учебного предмета «Родной язык»




Департамент образования Белгородской области

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

1-4 КЛАСС (ФГОС НОО)

 

2017 г.


Содержание

Содержание

1. Пояснительная записка.    
2. Содержание курса.    
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.    
4. Планируемые результаты.    

Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:

– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

– приобщение к литературному наследию своего народа;

– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Общая характеристика курса

Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Программа направлена на решение следующих целей:

– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;

– обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного).

Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:

– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Содержание курса

Класс

Звуки: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

Слова: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко.

Речь, текст, предложение: Язык как средство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о месте, в котором живёшь.

 

Класс

Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове.Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.

Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.

Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации.Что такое текст. Тема текста.Деление текста на части. Части текста и план.Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.

Класс

Звуки: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова.Правила обозначения гласных после шипящих.Правописание безударных гласных в корне слова.Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова.

Слова: Повторяем состав слова. Части речи.Имя существительное.Правописание имён существительных.Имя прилагательное.Правописание имён прилагательных.Местоимение.

Предложения, текст, речь: Заголовок и начало текста.Пишем изложение.Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.

Класс

Звуки: Фонетика и словообразование.Лексическое значение слова.

Слова: Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.

Речь, текст, предложение: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

 

В результате изучения курса родного языка обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к родному языку, стремление к грамотному использованию, родной язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования и программу учебного курса «Родной язык», будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Родной язык рассматривается как комплексный предмет, включающий следующие разделы:

· обучение грамоте,

· развитие речи,

· обучение грамматике.

Класс

№ п/п Тема Количество часов
  Звуки 1. Звуки речи.Слово звучащее и написанное 2. Гласные звуки.Особенности гласных звуков. 3. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. 4. Мягкие и твёрдые согласные звуки.Обозначение мягкости согласных звуков на письме. 5. Сколько звуков и сколько букв в слове.Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)  
  Слова 1. Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….» 2. Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Волшебное слово 3. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова» 4. Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик 5. Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо - громко  
  Речь, текст, предложение 1. Язык как средство общения. Для чего нужна речь 2. Устная и письменная речь. Говорим и пишем 3. Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения 4. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините» 5. Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова. 6. Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно - быстро 7.Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь  
   

Класс

№ п/п Тема Количество часов
  Звуки 1. Звуки речи и буквы. 2. Обозначение звуков речи на письме. 3. Ударные и безударные гласные звуки в слове. 4. Согласные звуки. 5. Звонкие согласные звуки на конце слова.  
  Слова 1. Слово. 2. Слова, называющие предметы. 3. Слова, называющие признаки действия. 4. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. 5. Неизменяемые слова. 6. Однокоренные слова. 7.Слово и его значение.  
  Предложения, текст, речь 1. Различение предложений по цели высказывания и интонации. 2. Что такое текст. Тема текста. 3. Деление текста на части. Части текста и план. 4. Типы текстов: описание и повествование. 5. Типы текстов: научный и художественный.  
   

Класс

№ п/п Тема Количество часов
  Звуки 1. Повторяем фонетику. 2. Фонетический разбор слова. 3. Правила обозначения гласных после шипящих. 4. Правописание безударных гласных в корне слова. 5. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. 6. Повторяем фонетику и состав слова.  
  Слова 1. Повторяем состав слова. 2. Части речи. 3. Имя существительное. 4. Правописание имён существительных. 5. Имя прилагательное. 6. Правописание имён прилагательных. 7. Местоимение.  
  Предложения, текст, речь 1. Заголовок и начало текста. 2. Пишем изложение. 3. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.  
   

Класс

№ п/п Тема Количество часов
  Звуки 1. Фонетика и словообразование (2ч.) 2. Лексическое значение слова (2ч.)  
  Слова 1. Морфологический разбор имени существительного 2. Признаки имени прилагательного. 3. Глагол как часть речи 4. Правописание глаголов. 5. Глагол в предложении. 6. Наречие  
  Предложения, текст, речь 1. Типы текста. 2. Изложение. 3. Изложение с элементами сочинения. 4. Слово. Словосочетание. Предложение. 5. Связь слов в словосочетании. 6. Сложное предложение. 7.Знаки препинания в сложном предложении  
   

Планируемые результаты изучения

учебного предмета «Родной язык»

Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы на формирование:

уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;

проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;

использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

2) овладение умениями работать с информацией:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

3) овладение регулятивными учебными действиями:

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

готовить небольшие публичные выступления;

соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

1) осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

2) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

4) формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):

слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;

чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: