Выполнить тестовые задания: - с выбором одного правильного ответа




 

1. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, – недостаток


1)света

2)тепла

3)воды

4)минеральных веществ


2. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1)вырубка деревьев и высокая температура летом

2)увеличение затенённости и недостаток влаги в летний период

3) сбор дикорастущих растений и вытаптывание почвы

4) низкая температура воздуха зимой

3. Какой антропогенный фактор приводит к уменьшению содержания кислорода в атмосфере?

1)увеличение численности животных

2)осушение болот

3)создание новых агроценозов

4)массовое уничтожение лесов

4. Накопление в атмосфере оксидов серы приводит к

1)расширению озоновых дыр

2)парниковому эффекту

3)увеличению ионизации атмосферы

4)выпадению кислотных дождей

5. Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме?

А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) – пример симбиотических отношений.

Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений – пример конкурентных отношений в биоценозе.


1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны


6.Повышение урожайности сельскохозяйственных культур предпочтительнее, чем расширение площадей агроценозов, так как при этом

1)понижается численность вредителей

2)улучшается обеспечение людей пищей

3)облегчается внесение удобрений

4)сохраняются природные биоценозы

7. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в пустыне, – недостаток


1)света

2)тепла

3)воды

4)минеральных веществ


8. К абиотическим факторам относят

1) подрывание кабанами корней


2) нашествие саранчи

3) образование колоний птиц

4) обильный снегопад


9. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы

1) антропогенные 3) биотические


2) абиотические

4) климатические


10. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1) абиотическим


2) биотическим

3) антропогенным

4) ограничивающим

 

О2. Установите соответствие между примером и экологическим фактором.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) паразитирование чесоточного зудня в коже человека Б) сбор личинок колорадского жука с побегов картофеля на полях В) развитие печёночного сосальщика в печени человека Г)внесение азотных удобрений перед посевом растений Д)уплотнение корневых систем растений на лесной тропинке 1)биотический 2)антропогенный

Ответ:

         
         

3. Установите соответствие между примером воздействия на организмы

и экологическим фактором.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) использование минеральных солей почвы растениями Б) гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов В) взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе Г) влияние продолжительности светового дня на рост растения Д) влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели   1)биотический 2)абиотический

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

4. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.

ПРИМЕР СРЕДА
А) подвижные веки Б) жабры с жаберными крышками В) тазовый пояс Г) шейный отдел позвоночника Д) боковая линия Е) двухкамерное сердце 1)водная 2)наземно-воздушная

Ответ:

а Б в г д е
           

5. Установите соответствие между характеристикой и экологическим фактором.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А)распашка целинных земель Б)создание оросительных каналов В)образование озоновых дыр за счёт воздействия фреонов Г)влияние паразита на организм хозяина Д)взаимоотношения хищника и жертвы Е)взаимовлияние гифов гриба и цианобактерий в лишайнике 1)биотический 2)антропогенный

Ответ:

а Б в г д е
           

 

-Тест с выбором нескольких правильных ответов

1. В естественной экосистеме

1)разнообразный видовой состав

2)несбалансированнный круговорот веществ

3)незамкнутый круговорот веществ

4)замкнутый круговорот веществ

5)разветвленные пищевые цепи

6)среди консументов преобладают хищники

Ответ

     

 

 

2. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1)майскими жуками 4)шиповником

5)орешником 2)черемухой

3)грибами 6)мышами

 

Ответ:

     

 

 

3. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?

1)разрушение озонового слоя атмосферы

2)сезонные изменения освещённости поверхности суши

3)падение численности китообразных

4)накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад

5)накопление в почве гумуса в результате листопада

6)накопление осадочных пород в недрах Мирового океана

Ответ:

     

 

 

4. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?

1)рождение детёнышей и выкармливание их молоком

2)дыхание атмосферным воздухом

3)обтекаемая форма тела

4)превращение передних конечностей в ласты

5)разделение полости тела диафрагмой

6)толстый слой подкожного жира

Ответ

     

 

 

5. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1)вырубка деревьев

2)увеличение затенённости

3)недостаток влаги в летний период

4)сбор дикорастущих растений

5)низкая температура воздуха зимой

6)вытаптывание почвы

Ответ:

     

 

 

- Расшифровать термины по теме «Экологические термины» - устно (2 человека, по 5 терминов)

1) Экология 4) Эврибионты 7) Абиотиоческие

2)Среда обитания 5) Биотические 8) Антропогенные

3)Экологические факторы 6)Толерантность 9) Стенобионты

III. Изучение нового материала

Учитель предлагает решить экологическую задачу, чтобы определить тему урока:

Однажды я увидел странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, но не клевал муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел минут 10. Позже на это место прилетела сойка, потом скворец, потом трясогузка. Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?

(Рассказ лечебница под сосной» На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.)

Вопрос классу: Какие типы биотических взаимоотношений вы знаете?

Учитель: я предлагаю каждой группе выбрать форму представления самостоятельной работы с учебником (составить таблицу, составить схему, составить тестовые задания различной сложности, составить вопросы для игры «Данетка», составить кластер или своё предложение).

Самостоятельная работа в группах.

IV. Первичное закрепление знаний. Презентация – определить тип биотических взаимоотношений.

Дополнительные вопросы

Узнайте, о какой форме взаимоотношений идет речь?

1. Естественный отбор увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи. Жертвы совершенствуют средства защиты.

2. Увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование.

3. Происходит регуляция плотности популяций.

4. Паразитизм существует только у животных? Обоснуйте ответ: растения-паразиты: повилика на крапиве, заразиха на подсолнечнике. Грибы-паразиты: фитофтора на картофеле, головня и спорынья на злаковых.

5. Промежуточное положение между хищниками и паразитами занимают паразитоиды, например, наездники. Как человек использует наездников в практической деятельности?

6. Эта форма биотических взаимоотношений наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи. Приведите примеры.

Физкультминутка: Выберите из предложенных организмов: (комар, малярийный плазмодий, блоха, дизентерийная амеба, муха жигалка аскарида).

-экзопаразитов (сидя машем руками)

- эндопаризитов (встаем)

V.Применение полученных знаний в новой учебной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности -увеличение количества кошек, которых заводят старые девы -уменьшение количества мышей - увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши - повышение урожайности клевера - увеличение удоя у коров в данной местности.

IV. Домашнее задание: составьте список (схему) организмов, имеющих разного типа экологические связи с: лохом, зябликом, зайцем.

Индивидуальные задания по желанию:

-подготовьте сообщение «Симбионты человека», «Паразиты человека»

д) сформулируйте предполагаемые выводы.

VII. Рефлексия

VIII. Итог урока



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: