Тема: Экологические сообщества. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
Цель работы: закрепление и систематизация знаний по теме; формирование умений самостоятельного анализа, обработки информации; развитие познавательной активности студентов, способностей в сфере продуктивной речевой деятельности; закрепление навыков публичного выступления.
Задание: составить синквейны по разделу «Экология».
Правила составления синквейна см. Самостоятельная работа № 3
Алгоритм выполнения работы:
1. Изучите материал, касающийся темы, используя материалы учебника, Интернета.
2. Выберите термины.
3. В соответствии с правилами составления составьте синквейны.
4. Должно быть составлено не менее 5-и синквейнов.
5. Критически осмыслите составленные синквейны.
6. Письменно оформите работу и предоставьте в установленный срок.
Оценка/баллы | Критерии оценки |
- термины соответствуют теме; - синквейны составлены в соответствии с правилами их составления; - работа сдана в срок. | |
- термины соответствуют теме; - синквейны составлены в соответствии с правилами их составления; - работа сдана не в срок. | |
- большинство терминов не соответствует теме; - оформление не соответствует требованиям; - работа сдана в срок. | |
- работа не сдана. |
Самостоятельная работа № 10
Тема Экологические сообщества. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
Цель работы: углубление и систематизация знаний по теме; формирование умений самостоятельного информационного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности студентов.
Задание: с оставить примерную хронологическую таблицу, показывающую основные этапы эволюции биосферы, основываясь на знания о развитии жизни на нашей планете.
Алгоритм выполнения работы:
1. Повторите материал урока, изучите дополнительный материал, Интернет – ресурсы, касающиеся темы.
2. Перепишите в тетрадь для ВСРС таблицу.
3. Продумайте ход заполнения таблицы.
4. Заполните ячейки таблицы.
5. Оформите таблицу.
6. Проведите анализ и самоконтроль таблицы.
Таблица. Основные этапы эволюции биосферы
Этапы эволюции биосферы | Характеристика данного этапа |
Оценка выполнения задания:
Оценка/ баллы | Критерии оценки |
- представленная в таблице информация полностью соответствует заданной теме; - материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | |
- представленная в таблице информация полностью соответствует заданной теме; - в оформлении таблицы имеются незначительные недочеты или небольшая небрежность. | |
- ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; - имеются незначительные множественные ошибки. | |
- содержание ячеек таблицы не соответствуют заданной теме; - имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки; - обучающийся не выполнил работу. |
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учебник / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. – 368 с.: ил.
2. Биология. Общая биология. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.: ил.
3. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека https://www.biology.asvu.ru
4. Национальный портал «Природа» https://www.priroda.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Темы сообщений
1. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
2. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
3. Драматические страницы в истории развития генетики.
4. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
5. История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
6. «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.
7. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
8. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.
9. Современный этап развития человечества. Человеческие расы.
10. Опасность расизма.
11. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. 12. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
13. Влияние курения, употребления алкоголя родителями на эмбриональное развитие ребенка.
14. Влияние употребления наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
15. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме.
16. Нарушения в организме в результате недостатка витаминов, гормонов, ферментов.
17. Нарушения в организме в результате избытка витаминов, гормонов, ферментов.
18. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
19. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
20. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
21. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
22. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. 23. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
24. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
25. Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов.
26. Опасность глобальных нарушений в биосфере.
27. Озоновые «дыры» и их предотвращение.
28. Кислотные дожди и их предотвращение.
29. Смоги и их предотвращение.
30. Экологические кризисы и экологические катастрофы.
31. Предотвращение возникновения экологических кризисов и экологических катастроф.
32. Проблема близкородственных браков.