Лекция: Иррациональные уравнения. Примеры решений




Знаешь, за что, согласно легендам, убили одного древнего математика-философа по имени Гиппас?

За то, что он открыл иррациональные числа! А другие философы сочли, что такое открытие нарушает "идеальность" окружающей нас природы.

Сегодня ты узнаешь, что такое иррациональность, как решать иррациональные уравнения и почему нам не следует бояться их, как это делали древние математики!

Поехали!

Что такое иррациональные уравнения?

Не секрет же, что большинство чисел можно представить в виде обыкновенной дроби с натуральными числами в числителе и знаменателе?

Например, число 7 – это 21/3

Иррациональные числа не такие. Их невозможно представить в виде дроби. Они странные.

Гиппас создал античным математикам множество проблем: их теории о том, что все в мире соизмеримо целым числам, рушились одна за другой. И они боялись.

Но мы будем смелыми 🙂

· 3⋅(x+1)=x – как думаешь, какое это? Тут сложение, умножение, нет корней, и степеней никаких – рациональное!

· 3⋅(x+1)=x−−√ – вот тебе и корень из переменной, значит уравнение НЕ рациональное (или иррациональное);

· 3⋅(x+1)=x2 – тут вот степень, но она с целым показателем степени (2– целое число) – значит, это тоже рациональное уравнение;

· 3⋅(x+1)=x−1 – даже уравнение с отрицательным показателем степени тоже является рациональным, ведь, по сути, x−1 – это 1/x;

· 3⋅(x+1)=x0 – тоже рациональное, т.к. x0=1;

· 3⋅(x+1)=x1/2 – а с ним поосторожнее, степень-то дробная, а по свойству корней x1/2=x−−√, как ты помнишь, корня в рациональных уравнениях не бывает.

Надеюсь, теперь ты сможешь различить, к какому виду относится то или иное уравнение.

 

Дадим oпределение:

Иррациональными уравнениями называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или знаком возведения в дробную степень.

Для того, чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:

1. Уединить одно из выражений с корнем в одной части и избавиться от знака корня (возвести в соответствующую степень обе части уравнения и упростить его), повторять эту процедуру, пока все корни не уйдут или пока решение не станет очевидным;

2. Решить получившееся рациональное уравнение;

3. Для проверки подставить получившиеся корни уравнения в исходное уравнение.

Но только отличать рациональное от иррационального недостаточно, тебе же решать их надо! Вся сложность в корнях, так?

Так избавься от них, вот и все дела!

Если еще не догадался, как, то я подскажу: просто возведи в нужную степень обе части уравнения, а потом решай его как простое рациональное уравнение.

Но проверяй все корни! Позже ты поймешь, почему делать это необходимо.

Решение примера №1

 

Вот такое уравнение:

√2x+1=3

Корень из икса видишь? Значит, какое уравнение?

Верно, оно иррациональное! Что дальше?

Избавляемся от корней. Поскольку корень второй степени, то обе части уравнения возводим в квадрат и упрощаем:

2x+1=9

2x=8

x=4

Вот и все, почти все, что осталось сделать?

Правильно.

Решая иррациональное уравнение, обязательно надо проводить проверку полученных корней!

Подставим 4 в исходное уравнение, именно в исходное уравнение, потому что нам нужно найти его корни, а, возведя в квадрат, мы могли получить посторонние корни (об этом позже).

3=3 – тут все верно.

Решение примера №2

Давай еще одно:

2. √2x−5=√4x−7

О том, что это иррациональное уравнение, думаю, ты и сам знаешь. Как и раньше возводим в квадрат обе части:

2x−5=4x−7, упрощаем: x=1.

Проверка, подставим 1 в исходное уравнение:

√−3=√−3

Вот это да! Ничего тебя тут не смущает?

Под квадратным корнем у нас отрицательное число!

Как же так вышло?

А это говорит о том, что это посторонний корень для исходного уравнения.

Да, это корень уравнения 2x−5=4x−7, но оно-то не исходное, его мы получили после преобразований!

В ответе пишем «нет решения».

Решение примера №3

Что будем делать, чтобы отточить свои навыки? Будем еще решать, вот уравнение:

4. √12−x=x

После возведения обеих частей в квадрат имеем:

12−x=x2, упрощаем и решаем квадратное уравнение.

У нас два корня, пробуем их подставить в исходное для проверки.

Подставляем 3, -4

√9=3, 3=3 – подходит.

Подставим −4, получим √16=−4...

Но ведь 4≠−4! Что же получается, −4 – посторонний корень.

Заговор какой-то!

 

Ну, вообще это в свойствах корней почитаешь («Корень степени n > 1 и его свойства»), а так я напомню только основные принципы.

· Если показатель степени четный, т.е. мы берем корень квадратный

· или корень 4 степени и т.д.;

· Если подкоренное выражение отрицательно, то корень не имеет смысла (не существует);

· Если подкоренное выражение равно нулю, то корень тоже равен нулю;

· Если подкоренное выражение положительно, то значение корня

· существует и положительно.

·

Если показатель степени нечетный (√3 √5...), то корни определены при любом значении подкоренного выражения.

При этом корень отрицателен, если подкоренное выражение отрицательно; равен нулю, если подкоренное выражение равно нулю; положителен, если покоренное выражение положительно.

Примеры: −27−−−−√3=−3, 0–√3=0, 27−−√3=3.

Но не все так просто, как хотелось бы.

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: