Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым. Сын человеческий! не внимай нашептыванию искусителя, который тебе скажет: «Разве я из




Сын человеческий! не внимай нашептыванию искусителя, который тебе скажет: «Разве я из камня, разве плоть моя из меди, что ты взваливаешь на меня эту тяжелую ношу – исполнение заповедей. Ведь все дни мои и ночи мои недостаточны будут для исполнения всего этого». Знай, что такие помыслы суть нашептывания злого искусителя, который представляет тебе исполнение заповедей делом очень трудным, дабы ты совсем уклонился от истины и попал в западню. Знай также, что большую половину заповедей составляют запреты, говорящие человеку только «не делай». Опять большую часть остальной половины составляют заповеди о единстве Бога и постоянной любви к Нему и чтобы ты не вредил ближнему, удалялся от грабежа и т. д. Таким образом, заповеди очень легко исполнимы, так как большая часть из них суть пассивная, то есть требующая только воздержания от действия, и весьма незначительную часть составляют активные, да и исполнение этих не есть что-нибудь постоянное, а случайное, периодическое, как, например, творение милостыни, защита притесненного от его притеснителя, что представляется не каждый день, а иногда.

Талмуд

 

Народное название: Второй Спас, Яблочный Спас, осенины, Преображение.

 

Традиции. Это день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром. До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а в этот день разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться. Было такое присловье: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают». Считалось обязательным наделять освященными плодами бедных, а больным посылать их на дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения, о них говорили: «А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного». В этот день совершали особенный обряд засевания полей. Со святыми иконами на поле приходил священник и окроплял вспаханную землю святой водой, причем один из самых уважаемых хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Этот обряд считался началом сева озимых. На яблочный Спас наблюдали заход солнца. Выходили вечером на пригорки, едва начнет скрываться солнце на запад, пели особую песню: «Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа бояре из Велика-де Новагорода на велик день пировать. Уж и вы ли, господа бояре, вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой для всего мира крещеного, для всей братии названой. Строили господа бояре пир, строили бояре новгородские про весь крещеный мир. Вы сходитеся, люди добрые, на велик званый пир; есть про вас мед, вино, есть про вас яства сахарные. А и вам, крещеный мир, бьем челом и кланяемся». Считалось, что после Спаса-Преображения погода «преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными.

 

Приметы

Каков Второй Спас, таков январь.

Второй Спас – бери рукавицы про запас.

Каков день на Второго Спаса – таков и Покров (14 октября).

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую.

Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас.

Спасовка – лакомка, а петровка – голодовка.

На Второй Спас и нищий яблочко съест.

Со Второго Спаса засевай озими.

 

Растение дня – яблоня. Она традиционно связывается с любовной и исцеляющей магией. Считается, что это дерево, посаженное рядом с домом, притягивает к нему благополучие. Яблоко, традиционно связанное в народном представлении с любовью, браком и семьей, часто использовали для гаданий. Его привязывали на шнурок и вертели над костром. У кого яблоко упадет раньше всех, та девушка прежде всех и выйдет замуж, а та, у которой оно останется на шнурке, так и умрет, не познав супружества. Считалось, что если срезать с яблока кожуру одной длинной полоской и бросить ее через левое плечо, то по форме, которую она примет на земле, можно узнать начальную букву имени будущего мужа или жены. Девушки прилепляли к щеке яблочные семечки, давая каждому имя потенциального жениха. По тому семечку, которое держалось дольше других, угадывали имя суженого. Можно было и выяснить, верен ли супруг: семечко клали на решетку очага со словами: «Если любишь, улетай, если нет, лежи – сгорай». Если оно от жара лопалось с треском, то возлюбленный хранит верность, а если тихонько сгорало, то нет. Считалось, что если повязать на яблоню красную ленту и попросить, то во сне можно увидеть суженого или суженую.


20 августа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: