводятся санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация и дезинфекция одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, оружия и техники.

Дезактивация - удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей транспортных средств и техники, зданий и сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты, а также из воды. Проводится в тех случаях, когда степень заражения превышает допустимые пределы. Дезактивация подразделяется на частичную и полную и проводится в основном двумя способами - механическим и физико-химическим. Механический способ - удаление РВ с зараженных поверхностей. Физико-химический способ основан на процессах, возникающих при смывании РВ растворами различных препаратов.

Для проведения дезактивации используется вода. Вместе с водой применяются специальные препараты, повышающие эффективность смывания радиоактивных веществ.

Это поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи. К первым относятся порошок СФ-2 и препараты ОП-7, ОП-10; ко вторым - фосфаты натрия, трилон Б, щавелевая и лимонная кислоты, соли этих кислот. Для получения раствора порошок добавляют в воду небольшими порциями при постоянном перемешивании. Дезактивацию транспортных средств и техники проводят с применением 0,15%-ного раствора СФ-2 в воде (летом) или аммиачной воде, содержащий 20-24% аммиака (зимой). Препараты ОП-7 и ОП-10 применяют как составную часть дезактивирующих растворов, предназначенных для дезактивации поверхностей зданий, сооружений и оборудования.

Дезактивация транспортных средств и техники проводится смыванием струей воды под давление 2-3 атм или обработкой дезактивирующими растворами, протиранием ветошью, смоченной в бензине, керосине, дизельном топливе, а также обработкой газокапельным потоком.

Дезактивация зданий и сооружений проводится обмыванием водой. Обмыв начинается обычно с крыши и ведется сверху вниз. Особо тщательно обмываются окна, двери, карнизы и нижний этажи здания. Для предохранения от попадания зараженной воды во внутренние помещения необходимо закрыть двери, окна, вентиляционные отверстия и т.д.

Дезактивация внутренних помещений и рабочих мест проводится обмыванием растворами или водой, обметанием вениками и щетками, а также протиркой. Начинать дезактивацию следует с потолка. Потолок, стены, станки и оборудование протирают влажными тряпками, пол моется теплой водой с мылой 2-3%-ным содовым раствором.

Дезактивация участков территории, имеющих твердое покрытие (асфальт, бетон), может проводиться смыванием радиоактивной пыли струей воды под большим давлением с помощью поливомоечных машин или сметанием радиоактивных веществ подметально-уборочными машинами. Участки территории, не имеющие твердого покрытия, дезактивируют путем срезания зараженного слоя грунта толшиной 5-10 см дорожными машинами (бульдозерами, грейдерами), засыпкой зараженных участков территории слоем незараженного грунта толщиной 8-10 см, перепахиванием зараженной территории тракторными плугами на глубину до 20 см, устройством настилов для проездов и проходов по зараженной территории, уборкой снега (срезается верхний слой снега толщиной до 20 см) и скалыванием льда.

Дезактивация воды проводится фильтрованием, перегонкой, а также с помощью ионообменных смол или отстаиванием. Колодцы дезактивируют путем многократного откачивания из них воды и удаления грунта со дна, а прилагающий участок местности в радиусе 15-20 м дезактивируют путем снятия слоя грунта толщиной 5-10 см с последующей засыпкой участка незараженным песком.

Продовольствие и пищевое сырье дезактивируют путем обработки или замены зараженной тары, а незатаренные - путем снятия зараженного слоя. Зараженная готовая пища и хлеб уничтожаются.

Дегазация - разложение ядовитых веществ (РВ или СДЯВ) до нетоксичных продуктов и удаление их с зараженных поверхностей в целях снижения зараженности до допустимых норм. Производится с помощью специальных технических средств - приборов, комплектов, поливомоечных машин с применением дегазирующих веществ, а также воды, органических растворителей, моющих растворов. Различают частичную и полную дегазацию.

К дегазирующим веществам относятся химические соединения, которые вступают в реакцию с РВ (СДЯВ) и превращают их в нетоксичные соединения. Различают дегазирующие вещества окислительно-хлорирующего действия (гипохлориты, злорамины) и щелочные (едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли и др.), которые применяются в виде растворов. В качестве растворителей используются вода и различные органические жидкости (дихлорэтан, трихлорэтан, бензин и др.).

Для дегазации в качестве вспомогательных веществ могут быть использованы порошки СФ-24, а при их отсутствии - порошки «Дон», «Эра» и другие моющие средства в виде водных растворов (летом) или растворов в аммиачной воде (зимой). Следует помнить, что моющие растворы не обезвреживают РВ (СДЯВ), а только способствуют быстрому удалению их с зараженной поверхности.

Дегазацию транспортных средств и техники проводят путем обработки дегазирующим раствором (в зависимости от вида РВ (СДЯВ) с помощью технических средств дегазации или протиранием кистью или ветошью, смоченными в растворах. При отсутствии растворов РВ (СДЯВ) смывают растворителями (бензин, керосин, дизтопливо). Дегазация может проводиться газовым потоком с помощью тепловых машин.

Если транспортные средства и техника имеют комбинированное заражение (радиоактивными и отравляющими веществами (СДЯВ), то сначала проводится дегазация. После дегазии степень заражения техники радиоактивными веществами определяется дозиметрическими приборами. Если степень заражения превышает допустимую норму, то проводится дезактивация.

Дегазация территории может проводиться химическим или механическим способом. Химический способ осуществляется поливкой дегазирующими растворами или рассыпанием сухих дегазирующих веществ с помощью поливомоечных и других дорожных машин. Механический способ - срезание и удаление верхнего зараженного слоя почвы (снега) с помощью бульдозера, грейдеров на глубину 7-8 см, а рыхлого снега - до 20 см или изоляция зараженной поверхности с использованием настилов из соломы, камыша, веток, досок и т.д.

 

Санитарная обработка

 

Санитарная обработка - комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава формирований и населения радиоактивными, отравляющими веществами или бактериальными средствами - составная часть специальной обработки. Своевременно и качественно проведенная санитарная обработка: обеззараживание поверхности тела и наружных слизистых оболочек, одежды и обуви значительно снижает возможность поражения людей, находившихся в зонах заражения, и во многом предотвращают распространение инфекции за пределы зоны бактериологического (биологического) заражения. Подразделяется она на частичную и полную.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: