Образное восприятие действительности.




Литература. Занятие №15 Группа 23

Преподаватель: Вильчинская Оксана Леонидовна

Форма отчетности: фотоотчет на e-mail zakon581@gmail.ru

Тема: Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины

проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь; выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Ход занятия.

 

Задание 1. Изучить теоретический материал, составить конспект:

 

Теоретический материал

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Словарная работа

«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

 

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, в соотносимом с привычным положительным героем предшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

 

Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошие отношения, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!...Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».

Из дальнейшего разговора становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла....»

Искренность и честность.

Катерина - по-гречески «всегда чистая». По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»

И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Катерина, наоборот, не умеет обманывать:

«Обманывать - то я не умею, скрыть - то ничего не могу».

Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же

приятно!»

Образное восприятие действительности.

Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие действительности, она обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она сама говорит об этом еще в начале пьесы

Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с

ключом А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим – отсюда знаменитая сцена признания

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.

Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова - блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.

Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик - самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

 

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции

 

Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: